Павлина Попова
«Дифференциация звуков [Л-Л’], буква Л». Конспект занятия в рамках лексической темы «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Космос». Дифференциацию звуков [Л-Л’], буква [Л. ]. Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Дифференцировать звуки Л-Ль в слога, словах. Развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; закрепление знаний детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове, предложении и тексте); совершенствование умений согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе. Дальнейшее пополнение, расширение и систематизация знаний, активизация словарного запаса детей по теме «Космос». Коррекционно-развивающие цели. :Закрепление правильного звукопроизношения в словах, скороговорках. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия, общей и мелкой моторики, координации речи с движением; формирование лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении. Воспитательные цели. : Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма; воспитание внимания к собственной речи; развитие интереса к познанию окружающего мира.
Публикация «„Дифференциация звуков [Л-Л’], буква Л“, Конспект занятия в рамках лексической темы „Космос“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование: предметные картинки со звуками и Л-Л’ синий и зеленый домики с кармашками, мяч, игрушечный микрофон, разрезная ракета, картинки с большими предметами и аналогичными маленькими.
Ход ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
• Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)
• Рассыпался горох на тысячи дорог. (Звёзды)
• Поле не меряно, Овцы не считаны, Пастух рогат. (Небо, звёзды, месяц)
• Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. (Месяц)
Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?» Мир звезд богат и разнообразен. В безоблачный, ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные горячие,
огненные шары, похожие на Солнце. Мы живем на планете, которая называется Земля. Вокруг нашего солнца еще 8 планет: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система.
Хотите отправиться в необыкновенное путешествие? Все готовы? Мы отправимся в дальний путь, а на чем вы узнаете, если отгадаете загадку.
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету) 2. Введение в тему – Прежде чем отправиться в полет нужно ракету собрать. У каждого из вас есть 1 часть разрезной картинки. Соберите из них целую картину.
– Что у вас получилось? (Ракета)
– Из каких частей состоит ракета? (Нос, крылья, хвост, кабина)
– Куда можно отправиться на ракете? (В космос, к звездам, на другие планеты) Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим.
Самым дружным будет наш
Развеселый … (экипаж). 3. Беседа по теме и словарная работа. Цель: выяснить имеющиеся у детей знания, уточнить значение новых слов. – Что значит слово экипаж? Объяснение учителя-логопеда: Это команда, или группа людей. Например, экипаж корабля, экипаж самолета, экипаж танка.
– Кто составляет экипаж ракеты? (Космонавты)
– Вы уже знаете, кто был первым космонавтом?
– Каких ещё космонавтов вы знаете?
– Какими должны быть космонавты? (Храбрыми, сильными, смелыми, умными, бесстрашными, спортивными, любознательными, целеустремленными и др.)
– Что нужно делать, чтобы быть сильным, здоровым? (Закаляться, делать гимнастику, заниматься спортом, соблюдать режим дня, много учиться и т. д.)
– Чего нельзя делать, чтобы не навредить своему здоровью? 4. Дифференциация звуков на уровне слога Цель: развивать фонематическое восприятие, четкость артикуляции звуков. – А мы с вами готовы стать космонавтами? Проверим, какие вы внимательные! Надо изучить язык инопланетян (повторяем слоговые цепочки в игрушечный микрофон) Л-А- ЛА- ЛЯ ЛО-ЛО- ЛЕ ЛИ-ЛИ-ЛЫ ЛЮ- ЛЮ ЛУ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ
- 2 -
Тема «Космос». Дифференциацию звуков [Л-Л’], буква [Л. ]. Занятие 1
АЛ-АЛ-АЛЬ ОЛ-ОЛ-О Л’ УЛЬ-УЛЬ-УЛ – Какие согласные звуки повторялись? ([Л-Л’]).
– Молодцы, вы справились с этим заданием. 5. Дифференциация звуков на уровне слова Цель: развивать фонематический анализ и синтез. – А теперь проверим вашу сообразительность!
– Из трех картинок на столе нужно выбрать 1 со звуком Л и 1 со звуком ЛЬ и вставить каждую в свой домик (на столах – по 2 домика синего и зеленого цвета). Приступить к выполнению задания! После выполнения проверка: – Назовите картинки в синем домике. (Лак,, лопата, ласточка, ландыш луна. пила молния, палка, осёл. дятел).
– А теперь назовите картинки в зеленом домике. (Телефон, телевизор, поляна, туфли, великане).
– С какими звуками выбирали картинки? ([Л-Л’]).
– И с этим заданием вы справились. Молодцы! Произношение слов сложного звуко – слогового состава. - Откуда стартуют космические корабли? (с космодрома). Российский космодром находится в Плесецке. На чем бы нам туда побыстрее добраться, может на собачьей упряжке? (нет на самолете) Уражнение «Самолёт» 6. Деление слов на слоги Цель: развивать фонематическое восприятие, слоговой анализ. – Чтобы открылся люк и мы попали в ракету нужно назвать пароль (разделить слова на слоги хлопками в ладоши)
Ра-ке-та, кос-мо-нав-ты, кос - мос, старт, земля, Плесецк, луна. – Начинаем отсчет до 5, повышая силу голоса: 1, 2, 3, 4, 5, и прыгаем в ракету (запрыгиваем в круг, ограниченный веревкой). У-У-Уух! Теперь мы в ракете! 7. – Чтобы запустить двигатель ракеты, нужно быстро повторить слова со звуками [Л-Л’].
(Для этого упражнения используется мяч) Цель: развивать фонематическое восприятие, четкую артикуляцию твердых и мягких звуков Л’- Л. – С какими звуками повторяли слова? (Л-ЛЬ)
– Молодцы, ребята, двигатели запустили и полетели! ФИЗПАУЗА 8. Пальчиковая гимнастика Цель: развивать координацию и подвижность мелкой моторики, слуховоговнимания, словаря по теме «Космос» – Лететь нам долго. А чтобы мы не скучали, давайте поиграем! На Луне жил звездочет.
Он планетам вел отсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон…
Кто не видит – выйди вон! 9. Д/игра «Съедобное – несъедобное» Цель: развивать слуховое внимания, снять эмоциональное и физическое напряжения. – Ребята, пора подкрепиться. Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Если я назову съедобное – погладьте свой животик и скажите: «Ням-ням!», если назову несъедобное – скажите: «Фу!». Каша, шуба, ложка, котлета, конфета, кошка, торт, компот, кружка, подушка, бутерброд 10. Упражнение «Большой – маленький» Цель: закреплять образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. – Ребята, посмотрите в иллюминаторы: чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы.
– Подойдите к столу и возьмите карточки с предметами. Какими станут эти предметы, если мы посмотрим на них из космоса? (Дети подбирают к картинке с большим предметом картинку с маленьким предметом и озвучивают)
– Дом превратился в домик, земля, поле, лес,– в цветочек, пень –, лошадь –, лодка–, елка –коляска. – лопата, - пчела, - балкон, - клумба –, плот, -лев, - волк - лиса. – и т д. 11. Подвижная игра «Звезды, созвездия, метеориты» Цель: развивать слуховое внимания, снять эмоциональное и физическое напряжения – Что вы увидели в космосе? (Звезды, планеты, метеориты, луну, созвездия) – Поиграем в игру «Звезды, созвездия, метеориты». Если я скажу: «Звезда» – вы застываете в любой позе, если «Созвездие» – взяться с кем-нибудь за руки, если «Метеорит» – вы свободно двигаетесь. - Как вы понимаете это слово. 12. Звуковой анализ слов - волк, лиса. -Из центра управления получили сигнал: проверить на планете ЗЕМЛЯ сведения. Расшифруйте это слово В О Л К, Л И С А. Передайте сигналами, что все в порядке. Составьте схему слова (волк). Назовите 1 звук. Какой звук В? Каким цветом обозначим? (обозначайте) и т, д. - Сколько гласных звуков в слове ВОЛК? Сколько согласных? Сколько всего в слове звуков? В – согласный,, звонкий. О – гласный.
- 3 -
Л– согласный, звонкий. К – согласный, глухой. 13. Произношение звуков [Л,Л’] в предложениях. - Наденьте наушники. Выходим на связь с землей. Передайте правильно радиограммы из следующих слов: - Пролетать, Северный полюя, над. - Пролетать, пустыня, над - Смотреть, иллюминатор, в. - Пролетать, планета, Марс, к. - Видеть, марсиане, Марс, на. (Передайте своим близким, какое у вас настроение, есть ли опасность в космосе). 14. Развитие связи речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза. (входит «марсианка») Игра: «Договори словечко» Назвать слово, добавляя звук Л. Л’ -. ейка,. ёня,. ось,. асточка,. ама,. уг,. илия,. ипа,. андыш,. ужа,. ес, .одка,. ыжник,. уна, …ёбедь,. ев,. ивень, …ето. 15Ребята а сейчас а расскажите об этих звуках [Л-Л’] Они живут в одном домике, дом нас всех - Земля, а у них буква Л. Два столба наискосок, но потерялся поясок. Выкладывание буквы и звуков.
– Пора возвращаться. Давайте подумаем, о чем вы сегодня расскажете дома маме, папе, сестре или брату. (Самостоятельные высказывания детей) 16. Составление рассказа «Как я в космос летал» – А сейчас помогите мне, пожалуйста, составить рассказ. Я начну, а вы добавляйте. Сегодня мы с ребятами построили (что…. На ракете мы полетели (куда) …. Мы были (кем…. Команда космонавтов называется …. Во время полета мы (играли, смотрели в иллюминаторы, ели). В космосе мы видели (что…. Земля из космоса похожа на … (шарик, мячик). – Спасибо, ребята. Вот какой интересный рассказ у нас получился! 17. Итог занятия Наше занятие подошло к концу. Дид/игра «Найди слова-родственники»
- Кто летает в космос? (космонавты)
- Какое они совершают путешествие? (космическое)
- На чем летают космонавты в космосе? (космических ракетах)
- А что ещё может быть космическим?
– Что вам понравилось сегодня на занятии? (Высказывания детей)