Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Из истории Ямала. Легенды о племени сихиртя»

Елена Вануйто
Консультация для педагогов «Из истории Ямала. Легенды о племени сихиртя»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов «Из истории Ямала… Легенды о племени Сихиртя…»

Сиртя (а также сииртя, сихиртя) — в ненецкой мифологии мифический народ, ныне живущий под землёй, боящийся дневного света, обитавший в заполярной тундре до прихода ненцев — «настоящих людей». Сиртя описываются как люди очень низкого роста. Название народа существует в различных вариантах: в краткой форме — «сиртя», «сирчи»; в полной форме — «сихиртя», «сихирчи». Ненцы перевода этого этнонима не дают. Существуют различные этимологии данного мифонима: как производное от глагола «сихирць» (приобрести землистый цвет кожи, чуждаться, избегать, от «си» (отверстие, дыра, от названия жука «си» (в которого превращается душа умершего).

Публикация «Консультация для педагогов „Из истории Ямала, Легенды о племени сихиртя“» размещена в разделах

По ямальским легендам, в незапамят ные времена сихиртя пришли на Ямал из-за моря. Сначала они поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров.

Их образ жизни значительно отличался от ненецкого: они не разводили оленей, вместо этого охотились на диких, носили красивую одежду с металлическими подвесками. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землёй остаются «железки», их дома-сопки представлялись прикреплёнными к вечной мерзлоте железными верёвками.

Однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, на поверхность тундры выходят по ночам или в туман. В своём подземном мире они владеют стадами мамонтов («я-хора»«земляных оленей»).

Встречи с сиртя одним приносили горе, другим — счастье. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. В то же время, сиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума, наслать порчу на человека или напугать его.

Есть упоминания и о военных столкновениях ненцев с сиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь.

Легенда о людях сихиртя

Из поколения в поколение у коренных народов Полярного Урала передают сказания о тех, кто «приобретает землистый цвет кожи» и «подобно жукам, скрывается в норах и живет под сопками». О тех, кто владеет стадами мамонтов.

Название этого таинственного народа существует в различных вариантах: в краткой форме — «сиртя», «сирчи»; в полной форме — «сихиртя», «сихирчи». Ханты называют их сииртя, зыряне — сиртя, а само название у них, говорят, было сихиртя. Ямальские ненцы перевода этого этнонима не дают.

Существуют различные этимологии данного мифонима: как производное от глагола «сихирць» («приобрести землистый цвет кожи, чуждаться, избегать», от «си» («отверстие, дыра», от названия жука «си» (в которого превращается душа умершего).

Ученые предполагают, что в легендах о сихиртя рассказано о народе, который жил на Полярном Урале до прихода ненцев («настоящих людей»). Так называемый дооленеводческий, или досамодийский, период Ямала насчитывает тысячи лет. По легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли на этот полуостров из-за моря.

выжившие в мифах и преданиях

Сиртя описываются как коренастые и крепкие люди очень низкого роста, у них были белые (скорее всего, светлые) глаза, а говорили они, слегка заикаясь.

Их образ жизни значительно отличался от ненецкого: они не разводили оленей, вместо этого охотились на диких, носили красивую одежду с металлическими подвесками. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землeй остаются «железки», их дома-сопки представлялись прикреплeнными к вечной мерзлоте железными веревками.

Однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, на поверхность тундры выходят по ночам или в туман. В своем подземном мире они владеют стадами мамонтов («я-хора»«земляные олени»).

Встречи с этими гномами вечной мерзлоты и ненецкими эльфами одним приносили горе, другим — счастье. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. В то же время сиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума, наслать порчу на человека или напугать его.

Есть упоминания и о военных столкновениях ненцев с сиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь.

Ученые допускают наличие такой народности в глубокой древности — в качестве доисторического населения тундры. Этот народ относят к Усть-Полуйской археологической культурe железного века (IV век до н. э. — II век).

Гномы, зетте, сиды и людки

Легенд о «каменеющих» под лучами солнца карликах, жителях подземного мира, великих волшебниках и мудрецах, этнографами записано множество. «Дневные люди» временами имели с «ночными» вполне взаимовыгодные торговые отношения, но чаще воевали, преследуя и истребляя карликов.

Предания о карликовых обитателях подземелий распространены практически на всех континентах и во всех странах, включая Полинезию и Австралию. Всем хорошо известны европейские гномы, чуть менее популярны норвежские зетте, ирландские сиды, лапландские чакли. На Кавказе лилипуты-бицента выступают строителями известных мегалитических сооружений — дольменов. Низкорослых «детей подземелья» знали и русские. Известнейший этнограф А. Н. Афанасьев в работе «Древо жизни» писал:

«У лужичан карлики называются людки: это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах. Людки — искусные музыканты, любят танцы и являются на сельские праздники. За услуги дают подарки, а когда бывают раздражены, отплачивают злыми шутками».

Можно вспомнить и знаменитые предания о «чуди белоглазой», которая была вытеснена славянскими переселенцами и «в землю ушла».

В «Тварях» Айвана Сандерсона приводится другое историческое свидетельство :

«. в 1632 году капитан английского судна «Чарльз» заявил, что во время плавания в Арктике заходил на остров, где было множество маленьких могил, в которых покоились скелеты по четыре фута (около 125 см. — Авт., а вокруг лежали луки, стрелы и костяные копья».

В «Библиотеке русского фольклора» отмечено:

«Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже Солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные…»

Произведения устного творчества: сказки, песни, легенды, придания, мифы — есть у каждого народа. Возникают они на зоре жизни народа и живут, переходя из поколения в поколение.

В мифах ненецкий народ отразил свои представления о происхождении земли и явлений окружающей природы, о происхождении духов, которыми народ наделял окружающую природу. Но, к сожалению сегодня, с мифами и мифологическими рассказами ненцев знакомы очень мало.

Один из самых известных мифов — это легенда о маленьком народе — Сихиртя или Сиртя, которые обитали в заполярной тундре до прихода ненцев — "настоящих людей".

Сихиртя описываются как коренастые и крепкие люди очень низкого роста, с белыми глазами. По легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли в заполярную тундру из–за моря.

Их образ жизни значительно отличался от ненецкого. Сиртя не разводили оленей, а вместо этого охотились на диких. Одевался этот маленький народ в красивую одежду с металлическими подвесками. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землёй остаются "железки", их дома–сопки представлялись прикреплёнными к вечной мерзлоте железными верёвками.

Однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, выходя на поверхность тундры по ночам или в туман. В своём подземном мире они владеют стадами мамонтов

("я–хора"— "земляныхоленей").

Встречи с сиртя одним приносили горе, другим — счастье. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. В то же время, сиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума, наслать порчу на человека или напугать его.

Есть упоминания и о военных столкновениях ненцев с сихиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь.

ЛЕГЕНДА О ПЛЕМЕНИ СИХИРТЯ

Говорят, давным–давно жили в наших северных краях маленькие люди–сихиртя. Жили они, согласно преданиям, под землёй, в пещерах, под высокими сопками. До наших дней дошли довольно скудные сведения об этом маленьком народе. Легенды рассказывают, что у сихиртя была развита культура. Внешне они были похожи на русских: белокурые, светлоглазые, только очень маленького роста. Сихиртя ловили рыбу, охотничали, тем они и жили. Что странно, люди этого племени днём спали. Жизнь закипала у них ночью. А ещё говорят, сихиртя обладали сверхъестественной силой. По преданиям, обычные люди, увидевшие сихиртя, вскоре умирали.

В давние годы мои соплеменники находили возле обрывов или осыпавшихся курганов черепки красивой глиняной посуды, бронзовые женские украшения и прочие расписные бытовые изделия.

По одной легенде, мимо высокой сопки ехал аргиш. А дело было летом. Проезжая мимо сопки, люди решили сделать привал, дать оленям передохнуть. Решили обследовать сопку. Неожиданно возле травяной кочки обнаружили спящую девушку маленького роста. Девушка была очень красива. На ней была одежда, украшенная расписными пуговицами, серебряными бляшками. Возле девушки лежала туча — мешочек для шитья. Такой невиданной красоты пришлые люди никогда не видели. Мешочек был украшен блестящими, искрящимися на солнце бусами, бисером. Бронзовые ажурные подвески издавали тонкий мелодичный звон. Тут девушка проснулась, резко вскочила на ноги и мигом скрылась в ближних кустах. Только её и видели. Поиски чудесной незнакомки результатов не дали. Как сквозь землю провалилась. Люди покрутились туда–сюда. Нет её да и всё.

Решили тучу–мешочек с собой прихватить. Тронулись они с места, покатили дальше. К концу дня приехали на место, поставили чумы. А ближе к ночи стал раздаваться женский жалобный крик: "Где моя туча?" "Где моя туча?" Говорят, до утра крик раздавался. Никто не осмелился выйти из чума и отнести куда–нибудь в тундру мешочек для шитья, как вы уже догадались, девушки–сихиртя. Семья, у которой находилась эта красивая сумочка, вскоре умерла. А родственники всё равно сохранили эту драгоценную находку. (Говорят, эта туча до сих пор в священной нарте у одного жителя Находкинской тундры).

Как я уже говорила, сихиртя имели сверхъестественную силу. Вот и этот мешочек стал священным атрибутом. Во время болезни человека родственники вешали эту тучу на хорей, до выздоровления больного.

Мы не знаем, действительно ли жили такие маленькие люди в наших краях. Но из поколения в поколение передаются небольшие легенды о таинственном народе–сихиртя. Возможно, они и жили здесь, коль сохранилась до наших времён песня под названием "Плач девушки–сихиртя". Ведь зачастую легенды имеют под собой реальную почву.

Педагог дополнительного образования

Вануйто Е. А

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками» Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком.

Конспект занятия «Красная книга Ямала!» Цель: воспитывать в детях любовь к природе, стремление её беречь и защищать. Задачи: • формировать у детей экологическую культуру; • расширить.

Клубный час для детей старшего возраста «Легенды седого Байкала» МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка» г. Улан-Удэ Клубный час «Легенды Седого Байкала». Автор: старший воспитатель высшей квалификационной.

Консультация для педагогов «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья» Консультация для педагогов на тему: «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья» Составила: Штефан И. А. Воспитатель.

Консультация для педагогов «Обучение игре на флейте: Истории о Флейте» Обучение игре на флейте: ИСТОРИИ о ФЛЕЙТЕ С чего начать? Чаще всего обучение игре на музыкальном инструменте мы представляем, как тяжёлый.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и воспитателей ДОУ с помощью релаксации» Здоровый педагог - здоровый ребенок: психологический аспект. Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Консультация для родителей «Кукла в моде и истории» Кукла – лучшая подружка В начале жизни у девчушки. Когда девчушки вырастают, В их куклы доченьки играют. Родители, покупая детям игрушки,.

Консультация для родителей «Экскурсия — средство приобщения детей к истории родного края» Экскурсия – особая форма работы по развитию у старших дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого.

Развлечение «Весна в тундре Ямала» для старших групп Развлечение «Весна в тундре» для старших групп. Сценарий «Гостепримный Ямал» Цель: способствовать воспитанию взаимоуважения национальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Из истории Ямала. Легенды о племени сихиртя»
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 14:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Из истории Ямала. Легенды о племени сихиртя»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вануйто (УИ 972684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД