Лариса Паршина
Программа лагеря с дневным пребыванием
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Н. Н. Володина села Большая Елань
филиал «Основной общеобразовательной школы села Надеждино»
Пензенского района Пензенской области
Рассмотрено на педсовете Утверждаю.
Протокол от___№ Директор школы___
Лазарева В. В.
Программа
лагеря «СОЛНЫШКО»
с дневным пребыванием, посвященная 75-летию Победы в
Великой Отечественной войне
«Правнуки победы»
Публикация «Программа лагеря с дневным пребыванием» размещена в разделах
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Срок реализации программы : лагерная смена.
Возраст детей: 5-16 лет.
Составитель:
Паршина Лариса Анатольевна,
учитель начальных классов.
2020 г.
Информационная карта программы
1. Полное название программы Программа патриотической направленности «Правнуки Победы» в условиях лагеря дневного пребывания детей «Солнышко»
2. Цель программы Формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.
3. Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) Дети и подростки 5-16 лет (в том числе дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей).
4. Сроки реализации программы Реализация программы будет проведена в 1 смену – (21 день);
5. Направления - патриотическое,
- физкультурно - оздоровительное,
- творческое,
- досуговое,
- трудовое,
- социально - адаптационное.
6. Краткое содержание программы Программа предназначена для :
- формирования нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитания уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирования социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
- воспитания отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
- формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений (наркомания, пьянство, и др., подрывающих физическое и духовное здоровье.
7. Ожидаемый результат - Формирование интерес к истории родного села, района, расширить кругозор детей через изучение краеведческого материала.
- Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни.
- Укрепление физического и психического здоровья детей.
- Организация полноценного культурного досуга воспитанников.
- Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей.
- Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях.
- Проявление взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.
8. Название организации
Авторы программы Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Н. Н. Володина села Большая Елань
филиал «Основной общеобразовательной школы с. Надеждино»Пензенского р-на Пензенской области
Автор программы Паршина Л. А., учитель начальных классов
у Почтовый адрес организации, авторов программы 440505 Пензенская область, Пензенский район с. Надеждино, ул. Школьная 1а
10. Ф. И. О. руководителя организации Директор школы Лазарева Валентина Владимировна
11. Телефон, факс, электронный адрес тел. 38 -74-33
dubke@list.ru
12. Имеющийся опыт реализации программы.
Дата создания программы. Программа патриотического воспитания реализуется
с 2019года.
Пояснительная записка
Чтим прошлое,
Храним настоящее,
Верим в будущее.
Мы живем в сказочном селе. Его красивая природа, широкие просторы, вкусная и чистая вода привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.
Программа лагеря преследует главную цель: организация досуга детей в каникулярное время. Но лагерь – это не только организация питания и досуга.
Лагерь – это система физического и духовного развития ребёнка.
В течение учебного года одним из основных направлений воспитательной работы школы было патриотическое воспитание.
Организация патриотической смены летнего лагеря дополняет учебно-воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения.
С каждым годом от нас всё дальше и дальше Великая Отечественная война. Выросло уже не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания великой битвы народов с немецко-фашистскими захватчиками. В последние годы заметно снижен у детей интерес к истории вообще и Великой Отечественной войне в частности.
В связи с этим, воспитать гражданина России – патриота своей страны становится всё сложнее. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей. Изучение корней своей семьи, истории малой Родины оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Настоящая программа определяет общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования гражданина свободной, богатой, сильной духом страны.
Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Лагерная смена дает большие возможности для такой воспитательной деятельности.
Цели и задачи программы
Цель программы :
Формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.
Задачи:
Стимулировать интерес к истории родного села и района, способствовать расширению кругозора детей через изучение краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла и интересными людьми;
Организовать полноценный культурный досуг детей, подростков с учётом их интересов, потребностей и возможностей для самореализации и творческого роста;
Пропагандировать здоровый образ жизни среди подрастающего поколения;
Сформировать умения межличностного и межгруппового общения на основе приоритета общечеловеческих ценностей;
Воспитывать у детей и подростков чувства уважения к товарищам и старшим.
Нормативно-правовая база
1. Конституция РФ.
2. Декларация о правах ребенка
3. Закон «Об образовании РФ».
4. Концепция модернизации образования РФ.
5. Санитарно - гигиенические правила и нормы (извлечения)
6. Положение о лагере с дневным пребыванием.
7. Закон «О защите прав ребенка».
8. Правила внутреннего трудового распорядка.
9. Договоры со сторонними организациями.
10. Номенклатура дел лагеря.
Участники программы
Дети и подростки 5–16 лет, в том числе из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи).
Несовершеннолетние «группы особого внимания».
Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Принципы деятельности смены
Принцип сознательности и активности – это ясное понимание целей и задач предстоящей работы, развитие самоуправления.
Систематичности и последовательности – все мероприятия связаны между собой, соответствуют установленной тематике смены.
Принцип равенства и сотрудничества – добровольное участие во всех делах и мероприятиях, доверительные, демократические отношения между детьми и взрослыми.
Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.
Принцип ценностной ориентации – это формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, рациональное использование свободного времени.
Принцип массовости – привлечение детей к физкультурно-оздоровительным, игровым, культурно - досуговым, патриотическим и другим мероприятиям.
Основные формы и методы реализации программы
Летний лагерь с дневным пребыванием детей «СОЛНЫШКО» на базе ФМОБУСОШ им. Н. Н. Володина с. Большая Елань «ООШ с. Надеждино» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные
методы:
креативный (творческий);
проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творчество детей);
репродуктивный (воспроизводящий);
интерактивный;
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проектная деятельность;
формы:
игра;
путешествие;
экскурсии;
конкурсы;
соревнования;
выставки творческих работ;
акции.
Содержание программы
Содержание программы ориентировано :
на создание благоприятных условий для развития личности ребёнка через общественно-значимую коллективную творческую деятельность;
на развитие мышления, воображения, творчества, внутренней состоятельности и внешней культуры.
Основными направлениями деятельности являются:
Патриотическое.
Цель: формирование чувства патриотизма и любви к своей малой Родине; изучение истории и культуры родного края, краеведческого материала, встречи с детьми войны, тружениками тыла, интересными людьми.
Формы работы:
познавательные игры;
познавательные мероприятия;
посещение музея;
подготовка презентаций;
конкурсы, викторины;
исследования,
интервьюирование,
оформление альбомов.
Рекомендуемые мероприятия: познавательные мероприятия :«Они сражались за Родину», «Глазами тех, кто был в бою», «Память и долг», «Пишу тебе письмо из 45-го…», «Мир и добро», «Дружба», «Наследники Победы», «И девушка наша проходит в шинели», «О Родине, о мужестве, о славе…», «Год 41-й. Мне было 18», «Родина», «Вехи памяти и славы», «Война и судьба», «И мужество, как знамя, пронесли»,заочная экскурсия в музей «Они защищали Родину», просмотр фильма «Исторические события Великой Отечественной войны». Создание альбома о ветеранах Великой Отечественной войны.
Физкультурно-оздоровительное и игровое.
Цель: укрепление здоровья путём развития физических качеств, приобретённых в ходе проведения подвижных игр на воздухе; пропаганда здорового образа жизни.
Формы работы:
спортивные игры, конкурсы;
утренняя зарядка, физкультминутки;
соревнования и турниры;
дни здоровья;
санитарный патруль;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий;
соревнования по лёгкой атлетике;
спортивные эстафеты;
подвижные спортивные игры;
мероприятия по профилактике вредных привычек.
Рекомендуемые мероприятия: эстафета Добра «От сердца к сердцу»; спортивная программа «Играй, играй, форму не теряй!»; игра «Аты – Баты, стань солдатом!»; Гиннес-шоу «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена», «Спортивный переполох», познавательная игра «Не болейте никогда!», путешествие по станциям, полоса препятствия, русские народные игры, игры наших бабушек и дедушек, игры на свежем воздухе «Спортивному движению – наше уважение», «Молодецкие забавы», «Комический футбол» спортивная эстафета «Чемпионы лета» и т. д.
Творческое.
Цель: создание системы интересного, разнообразного и познавательного отдыха детей и подростков через включение их в КТД.
Формы работы:
конкурсы рисунков, стихов;
выставки рисунков и поделок;
фестивали и карнавалы;
Викторины и КТД;
турниры.
Рекомендуемые мероприятия: Фестиваль детского творчества, конкурсы рисунков, литературно-музыкальные композиции по темам дня, концерт для жителей села, агитбригады, выпуск газет, листовок и т. д.
Трудовая деятельность.
Цель: шефская помощь пожилым людям; приобретение навыков практической работы с растениями, на пришкольном участке; дежурство по лагерю.
Формы работы:
трудовой десант;
дежурство по отряду и столовой;
шефская помощь.
Рекомендуемые мероприятия: уход за цветником, операция «Грядка», акция «Помощники», операция «Борьба с сорняками», «Цветочные заботы», «Бюро добрых дел», трудовой час «Без труда ничего не дается», операция «Способность к труду – главное качество человека» ,операция «Как воспитывать в себе помощника?» ,операция «Самая чистая школа», операция «Самая оригинальная клумба», час труда «Ждем гостей» и т. д.
Досуговая деятельность.
Цель: создание благоприятной психологической обстановки в детском коллективе через игровую и художественно – эстетическую деятельность.
Формы работы:
Игры и конкурсы;
Викторины,беседы;
Турниры;
Познавательные мероприятия.
Рекомендуемые мероприятия: викторина «Дорожные знаки», игры и беседы по ПДД, беседа по ППБ «Берегите лес!», беседа о правилах поведения на водных объектах «Чтобы не бело беды», конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!», игра «Слабое звено», игра «Завяжем узелки потуже на память о друзьях и о дружбе», конкурс-викторина «Старину мы помним, старину мы чтим», познавательная игра «Не болейте никогда!», беседа «В стране Витаминии», конкурс газет «Овощи и фрукты – полезные продукты», беседы о вреде курения, алкоголя «Правда о вредных привычках», познавательное мероприятие «Толерантность – путь к миру», беседы и игры о толерантности «Добру откроются сердца» ,конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе», праздничные дискотеки и т. д.
Социально – адаптационная деятельность.
Цель: овладение навыками общения, взаимодействия с другими людьми, коррекция межличностных отношений.
Формы работы:
диагностическое тестирование;
игры на сплочение коллектива;
развивающие игры;
беседы.
Рекомендуемые мероприятия: игры на знакомство «Снежный ком», «Назовись»; Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас»; игры на сплочение коллектива «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!» и т. д. Познавательное мероприятие «Толерантность – путь к успеху», конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе» и т. д.
Механизм реализации программы
Программа ориентирована на первичный временный детский коллектив.
Лагерный день начинается с зарядки, затем – линейка, где объявляются планы на текущий день, в конце дня подводятся итоги прошедшего дня.
В начале смены дети выбирают тему для изучения, а в конце смены представляют результаты работы в виде альбомов, рефератов, исследований и т. п.
Ежедневно в лагере проходит общелагерное мероприятие, соответствующее тематике дня и спортивно – оздоровительное мероприятие.
Программа реализуется в несколько этапов.
1. Подготовительный этап (март-май).
Деятельностью этого этапа является:
• проведение педагогического совета; совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
• разработка программы;
• подготовка помещений и оборудования;
• подготовка методического материала для работников лагеря;
• подбор и расстановка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
• оформление необходимой документации для деятельности лагеря (заявления, справки, должностные обязанности, инструкции т. д.)
2. Организационный этап смены (май-июнь)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.
• Основной деятельностью этого этапа является: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
• запуск программы;
• формирование органов самоуправления знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
3. Основной этап смены (июнь)
• реализация основной идеи смены;
• вовлечение детей и подростков в различные виды КТД;
• шефская и поисковая работа;
• взаимодействие в социуме;
4. Заключительный этап смены. Основной идеей этого этапа является:
• подведение итогов смены;
• оформление альбома (презентации) «Связь поколений», «Кто был твой прадед на Руси, свою фамилию спроси» и т. п. ;
• награждение по итогам смены;
• анализ результатов деятельности смены, подведение итогов реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для отряда -1;
Комната отдыха - 1;
Компьютерный класс – 1;
Комната для кружковой работы -1;
Спортзал;
Детская площадка
Волейбольная площадка;
Спортинвентарь (скакалки – 10 шт., мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, резиновые, шашки, шахматы – 3 комплекта, набор для игры в бадментон, набор для игры в теннис);
Канцтовары (альбомы, краски, гуашь, карандаши, скотч, фломастеры, пластилин, кисти, ножницы, цветная бумага, кнопки, скрепки).
ТСО (проектор, мультимедийное оборудование, нетбук, телевизор).
Работа развивающих кружков
1. Кружок изобразительного искусства «Волшебные краски».
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи кружка:
• Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
• Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
• Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
2. Кружок труда «Умелые руки».
Цель - развивать творческую активность, умственные способности, эстетический вкус, а также конструкторское мышление детей.
Задачи кружка:
• Развитие творческих способностей учащихся.
• Воспитание художественного вкуса и трудолюбия, умения наблюдать и выделять главное.
• Совершенствование трудовых умений и навыков.
Кадровое обеспечение
Руководитель филиала и начальник лагеря несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности. Проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми с регистрацией в специальном журнале. Ведёт отчётную документацию по организации питания.
Начальник лагеря осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, отвечает за содержание оздоровительно-воспитательной, досуговой деятельности, за работу органов самоуправления и проведение мероприятий в рамках программы; планирует и организует деятельность педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления программы, оказывает методическую помощь.
Воспитатели являются непосредственными лицами, осуществляющими реализацию программы. Они готовят и проводят согласно плану мероприятия, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности.
Специальные кадры (медработник) осуществляет специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязательностей, может быть привлечен для педагогической поддержки работы органов самоуправления
Укомплектованность кадрами
1смена Должность Ф. И. О
Начальник лагеря Паршина Л. А.
Воспитатели Маскаева Е. С.
Елизаркина О. И.
Камнева Г. В.
Егорова Р. В.
Букина Л. А.
Ларионов А. А.
Работник столовой: повар
Юртаева Н. М.
Техперсонал Наумова Т. В.
Судакова В. Е.
Фактор риска программы
Нежелание детей участвовать в том или ином мероприятии, снижение интереса, нежелание посещать лагерь.
Необходимо выяснить причины, устранить их, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Погодные условия могут сорвать часть мероприятий, проведение которых запланировано на улице.
В этом случае возможна замена на одного мероприятия на другое или проведение данного мероприятия в помещении.
Утверждаю.
Директор школы:___В. В. Лазарева
РЕЖИМ РАБОТЫ
пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «СОЛНЫШКО»
при ФМОБУСОШ им. Н. Н. Володина с. Большая Елань «ООШ с. Надеждино»
июнь 2020 г.
08.30 – 08.50 Сбор в отряде, перекличка, планерка.
08.50 – 09.10 «Минутка здоровья» - утренняя зарядка,
. инструктаж по технике безопасности.
09.10 –09.30 Завтрак.
09.30 – 10.30 Трудовой десант.
10.30 – 12. 30 Патриотическая работа по плану дня.
12.30 – 13.00 Занятия по интересам. Кружковая работа.
13.00 – 13.40 Обед.
13.40 – 14.00 Подготовка ко сну.
14.00 – 16.00 Дневной сон (для детей младше 10 лет).
Тихие игры (для детей старше 10 лет).
16.00 – 16.30 Полдник.
16.30 – 17.00 Викторины, конкурсы, турниры.
17.00 – 17.55 Подвижные игры на свежем воздухе,
. эстафеты.
17.55 – 18.00 Итоги дня. Уход детей домой.
Начальник лагеря :___Л. А. Паршина
Законы правнуков :
1. «Правнук» стремится стать достойным гражданином своего
Отечества».
2. «Правнук» бережно хранит природу, культуру и традиции родного края».
3. «Правнук – верный друг, помогает младшим и старшим, никого не бросит в беде».
4. «Правнук» хочет больше знать и уметь, стать сильным, добрым.
Литература.
1. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книгп вожатого. /Г. Б. Барышникова; худож. А. А. Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.
2. Газета «Педсовет» за 2006-2010 год.
3. Газета «Последний звонок» за 2007-2010 год.
4. «Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред Пахвицевич С. Н., Романенко Н. В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006.-228с.
5. «Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред Пахвицевич С. Н., Романенко Н. В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2007.-132с.
6. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
Панченко, С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2008.-№3.-С. 212-220.
7. Типовые программы отдыха и оздоровления детей: Методический сборник. Составители: Составители и редакторы сборника: Шилова Л. В., Закладная Л. К. Тюмень, 2008 - с. 121
8. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. / Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Кипарис. - М. :Педагогическое общество России, 2001. – с. 210.
9. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. / Шмаков С. А. - М., 1993. – с. 111
10. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. / Торгашов В. Н. - М. : Педагогическое общество России, 2001
11. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. / Толченов О. А. - М. :Владос, 2001
12. Игры-шутки, игры-минутки. / Шмаков С. А. - М., 1993. – с. 111
13. Интернет ресурсы: