Оксана Рахматуллина
Квест-поход «Зеленый десант»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-поход «Зеленый десант»
Цель: Создание условий для формирования основ экологической культуры средствами дошкольного туризма.
Задачи:
- обучение элементарным навыкам экологических решений при возникновении опасности в живой природе; учить применять на практике полученные ЗУН в области туристической деятельности;
- развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в природе.
Публикация «Квест-поход „Зеленый десант“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Сценарии развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2017
- воспитание положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее, желания приходить на помощь, оказавшемуся в затруднительной ситуации.
Образовательные области:
Познавательное развитие,
Физическое развитие,
Речевое развитие,
Социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
- просветительская работа в области проблем живой природы Краснодарского края
(вертуальный туризм);
-чтение сказки Мери Рич «Улитка и ее домик», энциклопедий. Просмотр презентаций, мультфильмов по данной теме. Беседы о моллюсках;
- применение элементов спортивного ориентирования на местности детьми;
- подвижные природоведческие игры в ежедневной деятельности детей;
-тренировка упражнений прикладного многоборья.
Оборудование: рюкзаки, топографические знаки и карточки правил поведения на природе, мел, пищевая цепочка (карточки- картинки, контейнер для улиток, мяч, палатка, коврики для отдыха, контейнеры с питьевой водой, веревка, перчатки, террариум,
Ход квеста:
I Этап. Поход.
1 пункт «Сигнал о помощи» (туристический уголок).
Дети размещаются в туристическом уголке.
Инструктор:
- Ребята, сегодня мыс вами поиграем в любимую вам игру «Загадки в рюкзаке»
(топографические знаки и карточки правил поведения на природе). Дети с инструктором выполняют задания.
Ребенок:
- Смотрите, а что это за знак попал к нам в рюкзачок? (на знаке три буквы SOS, написанные в улитке).
Дети озвучивают свои предположения.
Инструктор:
Если дети не ответят, инструктор объясняет.
При правильном ответе:
- Я согласна с вами. Видимо с улитками случилась беда, и они зовут нас на помощь.
Вам, наверно, тяжело представить, что от улитки может быть вред. Это маленькое и неповоротливое существо, выглядит слабым и беззащитным. Человек привык злиться на мух, жуков и личинок, однако улитки выглядят беспомощно. Улитки питаются останками растений и грибов природе, но, к сожалению, часто в саду они любят полакомиться свежими весенними побегами плодов. Поэтому человек так безжалостно уничтожает их! Не составит труда человеку растоптать беззащитное существо. Вот улитки и зовут нас на помощь. Что мы сожжем сделать для них? (предположения детей). Я согласна с вами отправиться на поиски улиток и предлагаю поселить их у нас в саду, в специальной эко- оранжерее. Так улитки не причинят вред человеку и природе, а мы сможем наблюдать за ними все лето. Своими руками я научу вас строить дом для садовых улиток, мы узнаем, как и чем их кормить. При постоянном поддерживании оптимальных условий, улитка может прожить, как домашний питомец, несколько лет.
Но, где нам искать улиток? (выслушивает ответ детей), если дети затрудняются: Улитки живут, как вы помните, во влажном и прохладном климате. Часто прячутся в тени растений и сырых местах, под камнями. В жаркую погоду улитки запечатывают пленкой вход в раковину и ждут дождь. Как только пройдет дождь, улитка отправляется на поиски пропитания. Этим летом июнь оказался очень дождливым, улиток должно быт много. Вот только откуда точно поступил сигнал? Давайте еще раз внимательно рассмотрим карточку- подсказку.
Дети рассматривают карточку и замечают на оборотной стороне лабиринт.
-Инструктор:
Как вы видите, это лабиринт. Но где у нас в саду можно найти лабиринт? (ответы детей).
Действительно, лабиринт совсем рядом с нами и, видимо, там нас ждет новая подсказка.
Итак, зеленый десант спешит на помощь!
2 пункт - «Зеленые спасатели» (спортивная площадка).
Инструктор:
Чтобы трудности в пути преодолевать,
Будем мы туристические навыки вспоминать.
Все препятствия пройдем,
Разомнемся, не устанем,
Зелеными спасателями станем!
Дети с инструктором преодолевают следующие препятствия по мнемо- таблицам:
1. «Болото» (шагоход);
2. «Обрыв» (рукоход);
3. «Лесная чаща» (туннель);
4. «Река» (гимнастическое бревно);
5. «Озеро» (лаз «Мостик»);
6. «Игровая полянка» (зеленое игровое поле).
На зеленом игровом поле дети видят загадочный знак, нарисованный мелом- лист подорожника.
Инструктор:
- Что может означать листок? (предположения детей). У нас в саду есть зеленая аптека. Давайте спросим у Медуницы, хозяйки аптеки. Думаю, она даст точный ответ.
Собираясь в поход, туристу необходимо туристическое снаряжение. У нас удобная обувь и одежда, но нет…. правильно, рюкзака. Предлагаю разделиться на две команды и на время собрать рюкзак к спасательной экспедиции.
Игровое задание «Собери рюкзак»
Дети отправляются в «зеленую аптеку».
3 пункт- станция «Зеленая аптека» (экологическая лаборатория).
Медуница:
-Я трудяга, мастерица,
Я природная пчела Медуница.
Кто растения в моей лавке лечебные определяет,
Тот букетом лекарственным обладает.
Дети делятся на две команды.
Игра «Составь пищевую цепочку»
Дети выкладывают пищевую цепочку по карточкам- картинкам. Каждая команда поучает по три карточки:
1. Подорожник-гусеница - синичка.
2. Клевер - дождевой червь-воробей.
Медуница:
-Встретить можно повсеместно
Вдоль дорог и вдоль ручья,
На полях и огородах,
На опушках и лугах.
Кто в пути от ран помощник?
Ну, конечно, … (подорожник)
У природы есть своя аптека, а растет она под ногами. Даже человек выращивает подорожник на огороде и готовит из него витаминные салаты. Многие птицы питаются его семенами, его употребляют в пищу даже бабочки. Подорожник с древности называли «Матерью всех трав» за его лечебные свойства при заживлении ран и ссадин. Этот зеленый листок – первый помощник туристов и путешественников. Легенда гласит о том, что впервые подорожник открыли змеи. Две змеи грелись на солнышке, но неожиданно показалась повозка и переехала одну из змей. Тогда вторая отправилась за лекарственным растением и вскоре вернулась с листом подорожника. Людей это событие навело на мысль использовать зеленый листок в лечебных целях. За ваше мастерство и добрую цель я дарю вам букет из подорожника, которым вы сможете привлечь и накормить маленьких друзей и карту- схему вашего пути. А еще я дам баночку, куда вы сможете временно поместить улиток. Обратите внимание на отверстия в крышке. Улиткам необходим кислород! Но держать улиток в такой емкости можно только временно. Желаю вам счастливого пути!
Дети рассматривают карту- схему и определяют, что точка прибытия- городской парк.
4пункт «Объект найден» (городской парк).
Инструктор:
- Ребята, я знаю, что парк находится на северо-востоке. Но компас в нашу экипировку не входил, если вы заметили. Мы уже умеем с вами ориентироваться без компаса. Улитки, как вы помните, любят влажный климат и тень. Поэтому мы будем ориентироваться по природным факторам, разыскивая их. Назовите способы ориентирования без компаса и карты.
Игровое задание с мячом «Не зевай, стороны света называй» (по кроне дерева, по мхам и лишайникам, по муравейнику, по годовым кольцам, по солнцу, по полярной звезде).
Дети преодолевают естественные природные препятствия, ориентируясь по солнцу.
Приходят в городской парк.
Инструктор:
-Мы на месте! Сначала нам нужно отыскать улиток, ведь они ждут вашей помощи, друзья. Но как нам найти улиток? (варианты ответов). Верно, искать наших природных друзей мы будем во влажных местах, там, где есть мхи или сгнившая листва. Нам повезло, недавно был дождь и улиток должно быть много. Но чтобы приманить улиток и забрать как можно больше друзей, предлагаю послушать совета мудрой Медуницы и приманить их нашим букетом подорожника. А пока - привал!
5 пункт «Бивак» (поляна городского парка).
Дети размещаются на поляне, разбивают палатку, отдыхают на ковриках, перекусывают сухим пайком. С детьми проводятся игры природоведческого характера.
Игра «Камешек в руках» (дети сидят передают небольшой камешек по кругу. На хлопок взрослого игра останавливается. Тот, у кого мяч в руках, должен назвать правила поведения: «если потерялся в лесу»).
Подвижная игра «Улитка»
Дети выстраиваются в две шеренги и берутся за руки. По команде ведущего «В домик», цепочки из игроков должны как можно быстрее «свернуться в улитку, а по команде «На прогулку»- развернуться и встать в шеренгу. Выигрывает команда, которая справиться с заданием быстрее.
Игра «Паутинка» (дети завязывают длинную веревку между деревьями так, чтобы было похоже на паутинку. По сигналу взрослого, они проходят между веревками, стараясь не запутаться и не терять темп. Играть можно, выстроившись в колонну. Можно усложнить задание, дав команду взяться за руки и не расцеплять цепочку).
Игра «Кометы» (детям предлагаются шишки с привязанными кусочками полиэтиленовой разноцветной пленки. Игра представляет собой вариант метания предметов на дальность, а украшенные шишки вызывают ассоциацию у детей с кометами, делая задание более увлекательным).
Инструктор:
- Ребята, давайте пойдем и посмотрим, сколько улиток приползло к нам за помощью. Так как улитки влажные и не совсем чистые, одевайте для сбора перчатки (детям выдаются одноразовые перчатки). Дети находят улиток и собирают их в банки.
Инструктор:
- Итак, мы собрали улиток и поместили их в банки. Помните, что улитки ловко ползают по вертикальной поверхности и без крышки могут сбежать. В таких емкостях улитки могут жить несколько дней. Плотно закроем временный дом для наших друзей, не забудем золотое правило туриста убирать за собой привал. И отправимся в обратный путь.
Дети убирают место временной стоянки и возвращаются в детский сад.
6 пункт «WELCOME!» (березовая роща детского сада).
Инструктор:
-Ребята, сейчас мы будем мастерить для наших улиток настоящую эко- оранжерею. Дом для улиток должен быть достаточно просторным для ее размера. Лучше всего подойдет аквариум, террариум или пластиковый контейнер, чтобы они были чистыми и здоровыми.
Не забываем про крышку с отверстиями, для свободного доступа воздуха! Дно будем застилать чистой землей, а сверху можно выстелить торфом или компостом. Прекрасно подойдет и мох. Этот слой придется опрыскивать каждый день, для поддержания влаги и температуры. Назначим дежурных нашей оранжереи и будем вести дневник уборки. На выходные можно поместить в контейнер кусочек льда или влажную губку. Улитки не привередливы в еде и поэтому им вполне подойдут свежие овощи или фрукты, трава. Чтобы наша эко- оранжерея была красивой и полезной, украсим дом улиток. Конечно, можно купить все необходимое в зоомагазине. Но я предлагаю создать комфортные условия своими руками. Нам потребуются камни средних размеров, веточки или кусочки коры, картонные рулоны от туалетной бумаги или бумажных полотенец.
Дети сооружают дом для улиток, заводят дневник дежурств и наблюдений, заселяют его улитками и ставят в тень.
II Этап. Вместе веселее!
На втором этапе детям предлагаются ежедневные трудовые поручения, творческие задания в альбоме «Лабиринт друзей», игры, беседы, викторины, микрофотография ит. д. Вот некоторые варианты:
Беседа «Меню для улиток».
Сегодня я вас познакомлю с правилами кормления улиток. Не все продукты полезны для этих моллюсков. Например, давать им картофель или морковь нужно слегка отваренными для мягкости. Они могут есть черный хлеб, сырые яйца или овсянку. А вот просо, рис или макароны могут быть губительны для них. Никакой соли! Вся растительная пища должна быть собрана вдали от трасс. Так как дом улитки - это раковина, то в рацион следует включать источники кальция. Подойдет яичная скорлупа. Теперь вы знаете многое про кормление этих живых существ. Предлагаю игру «Да- нет»
Игра «Да - нет» (взрослый предлагает детям варианты еды для улиток. Если еда съедобна, дети хлопают в ладоши, если нет- присаживаются на корточки).
Рисование.
Растворить жидкость для посуды, пищевые красители и немного теплой воды. Рисуем объемные раковины улиток;
Лепка.
В соленое тесто добавить витамин В. Светящийся пластилин можно использовать для лепки раковин- домиков.
Микрофотография
Фотографируем крупным планом мелкие объекты или детали улиток в природе и помещаем в творческий альбом.
Картотека «Садовые улитки- домашние питомцы»
Создание карточек с последовательным алгоритмом создания условий для жизни улиток, как домашних питомцев.