Окунцева Юлия Юрьевна
Квест-игра в средней группе с использованием информационно-коммуникативных технологий «Путешествие в сказочную страну Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема СОД Квест-игра с участием родителей с использованием информационно-коммуникативных технологий «Путешествие в Сказочную страну Гжель»
Цель Создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ с использованием ИКТ. Развитие в детях, родителях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.
ЗАДАЧИ
Обучающая задача
Публикация «Квест-игра в средней группе с использованием информационно-коммуникативных технологий „Путешествие в сказочную страну Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Народные промыслы. Квест-игры и викторины
- Сказки. Квест игры по сказкам
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
(ЗУН) Закрепить знания детей о гжельской росписи, основных элементах (бордюр, капелька, цветок). Продолжать учить рисовать элементы гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками). Обогатить кругозор детей, родителей о народных промыслах с использованием ИКТ. Учить выполнять ритмичные движения под музыку; формировать навыки выразительного пения частушек, способствовать развитию эстетического вкуса.
Развивающая задача Развивать умение соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать внимание, зрительную и слуховую память, составлять рассказ по мнемотаблице; развивать коммуникативные умения детей; связную речь, умение отвечать полными ответами, отгадывать загадки. Развивать зрительную память в танце, пространственное воображение, навыки композиции в движениях.
Воспитательная задача (ценностные установки) Воспитание навыков взаимодействия, активности, инициативы и самостоятельности, прививать любовь к России, народным промыслам.
Образовательная область Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественное, музыкальное развитие
Виды детской деятельности Игровая, коммуникативная, художественная, музыкальная.
Оборудование Ноутбук, музыкальный центр, презентация «Гжель - загадки», презентация Гжель-кроссворд, мультфильм «Путешествие в мастерскую гжель», кроссворд, карандаши простые, разрезные картинки игра «Собери узор», мнемотаблица, волшебный мешочек, предметы гжели, оформление зала в стиле гжель работами детей, поля белого и синего цвета, лепестки белого и синего цвета по количеству участников, фишки, платочки. Рисунки на ватмане, краски, кисти, тряпочки, подставки под кисти, мольберты.
Структурная часть Содержание СОД Способы организации детей Предполагаемые результаты
Вводная
Воспитатель приглашает детей и родителей пройти в музыкальный зал под музыку «Девка по саду ходила»
музыка и слова народные
Воспитатель обращает, внимание как красиво украшен зал, спрашивает, какая роспись была использована в украшении зала. Интересуется, любят ли дети путешествовать? Приглашает детей и родителей отправиться в сказочную страну под названием «Гжель» на паровозике, чтобы попасть в сказочную страну надо на каждой станции выполнить задание. Акцентирует внимание на мольберты, где на ватмане нарисованы изделия, но узор не нарисован, объясняет, на каждой станции одна часть команды выполняет задание, вторая часть команды (родитель и ребенок) рисует узор элементами гжельской росписи в зависимости от названия станции. В конце пути должны получиться изделия с красивым узором.
Воспитатель предлагает с помощью лепестков разделиться на две команды. Посовещаться выбрать название и капитана команды.
На экране едет паровозик.
Музыкальная заставка «Девка по саду ходила»
музыка и слова народные
Дети стоят по кругу.
Дети и родители делятся на команды с помощью белых и синих лепестков. Кто выбирает синий лепесток, составляет цветок на белом поле, кто белый лепесток тот составляет цветок на синем поле. Выбирают капитана и название команды
Дети под музыку двигаются двумя паровозиками по станциям
Настроение на общение.
Проявляется интерес к предстоящей деятельности. Учатся распознавать гжельскую роспись
Развиваются навыки взаимодействия, самостоятельности, инициативы, активности.
Учатся выполнять ритмичные движения под музыку
Основная Объявляется 1станция «Цветочная»
Задание «Отгадай загадки» Презентация
1. Белая глина, белый фарфор,
Синяя краска, синий узор.
Смотрю на него я, еле дыша:
Ой, до чего же ты, хороша! (Гжель)
2. Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,
Синими цветочками, нежными виточками.
На белом фарфоре, как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка растут синие цветочки. (Гжель)
3. На столе, накрытом к чаю,
Испуская важно пар,
Среди блюдечек и чашек
Самый главный… (самовар)
4. К завтраку все чашки, блюдца
Вместе утром соберутся.
К чаю вовсе не случайно
Есть сервиз, какой же? (Чайный)
5. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая … (Чашка)
6. Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой. (Заварочный чайник)
7. Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я … (Фарфор)
8. Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако это не река.
Зовут её… (тарелка)
2 станция «Лепестковая»
Задание «Разгадай кроссворд». Презентация (Конкурс для родителей)
3станция «Виточная»
Задание «Фантазийная посуда»
4 станция «Бордюрная»
Задание «Посмотри и назови» (мультфильм делают родители).
Родители задают вопросы
1. Как в мастерской называют художников? (живописцами)
2. Как называется краска, которой художники расписывают гжельские изделия (кобальт)
5 станция «Точечная»
Задание «Собери узор» предметы гжели
Задание для капитанов. «Составь рассказ по мнемотаблице «Как появилась Гжель»
6 станция «Музыкальная»
Домашнее задание детей «Спеть частушки»
1 ребенок:
Я в окошко смотрю
На берёзку и ель,
Приглашу с собой гостей
На экскурсию я в Гжель
2 ребё нок:
Мастерицы мы из Гжели,
Рисовать нам нравится,
И любая наша вещь,
Как девица-красавица
3 ребё нок:
Гжель - посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор –
Оторвать не в силах взор.
4 ребё нок:
Раз мазок и два мазок,
Вышел синенький цветок.
Не страшны цветам морозы
Расцвели на чашках розы.
5 ребё нок:
Синенький цветочек,
Синенький листочек,
Это роза гжельская,
А не василёчек.
Все вместе:
Какое рукоделие
Гжельские изделия!
Мы не просто детвора,
Мы по Гжели мастера!
Танец – «Сказочная гжель»
муз. В. И. Темнова, О. Левицкого в исполнении В. И. Темнова песня «Сказочная гжель»
Гжель запала в сердце мне
и зимой и по весне
яркою волшебною картиною.
Русской красотой,
звонкой добротой
и рассветной песней соловьиною.
Припев:
Гжель, гжель сказочная гжель
песня задушевная хорошая.
Будто белая метель, будто белая метель
синие цветы запорошила, синие цветы запорошила.
Покорила наша Гжель, Вену, Гамбург и Марсель.
Полетела синекрылой песнею.
Даришь ты мечту, даришь красоту
как жар-птица белая кудесница.
Припев:
Гжель, гжель сказочная гжель
песня задушевная хорошая.
Будто белая метель, будто белая метель
синие цветы запорошила, синие цветы запорошила. Родитель берет по одному ребенку из каждой команды, подходят к мольберту и рисуют узор на изделиях в зависимости от названия станций.
Команды по очереди отгадывают загадки, проверяя правильность ответа на экране.
Дети на экране проверяют выполненное задание.
Участники команды договариваются между собой и показывают предмет посуды, а другая команда отгадывает.
Дети смотрят мультфильм
отвечают на вопросы родителей.
Дети собирают разрезные картинки.
Капитаны с помощью «Волшебного мешочка» выбирают предмет, называют, что это и какая роспись использовалась в росписи предмета.
Подходят к мольберту с мнемотаблицей, составляют рассказ на тему : «Как появилась Гжель»
Дети берут платочки встают полукругом
1. Дети в исходной позиции, стоят в две линии, в правой руке платочек.
2. Расходятся по полукругам.
3. Встречаются в центре зала и идут парами, выстраиваются в шахматном порядке.
4. Шаг по диагонали и взмах платочком.
Шаг обратно по диагонали.
(повторяют 2 раза)
5. Кружатся один раз через правое плечо.
6. Три шага вправо по диагонали на четвертый шаг взмах платком.
Три шага влево по диагонали на четвертый шаг взмах платком.
7. Передвигаются и выстраиваются в один большой круг.
8. Первые номера в середине делают карусель, вторые номера качаются на месте.
9. Вторые номера в середине делают карусель, первые номера качаются на месте.
10. Выстраиваются в единую прямую линию.
11. Руки делают домиком, первый номер ведет в ручеек остальных детей.
12. В конце ручейка образовалась единая линия.
13. Поклон.
Закрепляются знания детей о гжельской росписи, основных элементах (бордюр, капелька, цветок). Продолжают учиться рисовать элементы гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).
Учатся отгадывать загадки
Обогащается кругозор детей, родителей о народных промыслах с использованием ИКТ
Развивается фантазия, образное мышление, умение договариваться.
Развиваются коммуникативные умения детей; связная речь, умение отвечать полными ответами
Развивается образное мышление, навыки взаимодействия, инициативы, активности.
Учатся составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу. Развивают умение соотносить знаковые символы с образами.
Развивают навыки выразительного пения частушек, учатся четко проговаривать слова
Развивают зрительную память в танце, пространственное воображение, навыки композиции в движениях.
Заключительная
Рефлексия (музыка)
Воспитатель обращает внимание, что дети и родители попали в сказочную страну «Гжель». Предлагает рассмотреть рисунки, которые нарисовали команды.
Подводиться итог игры.
Команды награждаются грамотами.
Воспитатель интересуется, понравилось ли детям путешествие в сказочную страну. Говорит, что путешествие подошло к концу, предлагает сказать до свиданье сказочной стране.
Дети и родители рассматривают рисунки гжельской посуды.
Капитаны считают жетоны, определяют команду-победительницу.
Дети уходят под звуки музыки
Испытывают эмоциональный подъём,
Отрабатываются навыки элементарной рефлексии
Рекомендации по организации проведения: С целью погружения в самобытность народной культуры рекомендуется использовать разнообразные фольклорные формы. Помещение оформить в соответствии с темой занятия: гжель. Для повышения заинтересованности участников, родителям и детям предложить продумать костюмы в стиле «гжель», внести свои идеи, оформить эскизы, изготовить элементы. При подготовке квест – игры, предложить детям совместно с педагогом составить мнемотаблицу на тему: «Как появилась Гжель». Предложить родителям сделать познавательный мультфильм на тему: «В гжельской мастерской» и подготовить вопросы детям.
Список литературы:
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Просвещение. - М., 1990.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М., Российское педагогическое агентство. 1997.
Сурьянинова Н. Синие цветы Гжели. - «Малыш», 1986.
Интернет - ресурсы
Тема СОД Квест-игра с участием родителей с использованием информационно-коммуникативных технологий «Путешествие в Сказочную страну Гжель»
Цель Создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ с использованием ИКТ. Развитие в детях, родителях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.
ЗАДАЧИ
Обучающая задача
(ЗУН) Закрепить знания детей о гжельской росписи, основных элементах (бордюр, капелька, цветок). Продолжать учить рисовать элементы гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками). Обогатить кругозор детей, родителей о народных промыслах с использованием ИКТ. Учить выполнять ритмичные движения под музыку; формировать навыки выразительного пения частушек, способствовать развитию эстетического вкуса.
Развивающая задача Развивать умение соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать внимание, зрительную и слуховую память, составлять рассказ по мнемотаблице; развивать коммуникативные умения детей; связную речь, умение отвечать полными ответами, отгадывать загадки. Развивать зрительную память в танце, пространственное воображение, навыки композиции в движениях.
Воспитательная задача (ценностные установки) Воспитание навыков взаимодействия, активности, инициативы и самостоятельности, прививать любовь к России, народным промыслам.
Образовательная область Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественное, музыкальное развитие
Виды детской деятельности Игровая, коммуникативная, художественная, музыкальная.
Оборудование Ноутбук, музыкальный центр, презентация «Гжель - загадки», презентация Гжель-кроссворд, мультфильм «Путешествие в мастерскую гжель», кроссворд, карандаши простые, разрезные картинки игра «Собери узор», мнемотаблица, волшебный мешочек, предметы гжели, оформление зала в стиле гжель работами детей, поля белого и синего цвета, лепестки белого и синего цвета по количеству участников, фишки, платочки. Рисунки на ватмане, краски, кисти, тряпочки, подставки под кисти, мольберты.
Структурная часть Содержание СОД Способы организации детей Предполагаемые результаты
Вводная
Воспитатель приглашает детей и родителей пройти в музыкальный зал под музыку «Девка по саду ходила»
музыка и слова народные
Воспитатель обращает, внимание как красиво украшен зал, спрашивает, какая роспись была использована в украшении зала. Интересуется, любят ли дети путешествовать? Приглашает детей и родителей отправиться в сказочную страну под названием «Гжель» на паровозике, чтобы попасть в сказочную страну надо на каждой станции выполнить задание. Акцентирует внимание на мольберты, где на ватмане нарисованы изделия, но узор не нарисован, объясняет, на каждой станции одна часть команды выполняет задание, вторая часть команды (родитель и ребенок) рисует узор элементами гжельской росписи в зависимости от названия станции. В конце пути должны получиться изделия с красивым узором.
Воспитатель предлагает с помощью лепестков разделиться на две команды. Посовещаться выбрать название и капитана команды.
На экране едет паровозик.
Музыкальная заставка «Девка по саду ходила»
музыка и слова народные
Дети стоят по кругу.
Дети и родители делятся на команды с помощью белых и синих лепестков. Кто выбирает синий лепесток, составляет цветок на белом поле, кто белый лепесток тот составляет цветок на синем поле. Выбирают капитана и название команды
Дети под музыку двигаются двумя паровозиками по станциям
Настроение на общение.
Проявляется интерес к предстоящей деятельности. Учатся распознавать гжельскую роспись
Развиваются навыки взаимодействия, самостоятельности, инициативы, активности.
Учатся выполнять ритмичные движения под музыку
Основная Объявляется 1станция «Цветочная»
Задание «Отгадай загадки» Презентация
1. Белая глина, белый фарфор,
Синяя краска, синий узор.
Смотрю на него я, еле дыша:
Ой, до чего же ты, хороша! (Гжель)
2. Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,
Синими цветочками, нежными виточками.
На белом фарфоре, как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка растут синие цветочки. (Гжель)
3. На столе, накрытом к чаю,
Испуская важно пар,
Среди блюдечек и чашек
Самый главный… (самовар)
4. К завтраку все чашки, блюдца
Вместе утром соберутся.
К чаю вовсе не случайно
Есть сервиз, какой же? (Чайный)
5. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая … (Чашка)
6. Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой. (Заварочный чайник)
7. Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я … (Фарфор)
8. Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако это не река.
Зовут её… (тарелка)
2 станция «Лепестковая»
Задание «Разгадай кроссворд». Презентация (Конкурс для родителей)
3станция «Виточная»
Задание «Фантазийная посуда»
4 станция «Бордюрная»
Задание «Посмотри и назови» (мультфильм делают родители).
Родители задают вопросы
1. Как в мастерской называют художников? (живописцами)
2. Как называется краска, которой художники расписывают гжельские изделия (кобальт)
5 станция «Точечная»
Задание «Собери узор» предметы гжели
Задание для капитанов. «Составь рассказ по мнемотаблице «Как появилась Гжель»
6 станция «Музыкальная»
Домашнее задание детей «Спеть частушки»
1 ребенок:
Я в окошко смотрю
На берёзку и ель,
Приглашу с собой гостей
На экскурсию я в Гжель
2 ребё нок:
Мастерицы мы из Гжели,
Рисовать нам нравится,
И любая наша вещь,
Как девица-красавица
3 ребё нок:
Гжель - посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор –
Оторвать не в силах взор.
4 ребё нок:
Раз мазок и два мазок,
Вышел синенький цветок.
Не страшны цветам морозы
Расцвели на чашках розы.
5 ребё нок:
Синенький цветочек,
Синенький листочек,
Это роза гжельская,
А не василёчек.
Все вместе:
Какое рукоделие
Гжельские изделия!
Мы не просто детвора,
Мы по Гжели мастера!
Танец – «Сказочная гжель»
муз. В. И. Темнова, О. Левицкого в исполнении В. И. Темнова песня «Сказочная гжель»
Гжель запала в сердце мне
и зимой и по весне
яркою волшебною картиною.
Русской красотой,
звонкой добротой
и рассветной песней соловьиною.
Припев:
Гжель, гжель сказочная гжель
песня задушевная хорошая.
Будто белая метель, будто белая метель
синие цветы запорошила, синие цветы запорошила.
Покорила наша Гжель, Вену, Гамбург и Марсель.
Полетела синекрылой песнею.
Даришь ты мечту, даришь красоту
как жар-птица белая кудесница.
Припев:
Гжель, гжель сказочная гжель
песня задушевная хорошая.
Будто белая метель, будто белая метель
синие цветы запорошила, синие цветы запорошила. Родитель берет по одному ребенку из каждой команды, подходят к мольберту и рисуют узор на изделиях в зависимости от названия станций.
Команды по очереди отгадывают загадки, проверяя правильность ответа на экране.
Дети на экране проверяют выполненное задание.
Участники команды договариваются между собой и показывают предмет посуды, а другая команда отгадывает.
Дети смотрят мультфильм
отвечают на вопросы родителей.
Дети собирают разрезные картинки.
Капитаны с помощью «Волшебного мешочка» выбирают предмет, называют, что это и какая роспись использовалась в росписи предмета.
Подходят к мольберту с мнемотаблицей, составляют рассказ на тему : «Как появилась Гжель»
Дети берут платочки встают полукругом
1. Дети в исходной позиции, стоят в две линии, в правой руке платочек.
2. Расходятся по полукругам.
3. Встречаются в центре зала и идут парами, выстраиваются в шахматном порядке.
4. Шаг по диагонали и взмах платочком.
Шаг обратно по диагонали.
(повторяют 2 раза)
5. Кружатся один раз через правое плечо.
6. Три шага вправо по диагонали на четвертый шаг взмах платком.
Три шага влево по диагонали на четвертый шаг взмах платком.
7. Передвигаются и выстраиваются в один большой круг.
8. Первые номера в середине делают карусель, вторые номера качаются на месте.
9. Вторые номера в середине делают карусель, первые номера качаются на месте.
10. Выстраиваются в единую прямую линию.
11. Руки делают домиком, первый номер ведет в ручеек остальных детей.
12. В конце ручейка образовалась единая линия.
13. Поклон.
Закрепляются знания детей о гжельской росписи, основных элементах (бордюр, капелька, цветок). Продолжают учиться рисовать элементы гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).
Учатся отгадывать загадки
Обогащается кругозор детей, родителей о народных промыслах с использованием ИКТ
Развивается фантазия, образное мышление, умение договариваться.
Развиваются коммуникативные умения детей; связная речь, умение отвечать полными ответами
Развивается образное мышление, навыки взаимодействия, инициативы, активности.
Учатся составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу. Развивают умение соотносить знаковые символы с образами.
Развивают навыки выразительного пения частушек, учатся четко проговаривать слова
Развивают зрительную память в танце, пространственное воображение, навыки композиции в движениях.
Заключительная
Рефлексия (музыка)
Воспитатель обращает внимание, что дети и родители попали в сказочную страну «Гжель». Предлагает рассмотреть рисунки, которые нарисовали команды.
Подводиться итог игры.
Команды награждаются грамотами.
Воспитатель интересуется, понравилось ли детям путешествие в сказочную страну. Говорит, что путешествие подошло к концу, предлагает сказать до свиданье сказочной стране.
Дети и родители рассматривают рисунки гжельской посуды.
Капитаны считают жетоны, определяют команду-победительницу.
Дети уходят под звуки музыки
Испытывают эмоциональный подъём,
Отрабатываются навыки элементарной рефлексии
Рекомендации по организации проведения: С целью погружения в самобытность народной культуры рекомендуется использовать разнообразные фольклорные формы. Помещение оформить в соответствии с темой занятия: гжель. Для повышения заинтересованности участников, родителям и детям предложить продумать костюмы в стиле «гжель», внести свои идеи, оформить эскизы, изготовить элементы. При подготовке квест – игры, предложить детям совместно с педагогом составить мнемотаблицу на тему: «Как появилась Гжель». Предложить родителям сделать познавательный мультфильм на тему: «В гжельской мастерской» и подготовить вопросы детям.
Список литературы:
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Просвещение. - М., 1990.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М., Российское педагогическое агентство. 1997.
Сурьянинова Н. Синие цветы Гжели. - «Малыш», 1986.
Интернет - ресурсы