Ольга Николаева
Квест-игра в подготовительной группе по обучению грамоте «Грамотейка»
▼ Скачать
Цель: закреплять знания, применяя полученные умения и навыки на предложенном материале.
Задачи: выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, выделять заданный звук в слове; составлять схему предложения; совершенствовать практические умения и навыки детей; развивать грамматический строй речи; формировать навыки контроля и самоконтроля; формировать самоконтроль за речью; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; дать возможность детям показать свои знания и умения; воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы; совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Публикация «Квест-игра в подготовительной группе по обучению грамоте „Грамотейка“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Сценарии квестов
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2023
Оборудование: столы, мольберты, мяч, обручи, письма-загадки, план-карты для 2-х команд, фишки с изображением смайликов, пособия для выкладывания букв, маркеры, абаки, заготовленные изображения для работы с речевым компьютером.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители. Вы очень смелые, находчивые и я хочу вас поздравить, так как совсем скоро вы пойдёте в школу и по этому поводу я приготовила для вас сюрприз. Вы сможете его открыть, если выполните все мои задания. В связи с этим мы сегодня отправляемся с вами в квест-игру «Грамотейка». Для этого мы с вами разделились на две команды, но Вам будут помогать наши любимые и самые лучшие родители.
Дорогие мои, ребята, вставайте в круг, мы с вами дружно поздороваемся, но по определенным правилам. Итак, слушайте внимательно! Если я сделаю один хлопок, вам надо поздороваться руками. Если я сделаю два хлопка, то вы здороваетесь плечиками. Если вы услышите три хлопка, то мы здороваемся спинками.
Основная часть.
Молодцы ребята, но для того, чтобы отправиться в квест, нам дружно надо выполнить логическую разминку, чтобы быстро и внимательно выполнять все задания. Слушайте внимательно мои вопросы.
Вопросы:
– У бабушки Даши внук Паша, кот Петушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
– Лена тратит на дорогу в школу 7 минут. Сколько времени она потратит на дорогу, если пойдёт вместе со своей подружкой?
– Кто быстрее плавает, утёнок или цыплёнок?
– Кто весной с юга раньше прилетает, ласточки или воробьи?
– В детском саду воспитательница, а в школе кто?
– В детском саду вас называют дошкольниками, а в школе будут называть?
– В детском саду группы, а в школе?
– В детском саду занятия, а в школе?
– В детском саду играют, а в школе что делают?
Учатся, правильно, молодцы! С разминкой вы справились.
Вручаю вам план-карту квеста «Грамотейка», с помощью которой вы будете передвигаться. Выполнив задание, вы получаете фишку, которую сохраняете до конца игры. Пройдя все этапы квеста вы занимаете свои места.
Все готовы, отправляемся в путь!
1 ЭТАП
Вопросы:
– Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
– Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
– Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, И, Э).
– Почему они называются «гласные»?
– Назовите согласные звуки (Л, М, Н, Р, Г, К, В, Ф, З, С).
– Почему они не поются? Что мешает?
– Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
– А какие бывают согласные звуки?
– А сейчас давайте попробуем отгадать загадки. После того как вы отгадаете, вам надо найти на круге нужную картинку отгадку, после соединить нужную картинку с первой буквой в этом слове. Готовы? Начинаем.
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
Дети находят на круге картинку и соединяют с нужной букой.
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк)
Дети находят на круге картинку и соединяют с нужной букой.
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
(Собака)
Дети находят на круге картинку и соединяют с нужной букой.
2 ЭТАП
Задание «Лишняя буква».
– Перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).
К У А О И Л А В Т С
– Выделили букву, а сейчас изобразите эти буквы с помощью бусин, резинок и шнурка, на выбор (пособия для изображения букв).
3 ЭТАП
Задание «Твёрдый или мягкий звук».
– Я вам называю слоги, а вы слушаете внимательно, какой первый звук в слове. Если первый звук в слове твёрдый – вы занимаете место в синем обруче, а если первый звук в слове мягкий, то занимаете место в зелёном обруче.
– Приготовились, слушаем внимательно: Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
4 ЭТАП
Разделите слова на слоги.
– Ребята, на что делятся слова? (слова делятся на слоги). Молодцы! Предлагаю поиграть в игру с мячом «Придумай слово».
Игра с мячом «Придумай слово»
Педагог бросает мяч и говорит слог, а дети придумывают слова, которые начинаются с этих слогов.
– Например, слог МА (мама, Маша, матрас, машина, март, май)
Слоги:
ЛА (лампа, лапа, лама, ламбада).
МУ – (муха, мухомор, мул, мусор, мультфильм, Мурзик);
НИ – (Нина, нитка, Ника, никогда, Никита).
5 ЭТАП
Задание «Расшифруй слово».
Ребята, на данном этапе нам надо отгадать зашифрованное слово по картинкам и подобрать изображение слова, которое здесь зашифровано.
Детям предлагаются листы-загадки с готовыми изображениями. Дети на листах вписывают буквы маркером, читают слово и подбирают изображение.
6 ЭТАП
Задание «Зашифруй слово».
– Ребята, прочитайте слова на доске и зашифруйте их с помощью знаков – магнитов синего, зелёного и красного цветов. (Луна, Лена).
7 ЭТАП
Ребята, так как мы уже умеем с вами читать, предлагаю вам поиграть с интересным пособием «Абак». Вам надо отгадать загаданное слово по признаку и выложить его на абаке.
– Бывает светлая, а бывает жёлтая. (ЛУНА)
– Красные. (МАКИ)
– Он грозный, полосатый. (ТИГР)
– Большой, серый. (СЛОН)
8 ЭТАП
Ребята, наверное, вы все любите играть в компьютерные игры, но я сегодня вам предлагаю поиграть в речевой компьютер. Здесь надо быть очень внимательным, поэтому слушайте и вписывайте правильную букву, чтобы узнать, какое слово у нас получится.
1 2 3 4 5
1. Серое зубастое дикое животное. Первая буква.
2. Самое тёплое время года. Вторая буква.
3. Осадки зимой. Первая буква.
4. Что нужно открыть, чтобы вымыть руки. Последняя буква.
5. Магазин, где продают лекарства. Первая буква.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Игра «Составь и найди схему предложения».
– Ребята нам нужно выяснить, все ли фишки у вас одинаковы, если нет, обменяйтесь командами. Затем переверните фишки, составьте предложение и подберите нужную картинку. Ну и в конце, каждая команда подбирает себе подходящую схему предложения.
Рефлексия деятельности.
– Чем мы сегодня занимались на занятии?
– Что вам больше всего понравилось на занятии?
Вручение сюрприза.