Алла Ермоленко
Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности
Задачи:
• Создавать условия, способствующие развитию у детей познавательной
активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через исследовательскую деятельность.
• Продолжать знакомить детей со свойствами воды, песка, воздуха, магнита
• Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
• Упражнять в умении анализировать, делать выводы.
Публикация «Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста „Хочу все знать“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
• Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении задания.
Предварительная работа:
Игры и опыты с песком, водой, воздухом.
Материалы и оборудование:
Емкости с водой, прозрачные пластиковые стаканчики, сахар, песок, пластилин, краски, мел, жидкое мыло, трубочки, воздушные шары, лимон, свеча, емкости с сухим и влажным песком, влажные салфетки, магниты, скрепки, предметы из различных материалов.
Виды детской деятельности :
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная.
Ход игры:
Звучит спокойная, тихая музыка.
Воспитатель:
Придумано кем-то, просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро, всем. Сегодня прекрасная летняя погода, которая подарит нам хороший день.
Сейчас вместе с вами вдохнем через носик хорошее настроение, здоровье, удачу, доброту, красоту, а через ротик выдохнем все наши огорчения и обиды.
Звук плачущего ребенка
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Кто - то плачет? (подходит к детям) Может быть Маша? Или Саша (Обращает внимание на сидящего в стороне мальчика, выводит его за руку)
-Мальчик, кто ты? И почему плачешь?
Герой- Почемучка
- Я Почемучка, а зовут меня так, потому что я хочу все знать, у меня даже книга была так и называлась: Энциклопедия «Хочу все знать!» Об этой книге услышал злой колдун, он прилетел и вырвал все страницы из моей книги, у меня осталась только обложка. Как же я теперь буду узнавать что- то новое (плачет)
Воспитатель: Не плачь, Почемучка, посмотри, сколько ребят у нас сегодня собралось, мы тебе поможем отыскать твои странички. Правда ребята, ведь и мы хотим узнавать много нового и интересного
Мы готовы прийти на помощь, только вот с чего начать поиски? Куда отправиться?
Почемучка: Колдун потерял карту – схему, где он спрятал страницы, но только я совсем не знаю эти места…
Воспитатель берет карту – схему, на которой фото прогулочных площадок с цифрами.
Воспитатель: Дети давайте посмотрим вместе, может быть, мы узнаем, где это. (Подносит детям карту, решают, что это на территории детского сада, на прогулочных площадках)
Воспитатель: Ура, мы знаем, куда идти. Отправляемся в путь!
Построение групп, идут по карте, на площадку №1. Находят листок с схемой опытов.
Воспитатель: Ребята, мне стало интересно повторить этот опыт, попробуем, может и у нас получится?
Опыт – эксперимент №1
Шарик и лимон.
Понадобится: Воздушный шарик и свежий лимон.
Опыт : Надуйте шарик посильнее, чтобы шарик хорошо растянулся, и его оболочка была, соответственно, тоньше.
Теперь нужно выжать из лимона несколько капель сока прямо на шарик. Когда одна или несколько капель попадут на шарик — он лопнет!
Объяснение: В лимонной кожуре содержится эфирное масло, которое называется лимонен. Лимонен растворяет резину! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул.
Опыт эксперимент №2
Шарик над огнем. (Огнеупорный)
Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.
Опыт : Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
Дети делают выводы.
Воспитатель: Молодцы ребята, как здорово и интересно у нас получилось, отправляемся дальше, мы вернули страницу Почемучке, и сами узнали что- то новое.
Идут на площадку № 2. Находят второй листок.
Воспитатель: Вам понравился предыдущий эксперимент? Тогда может, посмотрим и повторим, что указано на схеме здесь?
Опыт – эксперимент №3
«Растворяется – не растворяется».
Понадобится: Прозрачные стаканы с водой, ложки, сахар, песок, опилки, краски, мука, стиральный порошок.
Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Опыт : Перед детьми на подносах стаканы с водой, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Воспитатель добавляет сахар и все вместе наблюдают, что изменилось.
Далее добавляют различные вещества и продолжают наблюдать.
Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворились ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной).
Объяснение: Речной песок не растворяется, т. к. состоит из мелких камушков, опилки не растворяются и не тонут, краска изменяет цвет воды.
Вывод:
Какие вещества у нас растворились в воде?
Какие вещества не растворились в воде?
Опыт - эксперимент №4
«Мыльные пузыри».
Понадобится: Емкость с водой, жидкое мыло, глицерин, трубочки.
Опыт : С помощью воспитателя, дети смешивают нужные вещества с водой. При помощи трубочек выдувают пузыри.
Вывод: Из жидкого мыла, можно изготовить мыльные пузыри.
(Подпрыгивающие мыльные пузыри)
Опыт : Что происходит с мыльным пузырем, если он падает нам на руку? Он лопается. Но если вы наденете шерстяные перчатки и подставите руки, то пузырь не лопнет, он будет лежать у вас на руке или отскакивать от нее при мягких толчках. Как это возможно?
Объяснение: Все дело в том, что при соприкосновении с шерстью контакт пузыря с поверхностью не плотный - он удерживается на мелких ворсинках, между которыми находится воздух. Получается, что и сам пузырь словно находится в воздухе.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились и этим, смотрим на схему и отправляемся дальше.
Идут на площадку №3. Находят листок с подсказкой схемой.
Опыт – эксперимент №5.
«Свойства мокрого - сухого песка».
Понадобится: Сухой песок и мокрый песок, лейка с водой, 2 подноса, формочки и совки для песка.
Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему?
Объяснение: Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Воспитатель: Какие умницы ребята. Сколько мы узнали, заодно вернули страницы Почемучке, но на карте у нас осталась еще одна картинка, посмотрим, куда приведет нас она?
Идут на площадку №4, обнаруживают листок с опорной схемой
Опыт №6
«Какие материалы притягивает магнит?»
Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы
Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.
В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.
Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Опыт №7
«Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Цель: Показать магнитные свойства.
Материалы: магниты, скрепки.
Подвесить к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но стоит поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом!
Вывод:
Под действием магнита железные предметы намагничиваются, и сами, на короткое время, становятся магнитами.
Воспитатель: Как же интересно, правда, ребята? Но, к сожалению, нам пора возвращаться, нужно успеть склеить порванную книгу.
Возвращаются на стартовую площадку. С помощью нескольких детей, собирают книгу.
Воспитатель: Вот Почемучка, твоя книга. Мы с детьми не удержались, и сами провели несколько опытов, нам понравилось, мы узнали много интересного и нового.
Почемучка: Спасибо вам ребята, без вас, я бы не справился.
Воспитатель:
Вы, сегодня, много узнали?
Мы, сегодня, с вами играли?
Вас учили и сами учились.
Ну а значит, мы все изменились!
И на мир этот смотрим восторженным взглядом!
Потому, что мы знаем – УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ!