Светлана Дрогайцева
Квест-игра «От теплого слова и лёд тает» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение».
Д. Родари.
Актуальность:
В настоящее время, характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, количество детей, имеющих речевые нарушения увеличивается. Характер речевых нарушений стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушается речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально – волевая сфера, творческая активность.
Публикация «Квест-игра „От теплого слова и лёд тает“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
Поэтому возникает необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Одной из таких форм, является применение элементов сказкотерапии, которые обеспечивают комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка.
Форма проведения: квест - игра
Аудитория: воспитанникиподготовительной к школе группы.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Обогащать словарь по лексической теме «Зима»;
Развивать диалогическую и монологическую речь;
Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания;
Упражнять в словообразовании родственных слов;
Формировать навыки звукового анализа слова;
Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память.
(«Речевое развитие»).
2. Развивать творческое воображение;
Поддерживать интерес у детей к литературным произведениям, к мотивированной оценке поступков и характеров героев;
Закрепить знания детей о цветовом обозначении звуков речи;
(«Художественно – эстетическое развитие»).
3. Уточнить и углубить знания детей о свойствах снега и льда.
(«Познавательное развитие»).
4. Совершенствовать умение выслушивать сверстников, проявлять доброжелательность к суждениям других, умение работать в парах («Социально – коммуникативное развитие»).
5. Развивать мышцы артикуляционного аппарата;
Формировать физиологическое и речевое дыхание;
Совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи;
Развивать темп и ритм.
(«Физическое развитие»).
Методы и приёмы.
Организационный момент.
Игровой момент «Заклинание Сказочника из кинофильма «Снежная Королева»».
Игровое упражнение «Встреча со Снежной Королевой».
Вход в сказку.
Артикуляционная гимнастика.
Ритмический рисунок.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Имитационная игра «Снежки».
Игра «Снежные слова».
Опыты со снегом.
Мнемотехника.
Выход из сказки.
Сердечные пожелания.
Материалы и оборудование:
• Мультимедийное оборудование:
• Презентация;
• Зеркала (по количеству детей);
• Белые листочки бумаги;
• Комочки ватки:
• Снежинки на ниточке;
• Пластиковые бутылочки с нарезанной фольгой;
• Ксилофон;
• Ледяное сердечко в сосуде;
• Ведерко;
• Бумажные салфетки;
• Силуэты сердечек;
• Контейнер со снегом;
• Поднос, пластиковые стаканчики;
• Пищевой краситель;
• Снежинки – следы;
• Столы – 2;
• Сказочный сюрприз.
Ход игры:
1слайд «Снежное окно – заставка».(Дети входят вместе с логопедом в музыкальный зал, встают полукругом лицом к гостям и приветствуют их).
Приветствие:Здравствуйте, уважаемые гости!
Снова снег кружится за окошком,
Снова к нам приходят холода.
Никогда зима не заморозит
Наши с вами теплые сердца.
(Звучит заклинание сказочника из х/ф «Снежная Королева»).
Логопед:
На санях, как ветер, мчится,
К ней опасно прислониться.
Лишь дотронься - заморозит,
В царство снежное увозит.
Дети: Снежная Королева.
2 слайд «Снежная Королева».
Логопед: В какой сказке живет Снежная Королева?
Дети: В сказке Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»
Логопед: Какое злое колдовство она совершила?
Дети: Она превратила сердце Кая в лёд.
Логопед: Хотите посмотреть, на ледяное сердце (Звучит волшебный перезвон, и воспитатель показывает сосуд, в котором находится замороженное ледяное сердце. Слышится тихий стук сердца). Вот таким же стало сердце у Кая.
3 слайд «Сказочник»
(Звучит волшебный перезвон и на экране появляется изображение Сказочника).
Сказочник:«Ребята, случилась беда. Снежная Королева заколдовала сердце Кая, сделала его ледяным. Я слышал, что вы самые умные и смелые дети. Помогите расколдовать сердце Кая. Но для этого вам нужно пойти по следам Снежной Королевы и выполнить несколько заданий. А я вам, дарю моё сказочное заклинание».
Логопед: Не испугаетесь Снежной Королевы, поможете расколдовать сердце Кая? Тогда отправляемся по следам Снежной Королевы. Нам необходимо произнести заклинания сказочника.
Закройте глаза, взмахните руками и проговорите слова «Снип, снап, снурре, пурре – базилюрре».
Звучит волшебная музыка, дети выполняют действо.
4 слайд «Снежная Королева разбивает зеркало»
Логопед: Мы попали в сказку. (Слышится звон бьющегося стекла).
Снежная Королева узнала, что мы решили помочь Каю, от злости разбила свое волшебное зеркало, и послала осколки заморозить нас.
Логопед: Ребята, вы чувствуете, как стали замерзать наши щеки, губы и язык.
Не поддадимся злым чарам Королевы, разогреем их.
Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Заборчик», «Трубочка», «Солдатик», «Часики», «Толстячки – худышки».
Логопед: Ребята, посмотрите, осколки ледяного зеркала растаяли! Не удалось им нас заморозить.
5 слайд «Сосульки»
Пока мы разогревали щёки, рот и язык наши руки и ноги стали, как сосульки. Отогреем их, повторяя за мной ритмический рисунок ксилофона.
Ритмический рисунок.
(Дети хлопают в ладошки, логопед ударяет в ксилофон).
Приготовьте руки, слушаем и отхлопываем ритм – 2-3 рисунка.
Руки согрелись, погреем ноги – 2 рисунка.
Отогрелись и можем продолжать свой путь.
Логопед:
Но, у Королевы есть подруга
Хмурая седая вьюга.
Вьюга воет, завывает,
Все дороги заметает.
6 слайд «Вьюга»
А не поиграть ли нам с вьюгой, не показать ли, как она воет? Выходите, вставайте на снежинки.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Сначала она завывает тихо. Показывает. (Дети встают полукругом, берут комочек ваты и кладут его на кончик носа).
Затем сильнее. Показывает. (Дети держат снежинку на ниточке и дуют на неё направленной воздушной струёй, не раздувая щёк).
И очень сильно. Показывает. (Дети дуют очень сильно через трубочку в пластиковую бутылку с нарезанным дождем, не раздувая щёк).
Победили злые чары Снежной Королевы; осколки, сосульки и вьюгу.
Логопед: Посмотрите, ребята! Что происходит с ледяным сердечком? (Стук сердца становится громче, оно оттаивает).
7 слайд «Сугробы»
Утихла вьюга, а снега намело очень много, дальше нет пути. Чтобы пройти сквозь сугробы, сделаем снежки и поиграем в них.
«Имитационная игра»
Эти листики сомнем (делают комочки,
Покатаем и сожмем (катают в руках и сильно сжимают,
Получаются снежки.
Можно их в руках держать (перекладывают с руки на руку,
Можно по полу катать (катают).
Можно вверх их бросать (подбрасывают вверх).
А можно положить в ведро,
Станет полное оно.
Игра «Снежные слова». Но класть мы их будем, одновременно называя родственные слова, связанные со словом «снег». (Дети образовывают родственные слова, и кладут снежок в ведро).
1. Комочек из снега… снежок;
2. Мальчик из снега… снеговик;
3. Девочка из снега… Снегурочка;
4. Женщина из снега… снежная баба;
5. Зимующая птица с красной грудкой… снегирь;
6. Снег падает… снегопад;
7. Машина, которая ходит по снегу…снегоход;
8. Машина, убирающая снег… снегоуборочная.
С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука[c]).
Логопед: Но снег занес следы Снежной Королевы
Предлагаю вам его растопить. Отчего может растаять снег?
Дети: От тепла.
(Звучит волшебный перезвон, вносится поднос со снегом и пустой пластиковый стаканчик).
Логопед: Вспомним некоторые свойства снега.
1) Посмотрите, снег лежит горкой. Я кладу снег в стакан. Форму чего он принял? А теперь попробую слепить снежный комочек. Какой он сейчас формы?
Делаем вывод: снег может принимать любую форму.
2) Какого цвета снег? Как вы думаете, может ли он стать другого цвета? С помощью чего?
Давайте проверим. Объединяемся на группы по цвету эмблемы – снежинки, находим соответствующую краску, и, попробуем изменить цвет снега своей краской: красной, синей, зеленой. (Дети выполняют задание).
Вывод: снег меняет цвет при помощи краски.
Логопед: Вы мне сказали, что снег тает от тепла. Выложим слово «тепло» цветным снегом. Вспомним, какие звуки обозначаем красным цветом? Синим? Зеленым?
(Дети проводят звуковой анализ слова «тепло», расставляя стаканчики со снегом).
Логопед: Посмотрите на ледяное сердце. Что вы можете сказать? (Стук сердца становится громче).
Продолжаем идти по следам Снежной Королевы. (Звучит волшебный перезвон, на экране появляется мнемотаблица).
8 слайд «Мнемотаблица»
Мнемотехника.
Логопед: Ребята, чтобы сердце Кая совсем оттаяло, нам с вами нужно составить пословицу со словами «тепло» и «лёд» с помощью мнемотехники.
Посмотрите, какое первое слово? («От»). Что нам дарит солнце? (Солнце дарит тепло). Что мы произносим ртом? (Ртом мы поизносим слова). Третье слово «слово». Следующее слово «и». А это что? (Это лёд). Здесь слово «лёд». Что происходит со льдом? (Он тает). Последнее слово «тает».
А теперь соберем пословицу целиком, внимание на экран. (Дети вместе с логопедом проговаривают пословицу «От теплого слова, илед тает»).
9 слайд «Пословица»
А теперь скажем её нежным ласковым голосом (Дети выполняют задание).
(Стук сердца звучит громко).
Логопед:Ребята, что произошло с ледяным сердцем?
Дети: Оно оттаяло и громко стучит.
(Звучит волшебный перезвон,на экране появляется изображение Сказочника).
10 слайд «Сказочник»
Сказочник: Спасибо вам ребята! Вы, действительно,самые умные и смелые! Сердце Кая стало живым, горячим, человеческим. За ваш благородный поступок, хочется наградить вас сказочныммороженным. Крибли – крабле - бумс».
(Выносится контейнер с мороженным).
Логопед:А мы возвращаемся в детский сад. Нам необходимо произнести заклинания сказочника.
Закройте глаза, взмахните руками и проговорите слова «Снип, снап, снурре, пурре – базилюрре».
(Звучит волшебная музыка, дети выполняют действо)
11 слайд «Замороженное окно»
Логопед: Мы снова в детском саду.
Когда за окнами зима
И скована земля морозом-
Нам всем так хочется тепла,
И чтоб цвели от счастья розы.
Чтоб музыка сердечных струн
Звучала вальсом вместо вьюги.
А люди даже в холода,
Тепло дарили бы друг другу!
12 слайд «Сердечное пожелание»
Вам, уважаемые гости, мы дарим свои сердечные пожелания.
(Дети раздают гостям силуэты сердечек).
Выводы и оценка продуктивности методической разработки:
По результатам квест - игры можно сделать вывод, что использование элементов сказкотерапии оказывает положительное влияние на общее и речевое развитие ребенка. У детей наблюдается положительная динамика развития всех компонентов речевой системы, повышение интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, повысилась самооценка, снизился уровень тревожности, расширился круг общения.
Литература.
1. Г. Х. Андерсен - Сказка «Снежная королева»;
2. Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» (занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 96 с.
3. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 240 с.
4. Интернет источники:
• https://infourok.ru/kompleksi-uprazhneniy-dlya-razvitiya-organov-artikulyacii-1516541.html;
• https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_010413.shtml;
• https://kladraz.ru/blogs/elena-anatolevna-deinekina/palchikovaja-gimnastika.html.
• https://fb.ru/article/305908/opyityi-so-ldom-dlya-doshkolnikov-svoystva-snega-i-lda.