Татьяна Чернякова
Квест-игра «Как на Ивана, да на Купала»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как на Ивана, да на Купала»
Данный материал направлен на знакомство детей старшего дошкольного возраста с народной культурой и традициями русского народа и адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, который поможет расширить и углубить знания детей в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала». Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Ивана Купала» силами воспитателя и ребят.
Публикация «Квест-игра „Как на Ивана, да на Купала“» размещена в разделах
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий.
Задачи:
1. Расширять у детей представления о традициях обрядовых праздниках русского народа.
2. Развивать эмоциональную выразительность речи через малые формы фольклора.
3. Закрепить у детей знания о русских народных хороводных играх.
4. Формировать потребность в изучении обычаев русского народа.
5. Формировать умение договариваться. Действовать в соответствии с прилагаемыми алгоритмами, видеть закономерности, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, формировать самостоятельность и инициативность.
6. Пробуждать интерес у детей к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.
7. Воспитывать бережное отношение к предметам русского народного быта.
8. Формировать чувство национального достоинства.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала.
2. Просмотр мультфильма «Цветок папоротника»
3. Изготовление венков из цветов.
4. Беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.
6. Чтение русских народных сказок.
7. Знакомство с малыми формами народного фольклора: потешки, песенки, игры.
Целевая группа.
Дети подготовительная группа в возрасте 6-7 лет.
Стратегия и механизмы реализации. Квест представляет собой игровой процесс, длительностью 40 минут включающий в себя 5 этапов. В каждом этапе участники получают и выполняют задания, которые переводят их в следующий этап. В итоге участники получают углубленные знания в области культурного наследия нашей страны.
Ход мероприятия
Дети собираются на физкультурной площадке детского сада. (Звучит музыка.)
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! Гости званые и желанные! Смотрю, вы уже все собрались. Ведь праздник сегодня не простой. Праздник волшебный, цветной. В честь батюшки нашего главного Ивана Купала славного! Сегодня праздник огня, воды и матушки Земли!
1. Ребенок: На Ивана, на Купалу Смеха, радости немало.
С песней водит хороводы, Под берёзками народ,
И на землю, и на воды Солнце щедро свет свой льёт.
2. Ребенок: Праздник света, праздник света! Золотая горка лета!
В этот праздник снова молод, И силён славянский бог.
И девичий волос долог, И цветёт в ночи цветок.
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник, или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. А еще с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад. Каждый год, немало храбрецов отправляются, найти это чудо. Вот и мы сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка, а возможно и клада. Вы готовы к этому? (ответ детей).
Тогда наша команда превращается в группу искателей приключений. У нас с вами есть схема нашего маршрута.
Чтобы узнать, где растет цветок нам нужно пройти маршрут по участку детского сада и выполнить задания, которые спрятаны на полянках указанного маршрута. Выполнив задание, нужно действовать дальше согласно схеме маршрута, который приведет нас к волшебному цветку. При выполнении заданий внимательно слушайте друг друга, договаривайтесь о дальнейших действиях.
Дети выбирают капитана команды.
(Воспитатель предлагает детям встать в круг и произнести слова клятвы)
Дети:
Клянемся дружными мы быть
И слезы горькие не лить.
С улыбкой трудности встречать.
Все смело преодолевать.
Дети: Клянемся!
1. Полянка «Березовая»
Воспитатель: На празднике этом украшением служит береза. В этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе. Да вот и она, стоит и ждет, когда мы ее нарядим, стихи для нее прочитаем, песенку споем. Ребята, в хоровод вставайте, песню запевайте! Хоровод «Во поле береза стояла». А теперь пришло время наряжать березку и загадывать желания. (Воспитатель просит загадать желания и завязать ленточки на веточках березы)
2. Полянка «Водяная»
Воспитатель: В день Ивана Купала все традиции связаны с водой. Самый знакомый всем обряд, дошедший до наших дней - обливание водой прохожих. Давайте и мы с вами с водицей прохладной поиграем.
Проводятся спортивные эстафеты с водой в командах, кто быстрее.
1. «Водоносы» - переносят воду в стаканчиках из одного ведра в другое.
2. «Коромысло» - ведро на палочке донести до ориентира и обратно.
Воспитатель: Ну, вот и позабавились! Наигрались! В славный праздник, в летний зной, окроплю я всех водой. (Окропляет детей водой)
3. Полянка «Здоровья»
Воспитатель: Многочисленные обычаи и предания Ивана - Купалы, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают как наиболее целебные.
Давайте ребята мы с вами соберем лекарственные растения на нашей полянке.
(Дети собирают подорожник, одуванчик, крапиву, мяту, тысячелистник и рассказывают для чего их можно применить).
Воспитатель: Молодцы. Двигаемся дальше
4. Полянка «Забытые игры»»
Воспитатель: А еще ребята, праздник Иван-Купала называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца и, перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, люди становятся здоровыми и набираются новых сил. На праздничных гуляньях девушки и парни прыгали через костёр, проверяя свою смелость и ловкость. А готовы ли вы перепрыгнуть огонь?
1. Игра «Перепрыгни костёр»
(Дети по очереди перепрыгивают импровизированный костёр.)
2. Игра: «Бабки – Ежкина метелка».
(В большом кругу дети передают метелку, с окончанием музыки ребенок у которого оказалась метелка скачет на ней по кругу)
3. Игра «Заря – Зарница»
(Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.)
Дети поют:
Заря-Заряница, Красная девица,
По полю ходила, Ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
На последние слова Заря-водящий кладет платок на сцепленные руки двух рядом стоящих детей. Они расцепляют руки и поворачиваются спиной друг к другу. Участники хором командуют: Раз, два, не воронь -беги как огонь…Дети бегут в разные стороны хоровода, кто первый возьмет ленту тот и победил.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.
Воспитатель: Поиграли мы весело. Вспомнили народные игры. И снова в путь.
5. Полянка «Волшебная»
Воспитатель: А вот и цветок, мы до него дошли и посмотрите. О чудо! Он расцвел! А значит, мы будем здоровы, счастливы и обязательно найдем клад. А вот и он! (выкапывает чугунок, а в нем угощение для детей). Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым.
- Угощайтесь! Не стесняйтесь! Сил, здоровья набирайтесь.
Ожидаемые результаты
1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Ивана Купала через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Достигнутые результаты
Внедрение квеста в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Сделанная подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты квеста, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.