Светлана Александровна Бушуева
Квалификационная работа «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности» (Часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 412 г. Челябинска»
Квалификационная работа
на первую категорию
Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности
Выполнила:
воспитатель
Бушуева Светлана Александровна
Челябинск, 2020
Содержание
Введение
Публикация «Квалификационная работа „Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности“ (Часть 1)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Глава 1. Теоретические основы исследования нравственного воспитания детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
1.1 Особенности нравственного воспитания детей раннего возраста.
1.2 Игровая деятельность как один из важных факторов нравственного воспитания детей раннего возраста.
1.3 Методы, средства, механизмы и формы нравственного воспитания детей раннего возраста.
Глава 2. Определение влияния игровой деятельности на нравственное воспитание детей раннего возраста.
2.1 Содержание работы из опыта работы по нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Методические разработки по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста с целью их нравственного воспитания.
Список литературы
Приложение
Введение
Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.
Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя.
Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. Нравственность представляется личностной характеристикой, объединяющей такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Именно в семье задается первоначальный вектор нравственного развития ребёнка.
Одной из основополагающих направленностей Основной Образовательной Программы Дошкольного Образования ФГОС является направленность на нравственное воспитание. Это формирование ценностных установок – воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России, способного к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Основы нравственного воспитания, как и многие другие аспекты развития и формирования личности, закладываются в раннем возрасте и продолжают формироваться в течение всего периода дошкольного детства, что в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное образовательное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых качеств личности детей. Мы не должны упустить время, когда у ребёнка идёт формирование основ системы общечеловеческих ценностей, что непременно будет влиять на его дальнейшее развитие. Раннее детство — время становления нравственных основ личности. В этот период происходит первое вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению.
Главная роль в нравственном воспитании ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Поведение и деятельность ребенка в этот период реализуются в большей степени либо опосредствованно через взрослого, либо в непосредственном сотрудничестве с ним. В течение всего раннего детства взрослый остается организующим центром социального развития ребенка. Он вводит ребенка в мир нравственных отношений, организует его деятельность, предъявляет требования к поведению и тем самым создает с раннего возраста верную направленность формирования его личности.
Нравственное воспитание в дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, его подготовки к последующим ступеням развития. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств.
Игровая деятельность, являясь ведущей, помогает детям данного возрастного периода освоить нравственные нормы общения и поведения.
Игровая деятельность включает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. В процессе формирования основных социально-коммуникативных навыков, игровая деятельность тесно связана с нравственным развитием детей раннего возраста, предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, игровая деятельность, помогающая решать разнообразные воспитательно-образовательные задачи, в том числе выступает одним из важных факторов нравственного воспитания детей раннего возраста.
Систематическая работа по руководству игровой деятельностью детей с первых лет жизни обеспечивает их адекватное всестороннее развитие и гармоничное формирование личности, способствует положительной социализации в обществе, что может определять их позитивное будущее.
Актуальность исследования определяется необходимостью определения значимости игровой деятельности для нравственного воспитания детей раннего возраста.
Цель исследования: определение значимости игровой деятельности для нравственного воспитания детей раннего возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: значение игровой деятельности для нравственного воспитания детей раннего возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую литературу по нравственному воспитанию детей;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей раннего возраста;
- раскрыть возможности игровой деятельности в процессе нравственного воспитания детей раннего возраста;
- предложить методические рекомендации по организации игровой деятельности в процессе нравственного воспитания детей раннего возраста.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень сформированности навыков нравственного общения и поведения у детей раннего возраста будет выше, если будет проводиться систематическая работа по организации и руководству их игровой деятельностью, осуществляемой в процессе их нравственного развития и воспитания.
Глава 1. Теоретические основы исследования нравственного воспитания детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
1.1 Особенности нравственного воспитания детей раннего возраста.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности.
Значимость нравственного воспитания обоснована введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором одной из ведущих задач является объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственного развития и воспитания, учитывающего принятие дошкольниками моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.
Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. С точки зрения практической психологии, за словами "воспитание нравственности" стоит практика социального научения, которая осуществляется через научение и приучение, выработку нравственных привычек, с помощью демонстрации привлекательных образцов и через организацию среды нравственного окружения, где нравственные нормы с помощью механизма «социального заражения» становятся достоянием всех членов конкретной общности.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто достаточно развит в физическом и нравственном отношении. Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получило в трудах Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.
Проблеме нравственного воспитания посвящено много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребенка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский. В педагогических системах Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского уделено большое внимание развитию нравственной сферы личности ребенка. В исследованиях мыслителей, педагогов (В. Г. Белинский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В трудах Л. С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности. Важное значение имеет теория о деятельности и общении как факторах социально-нравственного развития личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия и др.). Отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни. Психолого-педагогический обзор литературы показывает, что относительно детей дошкольного возраста достаточно разносторонне разработана проблема нравственного воспитания ребенка (Р. С. Буре, А. В. Запорожец, В. Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) Традиционно существуют различия в подходе в воспитании нравственности : женский подход делает акцент на заботу, милосердие, сострадание, жалостьи другие ценности гуманистического подхода (подход В. А. Сухомлинского, в то время как мужской подход предпочитает подход нравственного долга :требовательность, порядок и ответственность (подход А. С. Макаренко).
По мнению многих отечественных педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение.
С момента рождения взрослые организуют жизнь ребенка по социальным правилам. Предпосылками нравственного развития ребенка являются удовлетворение потребностей малыша в стремлении к установлению контактов со взрослыми и к совместным действиям, при обязательном условии доброжелательного отношения со стороны взрослого. Выделение положительных способов поведения у малыша происходит при положительном подкреплении этого поведения взрослым. Вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие побуждающую и тормозящую функции. На основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения. В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сферу взаимодействий малыша с окружающим миром. Усложняются формы поведения ребенка, и расширяется круг доступных малышу предметов. Он все больше включается в совместную со взрослым деятельность, в частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Произошедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, проявлять умение подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные для этого места. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем и в самостоятельной. «Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке», - подчеркивал В. Г. Белинский.
Особенностями нравственного развития ребенка в раннем детстве являются :
- нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому;
- выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов со взрослым;
- выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создаёт основу для нравственного развития малыша;
- требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша: ситуативности и импульсивности;
- нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
- у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;
- нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;
- формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;
- создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
Нравственное воспитание дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм. Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать», «Нужно помогать маме, папе, бабушке, дедушке» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процесс накопления опыта в нравственные привычки. Задачами воспитателя является формирование у детей разнообразных навыков поведения, в котором проявляются уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой).
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют и современные педагоги и психологи. (В свете основных тенденций развития современной педагогики, гуманизации образовательного процесса и его открытости культуре – приобщение детей к народной культуре и искусству, представляют собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования.) Согласно исследованиям О. С. Богдановой, Л. Р. Болотиной, М. А. Бесовой, В. В. Поповой - эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей. Под нравственным воспитанием понимается «целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества». Нравственное воспитание - не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения, это активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий; процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности : «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» (И. Ф. Харламов).
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б. Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком.
Таким образом, процесс нравственного воспитания состоит в том, что его организация есть одновременная организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений.