МААМ-картинки

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе складывания оригами

Полина Шишкина
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе складывания оригами
▼ Скачать

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Публикация «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе складывания оригами» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в формировании основных свойств памяти дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит сложению оригами. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, активно.

Развивая творческие способности, используя оригами, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. [3]

Цель данной работы – определить значение сложения оригами как формирование основных свойств памяти дошкольников.

Проблема: каковы особенности использования техники оригами как формирование основных свойств памяти у детей?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основных свойств памяти, у старших дошкольников используя оригами.

Объект исследования: процесс формирования основных свойств памяти у детей старшего дошкольного возраста, посредством сложения оригами.

Предмет исследования: оригами, способствующие формированию основных свойств памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать формирование основных свойств памяти дошкольников.

2. Выявить влияние оригами в формировании основных свойств памяти у старших дошкольников.

3. Проанализировать использование сложения оригами в формировании основных свойств памяти у дошкольников для дальнейшего апробирования на педагогической практике.

Методы исследования: теоретические изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ понятийного аппарата; анализ интернет-источников.

Глава 1. Теоретические аспекты организации работы по формированию основных свойств памяти у детей у дошкольников посредством сложения оригами

1.1 Формирование основных свойств памяти дошкольников

Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. [5]

Развитие памяти у детей дошкольного возраста имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности. [1]

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

Память детей с самого начала развивается как осмысленная деятельность, и понимание – это основа как непроизвольной, так и произвольной памяти детей любого возраста. Научить детей думать – это значит – научить их анализировать, т. е. выделять в предметах определённые свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие; осуществлять обобщение, объединяя объекты по каким-либо общим признакам; классифицировать, т. е. группировать предметы и явления на основании произведённого обобщения.

Для воспитания памяти дошкольников целесообразно широко использовать наглядно-иллюстративный материал. Словесные объяснения, повторение уже из знакомого полезно сочетать с показом натуральных объектов, картин, различных иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объёма запоминаемого, прочности сохранения в памяти.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы. [8]

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное.

Доступность бумаги как материала, простота его обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, формируют основные свойства памяти.

1.2 Влияние оригами в формировании основных свойств памяти у старших дошкольников

Оригами - это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.

Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, ребенок учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оно активизирует мыслительные процессы.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. [4]

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в формировании основных свойств памяти, развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т. д.

Оригами помогает :

- в первую очередь – формировать основные свойства памяти у дошкольников;

- сделать рывок в развитии речи;

- улучшить произношение и обогатить лексику;

- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

- играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению. У ребенка активно формируются основные свойства памяти посредством сложения оригами.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других, посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, совершенствованию глазомера и сенсорной моторики в целом, и, конечно же, формированию основных свойств памяти ребенка.

В настоящее время доказано (Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируются основные свойства памяти и творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. [9]

Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики и пространственного воображения.

Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также для решения психологических проблем личности дошкольника.

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку?

Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами сталкивается человек в течение всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема и для ребенка и для взрослого. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех.

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти : дети запоминают термины, приемы складывания, воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. [10]

Целями овладения техникой оригами являются :

развитие самостоятельной творческой деятельности,

развитие эстетического вкуса.

Занятие оригами интересно детям. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, летит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс.

Оригами является универсальным конструктором, потому что позволяет из любого листа бумаги создать законченную игрушку – например птицу или самолет.

Функции оригами :

1. Дисциплинируют

2. Воспитывают усидчивость

3. Способствуют формированию добрых чувств к ближним, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

4. Позволяет проявить способности: конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные.

В плане подготовки детей к школе работа оригами формирует важные качества детей :

• умение слушать воспитателя;

• принимать умственную задачу и находить способ её решения;

• происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;

развивается самоконтроль и самооценка дошкольника;

• происходит осознание собственных познавательных процессов.

Происходит всестороннее развитие детей 5-7 лет, их умственных, познавательных, сенсорных, интеллектуальных творческих способностей, повышение качества подготовки детей к школе.

В качестве основной формы обучения принято занятие по подгруппам, так как изготовление поделок способом оригами требует от детей точности движений пальцев рук при складывании бумаги, а от педагога индивидуальной помощи каждому ребенку. [7]

Основными задачами оригами являются :

• обучение детей конструированию, овладение детьми умениями и навыками работы с бумагой при создании объемных поделок в технике оригами;

развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественный вкус, воспитывать трудолюбие.

Основными принципами работы с детьми являются:

• учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

• от простого к сложному;

• наглядность;

• систематичность, последовательность и прочность усвоения знаний, формирования интереса к занятиям, развитие умственной активности.

Достоинства оригами в развитии ребенка :

• доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;

• абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;

оригами не требует больших материальных затрат;

оригами - коллективное творчество.

В работе с детьми дошкольного возраста оригами является отличным средством развития логического и пространственного мышления, активизации творческих способностей за счет стимуляции мыслительных процессов. Кроме того, данный вид творческой деятельности способствует интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников.

К базовым навыкам освоения детьми техники складывания бумаги можно отнести следующие:

• осознание основных геометрических понятий и базовых форм оригами;

• освоение моделирования через создание изделий оригами с помощью пооперационных карт и схем.

В наши дни оригами активно развивается во всем мире, обогащаясь новыми приемами и методами.

В процессе формирования и закрепления представлений у детей о разных способах работы с бумагой активизируется воображение и фантазия, формируется умение следовать устным инструкциям педагога. Так же решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды: треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое. При выполнении коллективных работ расширяются коммуникативные способности детей, воспитывается интерес к взаимодействию со сверстниками и взрослыми при обыгрывании игровых ситуаций.

Таким образом, занятия оригами для дошкольников является интересным и ценным средством развития интегративных качеств личности, подготовке к обучению в школе.

1.3 Использование сложения оригами в формировании основных свойств памяти у дошкольников

При сложении оригами, важно соблюдать ряд требований [2] :

1. Прежде всего, нужно выбрать подходящую бумагу и вырезать кусок такого размера и формы, который необходим для складывания фигуры.

2. Выучить азбуку условных обозначений. Она так же важна, как ноты для музыканта.

3. Все складки и сгибы нужно выполнять аккуратно. Лучше всего работать на устойчивой и гладкой поверхности.

4. Складки и сгибы будут четче, если их зафиксировать, проведя по ним ногтем. Все дальнейшие манипуляции станут легче.

5. Чем четче совмещать стороны или углы, выполняете складки, тем красивее будет готовое изделие.

6. Каждую рабочую операцию нужно выполнять старательно и в указанной последовательности.

7. Ни одного этапа нельзя пропускать, все действия нужно выполнять с учетом предыдущей и последующей операции.

8. Точно придерживаться схемы образца – например, при определении направления и размера сгиба угла бумаги, складывании или выворачивании фигуры и т. д.

9. Если у вас еще нет опыта работы с оригами, хорошо начать с базовых фигур. Потом вам будет интересно наблюдать, как из той или иной исходной формы можно развернуть самые разнообразные фигурки.

10. Тот, кто строго соблюдает все указания и следует образцам, точно и аккуратно складывает изделия, испытает огромную радость от результатов своего труда.

Также желательно, знать технические приемы и тонкости складывания бумаги :

Прежде всего, нужно научиться правильно складывать бумагу, доведя этот навык до автоматизма.

Первое золотое правило оригами : бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места на ней должно быть достаточно для того, чтобы полностью поместить лист бумаги и при этом иметь ещё большой запас пространства.

Второе правило: все складки нужно делать от себя, придерживая бумагу за ближний к себе край, или, иными словами, складывать бумагу нужно снизу вверх. Это упрощает процесс складывания и позволяет при этом более точно контролировать направление складки, чем при складывании вниз или слева направо. Нужно помнить, что чем прямее и острее складка, тем более шансов на то, что законченная модель будет правильной и привлекательной на вид. Никогда не спешите поскорее закончить с моделью.

Виды оригами :

Непосвященным в таинство оригами кажется, что существует только один вид оригами – классическое. Именно они у всех на устах, и подобные схемы мелькают в общественном доступе. Но на самом деле существуют различные вариации оригами :

1. Классическое или простое оригами. Из листа бумаги, с помощью складывания, создается фигурка.

2. Модульное. Фигура собирается из множества предварительно подготовленных модулей, которые нужно соединить между собой. Все элементы одинаковые по размерам и виду.

3. Паттерн. На листе бумаги заранее отмечают линии сгибов, и складывают лист бумаги по ним. Считается самым сложным видом оригами.

4. Квиллинг. Фигуры создаются из длинных закрученных полосок бумаги. Они могут быть разной длины, но на кончиках всегда должна быть завитушка. Именно из этих завитков и составляется объемный рисунок, который выглядит как оригами.

5. Кусудами. Шарообразное оригами, сотканное из множества пирамидальных модулей. Чаще всего они выглядят как цветы, созданные на квадратной основе.

6. Киригами. При создании подобных фигурок из бумаги активно используют ножницы. В классическом оригами ножницы тоже могут быть использованы, но скорее в качестве исключения.

7. Мокрое складывание. Мокрая вода придает фигурам плавность и жесткость.

Самый распространенный и простой вид оригами – классический. Именно его сложению обучают детей дошкольного возраста, которое помогает в формировании основных свойств памяти. [6]

Детям будет полезно узнать и запомнить историю данного виды рукоделия.

Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтной ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, побуждает конфликтных детей к активной продуктивной деятельности.

Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей : сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. Дети легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания, поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т. д., закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т. д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности. Проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. Оригами прекрасно формирует основные свойства памяти и развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

Детям нравится заниматься оригами, потому что каждый раз обязательно получается какая-нибудь фигурка: стоит приложить усилие – из бумажного листа всегда что-то получается – хуже, лучше, главное, своё!

Работа с бумагой при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.

Большие возможности не только для развития творческих способностей детей, но и в формировании основных свойств памяти - таит в себе искусство оригами. [11]

ВЫВОД

Формирование основных свойств памяти – очень важный для ребёнка процесс. Только развивая память, ребёнок может анализировать, искать пути решения поставленной перед ним цели и делать выводы из решённой проблемной ситуации. Формирование основных свойств памяти – это сложный и необходимый процесс также для формирования нормального психического, социального и физического развитий.

Складывание оригами является прекрасным пособием для формирования памяти и развития логики и мышления у детей дошкольного возраста. Ребёнок сам ставит перед собой цель, сам мотивирует себя, сам ищет решение выполнения поставленной цели и сам достигает своей цели. Дети развивают не только память и мышление, но и самостоятельность, умение делать всё до конца. Также оригами помогает в решении математических задач – дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды: треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое. При выполнении коллективных работ расширяются коммуникативные способности детей, воспитывается интерес к взаимодействию со сверстниками и взрослыми при обыгрывании игровых ситуаций.

При складывании оригами у детей также развивается речь (так как задействовано мышление, мелкая моторика (дети выполняют различные действия по складыванию оригами, улучшается память. Повышается уровень самостоятельности, мотивации – дети находят схемы и самостоятельно их складывают. Дети мотивированы тем, что выполнят данное задание сами, без чьей-либо помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования материала по теме курсовой работы «Формирование основных свойств памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе оригами» мы можем сказать, что выполнили все поставленные перед собой задачи:

1. Охарактеризовали формирование основных свойств памяти дошкольников.

2. Выявили влияние оригами в формировании основных свойств памяти у старших дошкольников.

3. Проанализировали использование сложения оригами в формировании основных свойств памяти у дошкольников для дальнейшего апробирования на педагогической практике.

Проанализировав проделанную работу, можно сделать следующие выводы:

Использование сложения оригами в деятельности детей дошкольного возраста является прекрасным средством формирования основных свойств памяти и развития логического мышления. Складывание оригами полностью отвечают развитию мышления детей, а также развитию речи, мелкой моторики рук и уровню социализации. А это одни из важных составляющих в развитии личности ребёнка.

Именно благодаря работе по складыванию оригами ребёнок становится более самостоятельным, учится делать всё до конца. Выполняя задания, дети допускают ошибки, но они учатся их принимать, анализировать и уже с учётом всех ошибок правильно его выполнить. Ребёнок взрослеет, вырабатывая у себя данные навыки и развивая свою личность.

Также, помимо всего вышеперечисленного, дети, в процессе работы со складыванием оригами, вырабатывают навыки коллективизма и социализации. Изучая задание вместе, они с лёгкостью обговаривают всё и находят пути решения вместе.

Именно по этим простым причинам выбранная мной тема актуальна на данное время. Мы ставим перед детьми простые задачи, мотивируя интересным содержанием и лёгким выполнением. Время идёт, работа с детьми в детском саду изменяется, но обучение детей с помощью сложения оригами навсегда останется наиболее эффективным методом в формировании основных свойств памяти, а также в развитии личности ребёнка в целом.

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков»Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков» Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе складывания оригами
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 17:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе складывания оригами» (включая файлы) размещена пользователем Полина Шишкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД