Наталья Платунова
Курсовая работа: Развитие выразительности в работах детей 6–7 лет посредством пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В истории дошкольной педагогики проблема изобразительной деятельности всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предполагает сознанием детьми выразительного образа доступными изобразительными средствами. О. О. Дронова
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Темочки
В своих научных исследованиях О. О. Дронова, Е. А. Флерина,Н. Б. Халезова, выделяют выразительность, как показатель художественного творчества, характеризующий количество продукции детской художественной деятельности.
Таким образом, тема «Развитие выразительности в работах детей 6 – 7 лет посредством пластилинографии» является актуальной.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашом, фломастерами. Использование лишь этих изобразительных материалов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. Рисовать можно чем угодно и как угодно.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому. Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни.
Цель: выявить значения пластилинографии, в развитии выразительности в работах детей 6 – 7 лет.
Объект: процесс развития выразительности детских работ.
Предмет: использования пластилинографии для развития выразительности детских работ.
Задачи:
1. Исследовать особенности развития выразительности в работах детей 6-7 лет.
2. Изучить особенности пластилинографии.
3. Проанализировать опыт педагогов-практиков по проблеме развития выразительности в работах детей 6 – 7 лет посредством пластилинографии.
Теоретические основы составляют исследования развития выразительных способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы известных педагогов : Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, исследованиями и разработками по использовании пластилинографии в развитии выразительности в работах детей занимались : Г. Н. Давыдова, Т. С. Комарова, Л. И. Лыкова, С. В. Погодина, М. И. Чистякова и др.
Методы: анализ педагогической литературы.
Теоретическая значимость: выявлено значение пластилинографии в развитии выразительности в работах детей дошкольного возраста.
1. Развитие выразительности детских работ
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности. Большие возможности в этом отношении представляет изобразительное творчество, так как по существу своему оно носит преобразующий и созидательный характер. Здесь дети получают возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов.
В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях. С их помощью дети могут воспринимать: цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у детей не велик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в него включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Учить детей видеть мир, вот одна из задач воспитателя, значит развивать в детях наблюдательность, умение осознавать увиденное, а именно развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Дети старшего дошкольного возраста, воспринимая окружающие объекты, уже пытаются выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы, но пока они поверхностны.
Чем меньше ребёнок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного, он ещё не может предвидеть результат работы и ход её выполнения : предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Дети старшего дошкольного возраста, знакомы с некоторыми элементами предварительного продумывания: содержанием, средствами выполнения. Они уже могут самостоятельно решить, что они будут рисовать по своему выбору или на заданную тему.
Образ, созданный ребёнком в результате художественной деятельности, нельзя сравнивать с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные детьми образы обладают большой или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретённых навыков.
У детей на занятиях по изобразительной деятельности, художественная культура возникает по инициативе детей, для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, то есть дети, которые соединяют в ней разное содержание, разные материалы, разные способы работы.
В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает простой, у ребё нка образ бывает: живым, конкретным, действующим. Не владея в этот период в достаточной мере изобразительными средствами, дошкольник выражает эту действительность звуками, жестами и движением. Только постепенно под руководством воспитателей дети овладевают изобразительными средствами. В этих рисунках мы видим: яркость, красочность и декоративность. Они доказывают, что ребенок способен выразить в них свою любовь, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными.
В исследованиях Г. Г. Григорьевой дано определение выразительности. Выразительность – посильное раскрытие детьми некоторых сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Выразительность – качество детской художественной работы которое можно рассматривать как самостоятельное.
Выразительность это – главный и существенный признак художественного образа. Выразительность считается, как способность художника посредством разнообразных приемов и методов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детских рисунков - это
раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета, или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Содержание образа исполняется выразительными средствами в наглядной форме. Техническая сторона художественной деятельности наравне с выразительностью присутствует в любом виде творчества.
Выразительность – это качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. То, что мы считаем выразительным в рисунке ребёнка, в рисунке взрослых таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.
К средством выразительности, которые доступны детям относятся:
•цвет;ритм;линия;•фон;форма;композиция.
Доступным выразительным средством для детей дошкольного возраста является использование цвета. Цвет в изобразительной деятельности, является важным средством выражения художественного замысла. Самостоятельного значения у цвета нет. Цветовые контрасты используются для выделения главного: цвет передаёт настроение. Тёмные, приглушённые тона – с грустным содержанием, яркие, насыщенные тона – это радость. Использование ярких красок, чистых тонов в разнообразном сочетании характерны, дошкольникам всех возрастов. Использовать цвет в таком многообразном плане дети дошкольного возраста конечно, не могут и по началу воспринимают цвет как самостоятельную ценность, вне связи с реальными красками предмета. В младшем возрасте дети уже могут связать цвет с образом предмета – иногда
цвет вызывает у ребё нка в воображении какой- либо образ: красный – ягоды; зелёный – травка; жёлтое – солнышко и т. д. Познакомившись с наибольшим
количеством цветов, дети старшего дошкольного возраста часто используют цвета как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, то есть используют его в декоративном плане.
Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятия и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Используют цвет и в эмоциональном плане, например, то что нравится окрашивают в яркие тона, не любимые, страшные образы в тёмные.
Линия в рисунке – основное изобразительное средство, причём имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность, которая даёт изображение данного предмета. Линия может носить различный характер, она однородная и не меняющаяся по своей толщине в процессе всего изображения передаёт форму предмета, прорисовывает детали. Как более выразительное средство, линия выступает в качестве штриха, который на одном и том же рисунке может быть толще, тоньше, короче, длиннее, идти не сплошной линией, а прерываться.
Ритм – это повторяемость, чередование и соразмерность элементов композиции. В младшем дошкольном возрасте композиция создаётся ритмом, который придаёт ему выразительность : ритм в расположении цветовых пятен, ритм – линии. У старших дошкольников чувство ритма также помогает создать композиционную картину.
Фон – это своеобразие графического изображения, состоит в том, что рисунок может не заполнять всей плоскости листа. Часто даётся изображение одного предмета без окружающей его обстановки, то есть рисунок окружает тот фон, который характерен данной бумаге. Фон не всегда безразличен для рисунка. Он является одним из средств, помогающим придать рисунку
выразительность. Фон создаёт дополнительные возможности, которые делают рисунок, рельефным, выпуклым, выразительным.
По мнению Е. Г. Никитиной под композицией понимают определённое расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами. Она означает построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определённой связи друг с другом, соответственно содержанию.
В исследованиях С. В. Погодиной выделено: композиция – это составление соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.
В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов, определенного расположения фигур. Следует остановиться также на роли деталей в процессе создания образов детьми. Художник обычно строго отбирает отдельные элементы во имя создания цельного образа. Он сознательно опускает иногда заманчивые и интересные сами по себе детали, не выявляющие сущность образа.
По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа созданного ребенком, важно видеть процесс выполнения рисунка. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений, ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления и конечно свободно, использовать их самостоятельно и творчески.
Таким образом, анализ педагогической литературы, исследований показал, что дети старшего дошкольного возраста должны и могут овладеть выразительными средствами в рисовании: фоном, цветом, линией и композицией. Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности маленького художника. Средства выразительности в детских работах, по мнению исследователей, могут развиваться как в традиционном рисовании, так и в нетрадиционном.
В следующем вопросе мы рассмотрим использование пластилинографии в практике детского сада.
2. Использование пластилинографии в практике детского сада
Пластилин (итал. plastilina, — лепной) — это материал для лепки. Изготовляется из очищенной, размельченной глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию, окрашенной в разные цвета. Лепка из пластилина для детей не только увлекательное и веселое занятие, но и очень полезное. Значение лепки в развитии выразительности детей нельзя недооценивать. Ведь в каждой работе помимо получения радости и поднятия настроения от совместной деятельности и общения – лепка дает гораздо больше, чем мы думаем.
Занятия пластилином развивают выразительность, самостоятельность, мелкую моторику рук, координацию движений, что благотворно сказывается на речевом развитии ребенка, чем больше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее развивается, начинает лучше говорить и думать. Лепка из пластилина способствует развитию воображения, фантазии, раскрывает творческий потенциал. При лепке из пластилина – задействованы пальцы обеих рук и ладони, а это является развитием мозговой активности и профилактикой болезней!
Разнообразие выпускаемого сегодня пластилина поражает воображение
детей и их родителей. В настоящее время на рынке товаров для творчества представлены следующие виды пластилина :
•парафиновый; •восковой;•флуоресцентный;•арт-пластилин;•шариковый;•скульптурный, на растительной основе; плавающий;• перламутровый; • пластилин «Для малышей» (в форме колбасок.
Парафиновый пластилин – изготовлен по старым отечественным технологиям. В его состав входят: парафин, петролатум, каолин, мел.
Арт-пластилин предназначен для лепки, изготовления декораций, масок,
кукол, пластилиновой живописи, (в технике пластилинографии, изготовление витражей.
Восковой пластилин – отечественный продукт, яркий, мягкий, пластичный. Из него можно получить много новых оттенков. Если синий смешать с жёлтым – получится зелёный цвет, это знают многие. Восковой пластилин идеален для нетрадиционной техники – пластилинография.
Шариковый пластилин : состоит из очень легких мелких шариков,
которые соединяются друг с другом незаметным, на первый взгляд, клеящим веществом.
Скульптурный пластилин : твердый пластилин. Благодаря этому качеству, он очень хорошо держит форму и окрашивается в различные цвета. Это отличный материал для скульптора. Идеален как основа для папье-маше.
Пластилин «Для малышей» (в форме колбасок). – настоящая радость для детского творчества! Этот пластилин продаётся в наборе с различными формочками. Поделка из этого пластилина остаётся такой же, как и в день изготовления. Пластилин на растительной основе подходит для самых маленьких детей. Даже если ребёнок во время лепки потянет кусочек в рот, ничего плохого.
Плавающий пластилин обладает превосходной пластичностью, мягкостью, насыщенными и яркими цветами, что позволяет детям создавать неординарные поделки.
Флу-оресцентный пластилин имеет яркие и насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. Готовые работы отличаются яркостью, красочностью.
Перламутровый пластилин сохраняет все свойства классического
пластилина. Начинающие скульпторы (а также их родители) по достоинству оценят пластилин, который не липнет к рукам и одежде.
Каждый взрослый человек знает, что пластилин, мягкий и податливый материал, который может принимать любую задуманную форму, но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, но и рисовать.
Основой такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования как – пластилинография.
Польза пластилинографии, заключается не в ее результате, а в самой лепке. Важно, чтобы дети мяли пластилин, катали его между ладошками, отрывали от него кусочки.
Лепить ребёнок начинает уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы : раскатывание, вытягивание, сплющивание. Это создаёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте, и к использованию разных приё мов: оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой, выполнение декоративных налепов, прищипывание, сплющивание. Важное значение для детей дошкольного возраста содержит и цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения разных оттенков. получают новые умения, знания, навыки, осознают единение человека с природой, знакомятся с миром разных предметов, расширяются возможности изобразительной деятельности.
Пластилинография способствует расслаблению, снятию мышечного напряжения, развитию детского воображения, художественного и пространственного мышления, будит фантазию, побуждает детей к самостоятельности. При полном овладении методикой рисования пластилином,
можно выполнять коллективные работы, изготавливать оригинальные подарки для родителей и друзей, создавать картины.
У детей появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более живой и выразительной. Эта техника довольно проста, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни физически, ни умственно.
Также рисование пластилином позволяет использовать природный или бросовый материалы. В последнее время педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития ребенка в целом. Открываются новые пути в её развитии, которые позволяют отойти от традиционных методов, направленных на их овладение, только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Такие подходы позволяют вносить новые методы работы и разнообразить изобразительную деятельность, которые дают первый шаг к развитию, как творческого потенциала ребенка, так и развитию личности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня «пластилин» -подразумевает сам материал, при помощи которого выполняется исполнение замысла, «графия» - изображать, создавать. Принцип данной работы заключается в создании картины с изображением более или менее полуобъёмных, выпуклых объектов на плоскости.
Пластилинографию, называют еще и «Живопись с помощью пальцев», такая живопись благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, зрительно-моторной координации, сенсорной чувствительности, произвольного внимания и на психику, так как успокаивает и расслабляет его.
Каждое такое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по экологии, по ознакомлению с окружающей действительностью, рисованию, расширяет возможность изобразительной деятельности.
К старшему дошкольному возрасту появляются все предпосылки к созданию сложных лепных композиций, использованию разнообразных приёмов в лепке.
Важное значение при создании картин в технике «пластилинография» имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
В технике пластилинография можно изображать цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных. Создавать шедевры во всех жанрах живописи и народно – прикладного творчества. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно, сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности, начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием
пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл, можно шприцы для кондитерских нужд.
Дополнительные природные материалы: пластмассовые детали, бижутерия и другие, используются для создания определенных эффектов. Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чеснокодавка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так в конце занятия воспитатель может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает общение друг с другом.
Таким образом, анализ педагогической литературы программ по изобразительной деятельности, исследований показал, что пластилинографию, можно применять в работе с детьми любых возрастных категорий. Всё зависит от задач и степени включённости каждой отдельной техники. Пластилинография оказывает воздействие на развитие выразительности детских рисунков, педагогу стоит лишь определить какое средство выразительности нужно отработать. В следующем вопросе мы рассмотрим опыт работы педагогов практиков по проблеме использования пластилинографии развития выразительности в детских рисунках.