Юлия Мухортикова
Консультация «Использование театрализованных игр для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование театрализованных игр для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
2 слайд: Свое выступление я хочу начать со слов советского актера и режиссера театра кукол, театрального деятеля Сергея Владимировича Образцова:
«Человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией»
Публикация «Консультация „Использование театрализованных игр для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2019
3 слайд: В настоящее время, в отличии от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Вот и получается, что современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее активное развитие эмоциональной сферы приходится на период от двух до семи лет, то именно на долю воспитателя дошкольного образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы, ведь задачей дошкольного образовательного учреждения является всестороннее развитие ребенка.
4 слайд: Цель исследования: изучение влияния театрализованной игры на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
2. Выявить связь развития эмпатии с эмоциональным развитием ребенка.
3. Объяснить влияние интересов и мотивов на развитие эмпатии.
4. Объяснить влияние творческих видов деятельности на развитие эмпатии.
5. Раскрыть значение и виды театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.
6. Проанализировать развитие эмпатии дошкольников в театрализованной деятельности.
5 слайд: Данный вопрос изучали:
Выготский Лев Семенович
Островский Александр Николаевич
Алексей Николаевич Леонтьев -
6 слайд: Сеченов Иван Михайлович –
Деркунская Вера Александровна и Солнцева Ольга Викторовна являются
7 слайд: Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности – в игре. В игре особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы детей, формируются доверительные отношения между ребенком и взрослым, навыки взаимодействия в обыденных и конфликтных ситуациях. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, осваивает культуру как источник гуманизации.
8 слайд: Театрализованная игра обладает огромным потенциалом развития эмоциональной сферы дошкольников.
Театрализованные игры способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Подтверждения этому можно найти в работах известного отечественного ученого Ивана Михайловича Сеченова, который доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
9 слайд: Театрализованные игры разделяются на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские игры.
В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальное и невербальной выразительности – интонации, мимики, пантомимики.
Видами игр-драматизаций являются:
• Игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• Ролевые диалоги на основе текста;
• Инсценировки произведений;
• Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
10, 11,12, 13 слайд: Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду :
• Настольный;
• Плоскостной и объемный;
• Кукольный (би-ба-бо, пальчиковый театр, театр марионеток и т. д.)
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, вдет роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
14 слайд: Эмпатия - это эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. (Ильдар Масгудович Юсупов)
Александру Сергеевичу Пушкину принадлежат такие строки:
«Три чувства есть у человека:
Тоска, сочувствие и смех».
Еще задолго до появления научного термина «эмпатия», Гений совершенно точно определил сущность души человеческой.
В самом первом своем значении эмпатия дословно означала "вчувствоваться в. " и описывала процесс понимания людьми произведений искусства, объектов природы, а позже и человека.
Сегодня этот термин имеет десятки определений, став многозначным понятием. Эмпатия выступает как способность человека жить с другим человеком, умением ставить себя на место другого, понимать его переживания и предсказывать поведение.
В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.
15 слайд: Многие современные исследователи рассматривают эмпатию у детей дошкольного возраста как результат социализации, определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия.
Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.
Содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.
16слайд: Многозначность рассмотрения эмпатии учеными дает основания выделить в ее структуре следующие компоненты:
• Эмоциональный компонент эмпатии проявляется в способности распознавать и понимать эмоциональные состояния друг друга;
• Когнитивный компонент эмпатии реализуется в способности «переносить себя» в мысли, чувства, действия другого, а также характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия;
• Поведенческий компонент эмпатии следует рассматривать как практическую готовность ребенка к определенному виду отношений со взрослыми и сверстниками; способность использовать виды взаимодействия, облегчающие страдания другого человека; помогающее, содействующее поведение в ответ на переживания другого.
Основными критериями сформированности эмпатии у старших дошкольников следует считать : интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.
17 слайд: Спасибо за внимание.