Анастасия Рогачева
Культурные практики как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать
Рогачева Анастасия Александровна
Аннотация
В статье культурные практики рассматриваются как средство адаптации детей
раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Определяя виды и содержания культурных практик, автор исходит из того, что эффективным способом развития в этом возрасте является игровое взаимодействие, организованное воспитателем, в процессе которого дети налаживают отношения друг с другом и получают опыт общения. В статье выделены виды культурных практик: культурная практика этикета, культурная практика подвижной игры, культурная практика
Публикация «Культурные практики как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
сюжетной игры, культурная практика режиссерской игры.
Ключевые слова: дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, детский сад, адаптация, культурные практики.
Keywords: early childhood, preschool educational organization, kindergarten, adaptation, cultural practices.
Адаптация ребенка раннего возраста к новым социальным отношениям, входящим в его жизнь во время поступления в детский сад, важна для его физического и психического здоровья и общего развития.
Трудность адаптации связана с незрелостью ряда компонентов функциональной системы адаптивных механизмов. У детей наблюдаются ухудшение эмоционального состояния, нарушения аппетита и отклонения в поведении: упрямство, капризы, отказ от общения с воспитателем и детьми, задержки двигательных функций.
Как отмечают I. Gersamia, N. Imedadze, нарушения эмоционального состояния и, следовательно, неадекватные поведенческие реакции - это последствия психического стресса и повышения уровня тревоги у детей. Высокий уровень тревоги, как приобретенное имущество индивида, подразумевает: высокую чувствительность к эмоциональным ситуациям, неопределенность своих способностей, стремление воспринимать привычное положение, удовлетворяющее отношение к себе, возникновение острых эмоциональных реакций при угрозе изменения привычного положения, страх не оправдывать социальных ожиданий или потерять одобрение значимых взрослых [5].
В работе Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой отмечается, что ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, так как именно в этот период ребёнок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение образа жизни приводит к нарушению эмоционального состояния ребёнка: эмоциональная напряжённость, беспокойство или заторможенность. Ребёнок плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздражённо отказывается от них, сторонится сверстников - социальные связи ребёнка оказываются напряжёнными и нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, плачет после их ухода, а приход встречает слезами. Меняется активность ребёнка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом [4].
По мнению исследователей, легче адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт со взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами [4].
Таким образом, перед воспитателем стоит задача подбора педагогических средств, обеспечивающих позитивный характер адаптационного периода ребенка раннего возраста. Такие педагогические средства должны быть нацелены на снижение уровня тревоги и создание комфортных условий во время пребывания в детском саду.
В нашем исследовании такими педагогическими средствами выступают культурные практики, так как, по мнению А. А. Муратовой, деятельность, лежащая в основе практики, выступает условием успешного развития ребенка: в деятельности развиваются его способности, осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация [2].
Определяя виды и содержания культурных практик детей раннего возраста, мы исходили из того, что эффективным способом развития в этом возрасте является игровое взаимодействие, организованное воспитателем, в процессе которого дети налаживают отношения друг с другом и получают опыт общения. В спонтанные детские игры воспитатель включается в случае конфликтов и угрозе здоровью детей, в специально организованной деятельности выступает руководителем игры: управляет процессом и регулирует деятельность ее участников.
Для культурных практик, выступающих средством адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, мы определили следующие виды:
- культурная практика этикета, направленная на развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми и другими детьми;
- культурная практика подвижной игры, направленная на обогащение детского двигательного опыта, освоение основных движений, развитие интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям, развитие умения действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры;
- культурная практика сюжетной игры, направленная на игровое освоение бытовых действий, отношений, передачи «рисунка роли» [1, с. 42] – изображения действий, характерных для различных профессий;
- культурная практика режиссерской игры, соединяющей сюжетную и предметную игры в отражении непосредственных впечатлений от окружающей действительности, включая сюжеты литературных произведений и мультфильмов.
Раскроем содержание культурной практики этикета «Здравствуйте, ребята», спроектированной по макету, предложенному А. А. Муратовой [2], способствующей адаптации детей раннего возраста (2-3 года) к условиям дошкольной образовательной организации. Данная культурная практика предполагает овладение ребенком культурными нормами поведения: соблюдение правил приветственного этикета для выстраивания позитивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Изобразительный ряд: иллюстрации (сюжетные картинки) с изображением позитивного и негативного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, схематическое изображение эмоций (смайлики, изображение губ на палочках).
Литературный ряд: стихотворения, отражающие правила этикета.
Музыкальный ряд: песни о дружбе, о приветствии и прощании.
Видеоряд: мультипликационные фильмы, включающие демонстрацию правил
приветственного этикета. Мы согласны с позицией А. А. Муратовой, Т. Н. Колисниченко, считающих, что включение мультипликации в образовательный процесс обеспечивает учет интересов и потребностей дошкольников [3], что будет способствовать успешной адаптации.
Игрушки: персонажи, являющиеся героями сюжетов на тему приветственного этикета; персонажи кукольных театров
Содержание самостоятельной и совместной деятельности детей
Утренний сбор: исполнение ритуала приветствия сверстников и педагога. Ответное
приветствие с вручением символа дня (солнышко, звездочка, сердечко, птичка, зайчик и т. п.).
Совместная со взрослым деятельность: отработка ритуала приветствия со взрослым, с другими детьми, с крупными игрушками.
Изобразительная деятельность: рисование коллективной картины «Здравствуйте!» ладошками.
Слушание и проговаривание стихотворений о приветствиях.
Речевая деятельность: проговаривание слов и фраз-приветствий.
Культурные умения, которые осваивает ребенок
Культурная практика приветствия учит детей правилам этикета, формам и технике
общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей. Развивает представление о форме вежливого приветствия, раскрывает детям значение вежливых слов, учит их правильно употреблять слова в речи.
Эмоционально-чувственный опыт, который получают дети: потребность в соблюдении ритуала приветствия, желание приветствовать человека при первой встрече, доброжелательность, удовольствие.
Культурные события, в которые включается ребенок: ритуализация взаимодействия с окружающими людьми, групповое чтение и рассказывание, коллективное слушание, коллективный просмотр.
Объекты культурной памяти
Иллюстрации с изображением взаимодействия ребенка с окружающими людьми и
животными М. Марлье, иллюстрации к произведениям В. Сутеева.
Мультипликационный сериал «Лунтик».
Мультипликационный сериал «Свинка Пеппа» (серии «Лучшие подруги»,
«Детский сад»).
Стихотворения о приветствии: А. Усачев «Приветствия», С. Махотин «Вот так
встреча!», О. Бундур «Добрый день», А. Кондратьев «Добрый день», А. Кондратьев «Здравствуйте», М. Яснов «Здравствуйте, хвостаствуйте!».
Объекты культурного опыта: ритуалы и привычки позитивного взаимодействия с окружающими людьми.
Культурные умения, которые осваивает ребенок: позитивное взаимодействие с окружающими людьми; роль хозяина и гостя.
Таким образом, культурные практики, предусматривающие организацию
развивающей предметно-пространственной среды и самостоятельной и совместной деятельности детей будут способствовать позитивной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Литература:
1. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. —
СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
2. Муратова, А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании [Электронный ресурс]/А. А. Муратова //Мир науки. - 2019. - №3. Т. 7. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/72PDMN319.pdf.
3. Муратова, А. А., Колисниченко, Т. Н. Педагогический потенциал современной российской мультипликации в повышении квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих в группах детей разного возраста /А. А. Муратова, Т. Н. Колисниченко //Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сб. мат-лов V Всерос. интернет-конфер. с междунар. участием (20–22 декабря 2016 г.). В 2-х ч. – М. : ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. – Ч. 2. – С. 208–212.
4. Смирнова, Е. О. Галигузова, Л. Н. Мещерякова С. Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» /Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М. : ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с.
5.Gersamia, I. Imedadze, N. Difficulties in social adaptation of a child to kindergarten: research of factors [Электроный ресурс] /I. Gersamia, N. Imedadze. Режим доступа: cejsh.icm.edu.pl › 22.Gerslaia_Imedadze.pdf