Приложение МААМ

Культурные практики как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

Анастасия Рогачева
Культурные практики как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Рогачева Анастасия Александровна

Аннотация

В статье культурные практики рассматриваются как средство адаптации детей

раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Определяя виды и содержания культурных практик, автор исходит из того, что эффективным способом развития в этом возрасте является игровое взаимодействие, организованное воспитателем, в процессе которого дети налаживают отношения друг с другом и получают опыт общения. В статье выделены виды культурных практик: культурная практика этикета, культурная практика подвижной игры, культурная практика

Публикация «Культурные практики как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

сюжетной игры, культурная практика режиссерской игры.

Ключевые слова: дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, детский сад, адаптация, культурные практики.

Keywords: early childhood, preschool educational organization, kindergarten, adaptation, cultural practices.

Адаптация ребенка раннего возраста к новым социальным отношениям, входящим в его жизнь во время поступления в детский сад, важна для его физического и психического здоровья и общего развития.

Трудность адаптации связана с незрелостью ряда компонентов функциональной системы адаптивных механизмов. У детей наблюдаются ухудшение эмоционального состояния, нарушения аппетита и отклонения в поведении: упрямство, капризы, отказ от общения с воспитателем и детьми, задержки двигательных функций.

Как отмечают I. Gersamia, N. Imedadze, нарушения эмоционального состояния и, следовательно, неадекватные поведенческие реакции - это последствия психического стресса и повышения уровня тревоги у детей. Высокий уровень тревоги, как приобретенное имущество индивида, подразумевает: высокую чувствительность к эмоциональным ситуациям, неопределенность своих способностей, стремление воспринимать привычное положение, удовлетворяющее отношение к себе, возникновение острых эмоциональных реакций при угрозе изменения привычного положения, страх не оправдывать социальных ожиданий или потерять одобрение значимых взрослых [5].

В работе Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой отмечается, что ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, так как именно в этот период ребёнок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение образа жизни приводит к нарушению эмоционального состояния ребёнка: эмоциональная напряжённость, беспокойство или заторможенность. Ребёнок плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздражённо отказывается от них, сторонится сверстников - социальные связи ребёнка оказываются напряжёнными и нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, плачет после их ухода, а приход встречает слезами. Меняется активность ребёнка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом [4].

По мнению исследователей, легче адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт со взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами [4].

Таким образом, перед воспитателем стоит задача подбора педагогических средств, обеспечивающих позитивный характер адаптационного периода ребенка раннего возраста. Такие педагогические средства должны быть нацелены на снижение уровня тревоги и создание комфортных условий во время пребывания в детском саду.

В нашем исследовании такими педагогическими средствами выступают культурные практики, так как, по мнению А. А. Муратовой, деятельность, лежащая в основе практики, выступает условием успешного развития ребенка: в деятельности развиваются его способности, осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация [2].

Определяя виды и содержания культурных практик детей раннего возраста, мы исходили из того, что эффективным способом развития в этом возрасте является игровое взаимодействие, организованное воспитателем, в процессе которого дети налаживают отношения друг с другом и получают опыт общения. В спонтанные детские игры воспитатель включается в случае конфликтов и угрозе здоровью детей, в специально организованной деятельности выступает руководителем игры: управляет процессом и регулирует деятельность ее участников.

Для культурных практик, выступающих средством адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, мы определили следующие виды:

- культурная практика этикета, направленная на развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми и другими детьми;

- культурная практика подвижной игры, направленная на обогащение детского двигательного опыта, освоение основных движений, развитие интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям, развитие умения действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры;

- культурная практика сюжетной игры, направленная на игровое освоение бытовых действий, отношений, передачи «рисунка роли» [1, с. 42] – изображения действий, характерных для различных профессий;

- культурная практика режиссерской игры, соединяющей сюжетную и предметную игры в отражении непосредственных впечатлений от окружающей действительности, включая сюжеты литературных произведений и мультфильмов.

Раскроем содержание культурной практики этикета «Здравствуйте, ребята», спроектированной по макету, предложенному А. А. Муратовой [2], способствующей адаптации детей раннего возраста (2-3 года) к условиям дошкольной образовательной организации. Данная культурная практика предполагает овладение ребенком культурными нормами поведения: соблюдение правил приветственного этикета для выстраивания позитивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

Изобразительный ряд: иллюстрации (сюжетные картинки) с изображением позитивного и негативного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, схематическое изображение эмоций (смайлики, изображение губ на палочках).

Литературный ряд: стихотворения, отражающие правила этикета.

Музыкальный ряд: песни о дружбе, о приветствии и прощании.

Видеоряд: мультипликационные фильмы, включающие демонстрацию правил

приветственного этикета. Мы согласны с позицией А. А. Муратовой, Т. Н. Колисниченко, считающих, что включение мультипликации в образовательный процесс обеспечивает учет интересов и потребностей дошкольников [3], что будет способствовать успешной адаптации.

Игрушки: персонажи, являющиеся героями сюжетов на тему приветственного этикета; персонажи кукольных театров

Содержание самостоятельной и совместной деятельности детей

Утренний сбор: исполнение ритуала приветствия сверстников и педагога. Ответное

приветствие с вручением символа дня (солнышко, звездочка, сердечко, птичка, зайчик и т. п.).

Совместная со взрослым деятельность: отработка ритуала приветствия со взрослым, с другими детьми, с крупными игрушками.

Изобразительная деятельность: рисование коллективной картины «Здравствуйте!» ладошками.

Слушание и проговаривание стихотворений о приветствиях.

Речевая деятельность: проговаривание слов и фраз-приветствий.

Культурные умения, которые осваивает ребенок

Культурная практика приветствия учит детей правилам этикета, формам и технике

общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей. Развивает представление о форме вежливого приветствия, раскрывает детям значение вежливых слов, учит их правильно употреблять слова в речи.

Эмоционально-чувственный опыт, который получают дети: потребность в соблюдении ритуала приветствия, желание приветствовать человека при первой встрече, доброжелательность, удовольствие.

Культурные события, в которые включается ребенок: ритуализация взаимодействия с окружающими людьми, групповое чтение и рассказывание, коллективное слушание, коллективный просмотр.

Объекты культурной памяти

Иллюстрации с изображением взаимодействия ребенка с окружающими людьми и

животными М. Марлье, иллюстрации к произведениям В. Сутеева.

Мультипликационный сериал «Лунтик».

Мультипликационный сериал «Свинка Пеппа» (серии «Лучшие подруги»,

«Детский сад»).

Стихотворения о приветствии: А. Усачев «Приветствия», С. Махотин «Вот так

встреча!», О. Бундур «Добрый день», А. Кондратьев «Добрый день», А. Кондратьев «Здравствуйте», М. Яснов «Здравствуйте, хвостаствуйте!».

Объекты культурного опыта: ритуалы и привычки позитивного взаимодействия с окружающими людьми.

Культурные умения, которые осваивает ребенок: позитивное взаимодействие с окружающими людьми; роль хозяина и гостя.

Таким образом, культурные практики, предусматривающие организацию

развивающей предметно-пространственной среды и самостоятельной и совместной деятельности детей будут способствовать позитивной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. —

СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.

2. Муратова, А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании [Электронный ресурс]/А. А. Муратова //Мир науки. - 2019. - №3. Т. 7. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/72PDMN319.pdf.

3. Муратова, А. А., Колисниченко, Т. Н. Педагогический потенциал современной российской мультипликации в повышении квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих в группах детей разного возраста /А. А. Муратова, Т. Н. Колисниченко //Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сб. мат-лов V Всерос. интернет-конфер. с междунар. участием (20–22 декабря 2016 г.). В 2-х ч. – М. : ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. – Ч. 2. – С. 208–212.

4. Смирнова, Е. О. Галигузова, Л. Н. Мещерякова С. Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» /Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М. : ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с.

5.Gersamia, I. Imedadze, N. Difficulties in social adaptation of a child to kindergarten: research of factors [Электроный ресурс] /I. Gersamia, N. Imedadze. Режим доступа: cejsh.icm.edu.pl › 22.Gerslaia_Imedadze.pdf

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурные практики как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 1 июля 2020 в 19:38
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культурные практики как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Рогачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД