Получи документы

Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала сельских подростков

Ганиева
Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала сельских подростков
▼ Скачать + Заказать документы

Ганиева З. М

Башкирский государственный педагогический университет им.

М. Акмуллы

Научный руководитель: профессор, доктор педагогических наук

Бенин В. Л.

Аннотация: в данной статье раскрывается понятие культурного досуга, культурно-досуговой деятельности. Проводится анализ развития творческого потенциала сельских подростков. Выделяются основные черты подросткового возраста, особенности культурно-досуговой деятельности и ее влияние на творческий потенциал.

Темочки:

Ключевые слова: творчество, сельская местность, культурно-досуговая деятельность, творческий потенциал, культурный досуг.

Рассматривая проблему досуга в условиях реформирования российского общества, следует учитывать непростой социальный контекст, в котором работают учреждения, призванные в рамках своих полномочий решать вопросы организации досуга детей. Предпочтение отдаётся часто танцевально-развлекательным и зрелищным формам его организации. Современные дети предпочитают проводить свободное время за компьютером, пассивно воспринимать телевизионные передачи, зачастую адресованные не их возрасту. Возникновение «компьютерного поколения» привело к тому, что из детской жизни вытесняются реальные жизненные впечатления и практический опыт, желание творить, моделировать, создавать своими руками.

Досуг традиционно считается одной из важных сфер жизнедеятельности подростков. Жизненные стороны общества постоянно трансформируются, при этом изменяется и социокультурная специфика в сфере досуга. Подростками считают особую социальную группу, более всего восприимчивую к социокультурным новшествам, которая оказывает разное по своей системе влияние на становление личности подростка [4, c.22]. На сегодняшний момент особенно актуальна проблема овладения детьми и подростками способами формирования своего свободного времени, умением насыщенно и интересно проводить свой досуг.

У сферы досуга имеется определенная свобода от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках происходит смягчение давления на личность молодого человека. Подростковый возраст связан со становлением личности. Именно поэтому, как считают многие специалисты, данному возрасту приписывается мнение, что он самый сложный и трудный. Данный период характеризуется тем, что в нем формируются социальные установки, отношения к обществу, себе, окружающим, закладывается основа нравственности, устанавливается межличностное поведение и характер.

Подростковый возраст можно считать наиболее ответственным. У молодого человека в подростковом возрасте можно заметить желание самосовершенствоваться, самопознавать, самовыражаться, личностно самосовершенствоваться. Характерная черта подросткового возраста обычно состоит в том, чтобы стремиться подражанию старшим, ориентируясь на ценности современного мира. С одной стороны, подростки начинают конфликтовать сами с собой, с другой – происходит возникновение повышенной самооценки и интереса к своей личности. Подростковому возрасту характерно весьма эмоционально оценивать проблемы, любую мелкую неприятность можно раздувать до размеров катастрофы, беспечно относиться к своей жизни, противоречив наличию болезненного самомнения [1, c.140].

Характерная черта подросткового досуга состоит в том, что превышается творческо-потенциальная и поисковая активность. Подросткам нужны постоянные приливы новых эмоций и ощущений, поэтому их проще склонить к игровой деятельности, которая охватывает психику в целом, для них очень трудно принимать и приспосабливаться к однообразию. Культура досуга ребенка должна быть изучена еще с раннего возраста, так как владеть данной культурой значит планомерно и целенаправленно воздействовать. В процессе изучения досугового времяпрепровождения стоит прививать подростку ряд навыков самоорганизации. Но и этого будет недостаточно. У подростка для того чтобы избежать криминальных ситуаций и бездумного времяпрепровождения должны быть навыки правильного и разумного выбора, связанного с использованием своего свободного времени, умение управления своим поведением, навык адекватно оценивать себя и проведения самоанализа.

Творческий потенциал можно рассматриваться в виде нереализованных, но имеющихся у человека способностей (или способностей еще не развитых, не связанных со сферой их проявления даже в плане представлений [3, c.245]. Его можно рассматривать и в качестве творческой характеристики личности, которая основывается на его специальных способностях, инициативах, мотивациях достижения и организаторских или инновационных способностей, которые побуждают меняться, совершенствоваться, оптимизировать существующее положение дел, деятельность.

Развитие творческого потенциала подростков происходит в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Благодаря творческой активности появляется возможность, с одной стороны, освобождения из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых, поиска новых ассоциаций и самобытных путей, а с другой – навык развитого самоконтроля, организованности, умения себя дисциплинировать. Можно отметить различные положения подростка и взрослого в этом отношении. В юности организм психологически более активен, подвижен и склонен к увлечениям. Для того чтобы стать более творчески продуктивным, подростку нужно лишь владению большой интеллектуальной дисциплиной и собранности, при этом имея отличия от остальных импульсивных, разбросанных сверстников. Именно поэтому следуют задуматься о тщательном подборе культурного досуга для подростков для того чтобы в дальнейшем развивать творческий потенциал личности.

Проблема досуга подростков сегодня является актуальной. В первую очередь это связано с тем, что детям и молодым людям тяжело самостоятельно организовываться, и они сами не знают, чем себя занять. Каждый населенный пункт сейчас имеет дискотеки, клубы, кафе, но это не является решением проблемы. Для стиля жизни современных подростков все больше характерна коммерческая и криминальная основа. Из проведенных исследований можно заметить, что почти половина подростков подвергалась или подвергается физическому насилию как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Около 40% родителей подростков могут применять физические наказания относительно них [2, c. 34]. Подросткам и так неуютно, так как они неуверенно чувствуют себя в этом мире. У них все чаще возникает потребность спрятаться от реальных проблем в мире иллюзий, им комфортно находиться в виртуальном мире компьютеров, где им легче спрятаться от проблем и реальностей, они могут быть теми, кем им хочется быть, при этом, не применяя усилий. У таких подростков могут потеряться навыки общения в реальном мире, он для них становится мрачнее и тяжелее, и они все больше погружаются в мир виртуальный.

Однако проблему погружения в виртуальный мир можно считать не самой страшной. Так как прятаться в нереальный мир они могут не только с помощью виртуального мира, но и при помощи алкоголизма и наркомании. У этих двух проблем в подростковой среде на сегодняшний день уже массовый характер. Наркомания серьезная угроза для общества, она фактор его дезорганизации [2, c. 64].

Большинство проблем связано с тем, что на психику подростков значительно влияют средства массовой информации, откуда подрастающее поколение берет заряд разрушительной силы. Сегодня каждый день и на телевидении, и в печатных изданиях, и интернете основным акцентом является насилие и жестокость. Пропала популяризация полезных и важных дел и событий. Подростки подвергаются сильнейшей психологической атаке, а выработки иммунитета на данное воздействие в этом возрасте, к сожалению, еще нет. Возрастает количество детей, которые безнадзорны, безграмотны, увеличивается число детских правонарушений и преступности. К тому же увеличение и рост таков, что общество равнодушно взирает на эти факты.

Еще одно увлечение современных подростков представлено компьютерными играми, содержательность которых также является немаловажной. Из исследований психологов известно, что если неконтролируемо использовать компьютерные игры, то у детей и подростков возникает агрессивное поведение, страхи и неврозы. Так как большинство игр связано с быстрой реакцией, то такие игры выматывают детей, могут причинить вред психике ребенка. В содержании игр также происходит популяризация насилия и жестокости. Именно поэтому мнение психологов и педагогов так негативно настроено на использование компьютерных игр в качестве досугового развлечения подростков.

Для того чтобы организовать досуг подростков необходимо справиться с противоречивостью и сложностью, так как у подростка еще не выработались достаточные навыки самоорганизации. С одной стороны, у подростков уже возникает возможность выбора занятий на досуге по собственному желанию, а с другой еще нет готовности осознанного выбора тех видов деятельности, которые помогают полноценно формировать личность. Подростки стремятся самостоятельно выбрать форму организации досуга, но у них еще есть ограниченность набором социальных ролей. Поэтому, у подростков еще нет устойчивых интересов, как проводить досуг, они начинают копировать поведение взрослых, оно не всегда положительное, а у подростков достаточное физическое и психическое развитие для выбранной ими модели поведения.

Сегодня, как считают исследователи, основным интересом у подростков являются такие сферы деятельности как рисование и фотография, моделирование и технические науки. В подростковом возрасте огромная роль принадлежит ориентации и выбору будущей профессиональной деятельности. Если подросток уже может сформировать у себя систему личностных и ценностных ориентиров, то в свободное время он будет занятой подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Кроме этого, сильно интересуют подростков и часть таких форм организации досуга в виде дискотек, совместного времяпрепровождения от выездов на природу до просмотра фильмов или передач. Именно данные направления должны быть основными при организации работы с подростками и молодежью, стоит уделять особое внимание формам и методам данной работы.

Для развития творческого потенциала стоит использовать разнообразные формы и методы, благодаря этому увеличится их воздействие. Такой формой можно считать художественную, с ее помощью подростки научиться доводить сведения о событиях, используя при этом эмоциональные сферы воздействия. Художественная форма включает в себя совокупность представлений, творческих вечеров, встреч с известными и влиятельными людьми Спортивно-оздоровительная деятельность тоже немаловажная форма организации досуговой деятельности, именно на сегодняшний момент, так как здоровье нации вызывает тревогу. Для приучения ребенка к здоровому образу жизни в его воспитании необходимо использовать мероприятия, направленные на то, чтобы закалять, правильно питаться, проводить гигиенические процедуры, формировать устойчивую психику, формировать умения рационального распределения режимов учебы, отдыха и физической активности. Поэтому для развития ребенка значительно использовать ряд таких форм досуга в виде спортивных секций и туристических походов.

Для сельской местности характерно, что с одной стороны подростки здесь социально адаптированные, у них гораздо больше общения друг с другом, меньшая увлеченность компьютерными играми и общением в интернете, а с другой, они, в отличие, от городских имеют некую закомплексованность, зажатость, боязнь экспериментов над собой, развития в том направлении, которое является непривычным для окружающего его социума [4, c.22]. Подросткам в сельской местности в меньшей степени присуще чувство индивидуализма и в большей чувство общественности. Подростку необходимо быть таким как все, у него боязнь выделяться, поэтому достаточно сложным является развитие именно творческих и индивидуальных особенностей.

Привлекать подростков проводить активную и познавательную деятельность необходимо, так как ребятам недостаточно общения, двигательной активности, саморазвитии и самореализации, но мало кому из них удается самому приложить усилия для того чтобы достичь все вышеперечисленное. Ребята в подростковом возрасте должны осуществлять культурно-досуговую деятельность под грамотным руководством, которое будет координировать их действия в нужном направлении, но ни в коем случае нельзя их заставлять. Именно с помощью построения правильной системы культурно-досуговой деятельности можно добиться развития творческого потенциала сельских подростков.

Литература:

1. Белецкая Е. А., Бовкунова Ю. В., Ефремова Н. В. Социально-культурная деятельность клубных формирований как фактор самореализации подростков в современных условиях // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12. С. 139-143.

2. Еремина С. С. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Университеты России. – Москва : Юрайт, 2018. – 220 с

3. Заярская Г. В., Вайзян Е. А. Теоретические основы развития творческого потенциала подростков // Молодежь и общество/ Сборник научных статей. Москва, 2015. С. 243-246.

4. Рыбаков А. В. Организация культурно-досуговой деятельности детей и подростков в условиях сельской местности как элемент менеджмента качества услуг // Научная палитра. 2017. № 4 (18). С. 22.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Досуговая деятельность для дошкольников в летний оздоровительный периодДосуговая деятельность для дошкольников в летний оздоровительный период Досуговая деятельность на период с июня по август 2018 года. Месяц недели Мероприятия Группы Ответственные ИЮНЬ 1 неделя День защиты.

Досуговая деятельность в школе-интернате 1 слайд: Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Консультация для родителей «Культурно-досуговая деятельность в работе ДОУ»Консультация для родителей «Культурно-досуговая деятельность в работе ДОУ» Консультация для родителей «Культурно - досуговая деятельность в работе ДОУ» Культурно-досуговая деятельность в работе МАДОУ «Детский сад.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала сельских подростков
Опубликовано: 4 марта 2021 в 20:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала сельских подростков» (включая файлы) размещена пользователем Ганиева (УИ 2595217) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД