Папки-передвижки

Культурная практика «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Дина Халевина
Культурная практика «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы

Халевина Д. А.

Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Солнышко» № 25

Культурная практика «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

«Игра – путь детей к познанию мира…»

Публикация «Культурная практика „Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру“» размещена в разделах

Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит). В современном обществе вопрос познавательного развития детей дошкольного возраста вот уже на протяжении многих лет занимает одно из важнейших мест в дошкольном образовании. Актуален этот вопрос и в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду среди которых – познавательное развитие. С введением ФГОС в дошкольном образовании встал вопрос об изменении содержания образования, появились новые требования к познавательному развитию дошкольников. В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребёнка-дошкольника. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

• формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, развития целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, формирование потребности в самостоятельном познании мира. Дошкольный возраст — возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и нас, практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в детских учреждениях. От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому. Этому достойно может послужить дидактическая игра, как возможность способная помочь ребёнку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Роль дидактической игры в познавательном развитии детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует и развивает познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение). Воспитывает интерес и внимательность ребят; развивает все виды способностей; вводит их в жизненные ситуации; учит делать все по правилам, формирует любознательность, позволяет ребенку проявлять самому инициативу; закрепляет знания, умения, навыки. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Выполняя функцию средства обучения, дидактические игры могут служить составной частью занятия. Для большей эффективности я применяю эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений.

Дидактические игры организую по плану в часы занятий. Кроме того, в часы и режимные моменты, отведенные для игр, в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.

В плане предусматриваю подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы. При выборе игр обращаю внимание на уровень подготовленности воспитанников, оперируя на уже имеющиеся представления и умения.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

В дидактических играх применяю разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Во время игры поддерживаю у ребёнка увлечённость игровой задачей. Для этого становлюсь одновременно и воспитателем, и участником игры. Воспитатель учит и играет, а дети, играя, учатся.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. В группе создан игровой центр, где собраны различные дидактические игры. Поэтому периодически наполняю его материалом для применения в дидактических играх.

Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения. По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения. При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

Использую игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность : сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в: систематизации и обобщении предметов и явлений;

анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

стремлении к познанию, в низкой мотивации к узнаванию чего-то нового;

неумении организовать свою игровую деятельность;

видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Поэтому я активизировала свою работу по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру», и определила цель:

создание условий, способствующих познавательному развитию дошкольников через дидактическую игру, данная цель предусматривает решение следующих задач:

-формировать знания и представления об окружающем мире в процессе дидактической игры;

-развивать познавательную активность, любознательность, познавательные процессы и способности.

- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

Считаю: познавательное развитие дошкольников будет более успешным если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования.

Основная идея культурной практики – вхождение дидактической игры в совместную деятельность педагога и детей, в самостоятельную деятельность детей для успешного познавательного развития дошкольников. Базовый принцип: «Игра – путь детей к познанию мира…»

В своей практике руководствуюсь дидактическими принципами : принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип творческой активности, принцип наглядности. Культурная практика реализуется через игровые технологии, технологии сотрудничества, ИКТ технологии. В результате созданных условий с помощью дидактических игр у ребят формируется привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно; развивается стремление к познанию; появляется запас представлений и понятий об окружающем мире; повышается уровень интеллектуального развития дошкольников; воспитанники проявляют инициативу и коммуникабельность, становятся целеустремлёнными и настойчивыми.

Публикации по теме:

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха»Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха» Содержание развивающей предметно-пространственной среды: 1. Сказки К. И. Чуковского. 2. Атрибуты для ряжения. 3. Маски – символы для героев.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?»Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?» Мы растем, растем, растем! Все о мире узнаем. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурная практика «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
Опубликовано: 16 марта 2021 в 20:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культурная практика «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру»» (включая файлы) размещена пользователем Дина Халевина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД