Дина Халевина
Культурная практика «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Халевина Д. А.
Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Солнышко» № 25
Культурная практика «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
«Игра – путь детей к познанию мира…»
Публикация «Культурная практика „Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру“» размещена в разделах
Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит). В современном обществе вопрос познавательного развития детей дошкольного возраста вот уже на протяжении многих лет занимает одно из важнейших мест в дошкольном образовании. Актуален этот вопрос и в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.
Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду среди которых – познавательное развитие. С введением ФГОС в дошкольном образовании встал вопрос об изменении содержания образования, появились новые требования к познавательному развитию дошкольников. В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребёнка-дошкольника. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, развития целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, формирование потребности в самостоятельном познании мира. Дошкольный возраст — возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и нас, практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в детских учреждениях. От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому. Этому достойно может послужить дидактическая игра, как возможность способная помочь ребёнку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Роль дидактической игры в познавательном развитии детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует и развивает познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение). Воспитывает интерес и внимательность ребят; развивает все виды способностей; вводит их в жизненные ситуации; учит делать все по правилам, формирует любознательность, позволяет ребенку проявлять самому инициативу; закрепляет знания, умения, навыки. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Выполняя функцию средства обучения, дидактические игры могут служить составной частью занятия. Для большей эффективности я применяю эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений.
Дидактические игры организую по плану в часы занятий. Кроме того, в часы и режимные моменты, отведенные для игр, в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.
В плане предусматриваю подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы. При выборе игр обращаю внимание на уровень подготовленности воспитанников, оперируя на уже имеющиеся представления и умения.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.
В дидактических играх применяю разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Во время игры поддерживаю у ребёнка увлечённость игровой задачей. Для этого становлюсь одновременно и воспитателем, и участником игры. Воспитатель учит и играет, а дети, играя, учатся.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. В группе создан игровой центр, где собраны различные дидактические игры. Поэтому периодически наполняю его материалом для применения в дидактических играх.
Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения. По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения. При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
Использую игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность : сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в: систематизации и обобщении предметов и явлений;
анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
стремлении к познанию, в низкой мотивации к узнаванию чего-то нового;
неумении организовать свою игровую деятельность;
видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Поэтому я активизировала свою работу по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру», и определила цель:
создание условий, способствующих познавательному развитию дошкольников через дидактическую игру, данная цель предусматривает решение следующих задач:
-формировать знания и представления об окружающем мире в процессе дидактической игры;
-развивать познавательную активность, любознательность, познавательные процессы и способности.
- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
Считаю: познавательное развитие дошкольников будет более успешным если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования.
Основная идея культурной практики – вхождение дидактической игры в совместную деятельность педагога и детей, в самостоятельную деятельность детей для успешного познавательного развития дошкольников. Базовый принцип: «Игра – путь детей к познанию мира…»
В своей практике руководствуюсь дидактическими принципами : принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип творческой активности, принцип наглядности. Культурная практика реализуется через игровые технологии, технологии сотрудничества, ИКТ технологии. В результате созданных условий с помощью дидактических игр у ребят формируется привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно; развивается стремление к познанию; появляется запас представлений и понятий об окружающем мире; повышается уровень интеллектуального развития дошкольников; воспитанники проявляют инициативу и коммуникабельность, становятся целеустремлёнными и настойчивыми.