Людмила Антонюк
Программа дополнительного образования «Калейдоскоп подарков» для учащихся 8–9 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
«Калейдоскоп подарков»
(для учащихся 8-9 классов)
Учитель технологии
Антонюк Людмила Ивановна
2018 г.
с. Усть-Яруль
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования „Калейдоскоп подарков“ для учащихся 8–9 классов» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа дополнительного образования «Калейдоскоп подарков» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, а также Концепции духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников. Программа предназначена для совершенствования ранее приобретённых у учащихся знаний, навыков и умений на уроках технологии, развития самостоятельности обучающихся, их творческой активности.
Новизна:
• в основу программы заложен системно-деятельный подход.
• в программу положены воспитательные результаты и ценностные ориентиры ;
• предполагается уровневая оценка в достижении планируемых результатов.
Актуальность в программе объединены декоративно-прикладное творчество, знания по художественной обработке ткани, бумаги, кожи, а также бросовых материалов, художественное творчество. Вся работа направлена на реализацию личностного потенциала ребенка, его творческую фантазию и замысел, где задействован физический, творческий и умственный труд. Среди многообразия видов творческой деятельности работа с тканью, бумагой, кожей, бросовыми материалами занимает одно из ведущих положений – это доступное и простое в использовании оборудование, инструменты и материалы.
Цель– обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, творческой самореализации средствами художественной обработки ткани и бумаги.
Реализация программы предполагает решение задач:
• развитие пространственного воображения, памяти, творческих способности, чертежных навыков, моторику, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях
• воспитание наблюдательность, художественно-эстетический вкус
• освоение технологий и техник безопасности ручной и машинной обработки ткани, а также различных инструментов и приспособлений;
• развитие терпения, настойчивости, трудолюбия;
• формирование толерантных отношений в творческом коллективе и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Сроки и этапы реализации программы
Данная программа рассчитана 1 год обучения с учащимися 14-16 лет.
Количество часов за год – 35 ч., занятия проводятся в свободное от учебы время 1 раза в неделю.
Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная, коллективная.
Методы реализации программы :
словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Формой оценки является коллективное обсуждение выполненных образцов и изделий, выявление лучших работ, выставки детского творчества, участие детей в школьных, районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня, ярмарках, акциях, мастер-классах, индивидуальных и групповых проектах.
Критерии и показатели оценки результатов освоения учащимися программы курса
• степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
• применение полученных знаний на практике;
• соблюдение технических и технологических требований;
• качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
• изготовление изделия в установленные нормы времени;
• соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды;
• познавательная активность и творческий подход;
• самостоятельность;
• партнёрские отношения при совместной работе.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы :
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Ученик получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут :
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнера.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
• проводить сравнение;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Ученик получит возможность научиться:
• осознанно и произвольно строить сообщения;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность :
• Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, творческое мышление, конструкторские способности, художественный вкус, сформировать познавательные интересы.
• Расширить знания и представления о физических, технологических свойствах ткани и бумаги, процессах её обработки.
• Познакомиться с историей происхождения различных материалов, с новыми технологическими приемами их обработки, с его современными видами и областями применения.
• Создавать полезные и практичные изделия, улучшая условия той среды, в которой они живут, учатся и отдыхают.
• Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
• Достичь оптимального для каждого учащегося уровня развития.
Содержание программы.
Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ 1ч.
Раздел 1 Художественная аппликация из бумаги 8 ч.
Основные приемы объемной аппликации
Открытки
Раздел 2 Художественная обработка нетрадиционных (бросовых) материалов 10ч
“Вторая жизнь вещей». Художественная обработка полимерных и др. материалов
Сувенир из различных групп художественных материалов
Раздел 3 Художественная обработка натуральной кожи 8ч.
Кожа в интерьере
Аппликация из кожи
Раздел 4 Коллаж 8ч.
История развития коллажа. Творчество художников
Творческая композиция в технике коллажа
Методическое обеспечение.
Приемы и методы. Для освоения данной программы на занятиях применяются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, чаще всего в различных сочетаниях.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую и практическую часть. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала и показом приемов работы.
Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения, отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами.
Метод наглядности используется на теоретических и практических занятиях.
Формы занятий. Групповые занятия являются основными видом занятий. Количество детей в группе до 15 человек.
Выполнение заданий в группе воспитанников обычно происходит неравномерно, что продиктовано физиологическими и психологическими особенностями, поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми.
Постоянно развивается интерес воспитанников к творческим занятиям, педагог выбирает такие формы их проведения, при которых предоставляется детям возможность самостоятельного подхода к заданию. Поощряется смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения художественного образа, проявление детской фантазии и изобретательства.
Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность воспитанников, тактично помогая им в выполнении поставленной задачи.
Участие в выставках различного уровня дает почувствовать воспитанникам, как свою личную значимость, так и своего творческого труда.
В качестве методов диагностики личностных изменений воспитанника педагог использует наблюдение, анкетирование, диагностическую беседу.
Важное значение имеют и ориентационные качества. Это – самооценка, интерес к занятиям.
Важно сформировать у ребенка объективную самооценку, так как заниженная – приводит к неверию в свои силы, к отсутствию стремления к развитию, а завышенная самооценка приводит либо к отказу от развития, так как ребенок вполне доволен собой, либо к стремлению любой ценой стать лидером, что влечет за собой ряд негативных качеств.
Действенным стимулом саморазвития является адекватная самооценка. Ребенок знает свои достоинства и недостатки. Знает как и стремится их и справить, т. е желает самосовершенствования, саморазвития.
Особое значение имеет развитие интереса ребенка к занятиям, поэтому ребенку предоставляется выбор темпа освоения программы с учетом его возможностей:
- создание ситуации успеха;
- персональные выставки;
- поэтапное планирование ожидаемого результата.
Важное значение имеют поведенческие качества:
- уровень конфликтности ребенка;
- коммуникабельность, сотрудничество.
Все это - результат воспитанника. Задача педагога – снизить возможность конфликта в группе и максимально развивать желание детей участвовать в совместной деятельности.
Отследить результаты обучения и воспитания детей помогает индивидуальная карта учета динамики личностного развития ребенка, которая составляется на начало и конец каждого учебного года, в зависимости от года обучения подростка.
Разумно организованная система контроля и оценки результатов детей дает возможность определить степень освоения каждым ребенком программы, а так же проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.
Занятия проводятся в кабинете технологии.
Предполагаемый результат:
• Обучающиеся имеют представление о декоративно-прикладном и искусстве;
• Приобретут практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами;
• Появление интереса искусству;
• Развивается художественный вкус, учатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
• Приобретут навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Методы оценки результативности программы :
• Количественный анализ;
• Посещаемость;
• Статистические данные;
• Фиксация занятий в рабочем журнале;
• Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
• Практические материалы.
Качественный анализ:
• Формирование новых навыков и умений;
• Анализ успешности деятельности и достижение целей;
• Анализ диагностического материала;
• Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Индивидуальная работа
• Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности
•, отношение к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности.
• Определить возможные перспективные роботы с (задачи, содержание, формы, методы).
• Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Итогом деятельности могут служить выставки работ, и участие в смотрах
Список литературы:
Сайты по рукоделию.
Технология КОЖА: вторая жизнь вещей. 2004 г. Волгоград Издательство «Учитель»
С. Н. Филиппова Изделия из кожи, Москва 2007
Организация кружковой работы в школе. Волгоград Издательство «Учитель»2008