Шарук Мария Николаевна
Кукла как одно из средств приобщения детей к истории культуры русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение детей приемам изготовления куклы из ниток в соответствии с народными традициями.
Задачи обучающие:
• Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом и русскими традициями.
• Расширять знания детей о народной игрушке.
• Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.
• Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
• Совершенствовать мелкую моторику рук.
• Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.
• Расширять словарный запас.
Публикация «Кукла как одно из средств приобщения детей к истории культуры русского народа» размещена в разделах
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
• Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Задачи развивающие:
• Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию, эстетический вкус, коммуникативные способности.
• Развивать индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
Задачи воспитательные:
• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, народной игрушке и рукоделию.
• Воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Предварительная работа:
• Образовательная деятельность на тему: «История создания куклы».
• Рассматривание иллюстраций на тему: «Игрушки прошлых лет».
• Чтение русских народных сказок.
• Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Магазин игрушек».
• Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки».
• Заучивание пословиц о труде.
Материалы: набор разных шерстяных ниток, ножницы, картонки для наматывания ниток при выполнении заготовок туловища, картинки с образцами кукол, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Дети садятся на ковер.
Воспитатель:
- Ребята, давайте с вами поговорим. Вы любите играть?
А что нам помогает сделать игру интересной? (ответы детей)
Да, верно. Это игрушки.
- А сейчас отгадайте загадку:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?
Дети: Это кукла.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
- Кукла не рождается сама : создает ее человек. В древние давние времена кукол делали из соломы, глины, дерева, из ткани, лоскутков, из ниток. И обязательно по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость.
- Как вы думаете, что означает безликость? (ответы детей)
- Так вот, послушайте! В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу Ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали разные предметы и верили, что они будут их оберегом.
- Как вы думаете, что такое оберег? (ответы детей)
- Верно думаете! И с куклой раньше не только играли, она тоже служила оберегом, оберегала человека от болезней и нечистой силы, от беды, приносила счастье, оберегала дом. Ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу, а игра с безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
И сегодня предлагаю отправиться в путешествие. Закрываем глаза и на счет 1,2,3 представляем, как мы с вами отправляемся в прошлое, где мы с вами станем мастерами – искусниками из древнего русского села и изготовим с вами свою куколку из ниток. Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Кукол мы будем делать из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера.
- Сейчас встаем, рассаживаемся по своим местам. И пока вы садитесь, давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Ведь еще давным-давно народ сложил много пословиц и поговорок.
Предполагаемые ответы детей :
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Кто не работает, тот не ест.
Дело мастера боится.
За всякое дело берись смело.
- Вот и мы с вами сейчас приступим к работе.
Перед вами на столах лежат картонки и ножницы. У меня есть цветные клубочки красного и желтого цвета. И такие же отрезки ниток для перевязывания. выбираем клубочек того цвета, который вам нравится. А ниточки для перевязывания возьмете другого цвета, чтобы они одновременно будут украшением наших кукол. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал. Куклу можем сделать девочку или мальчика. Вот образцы.
Но перед тем как приступить к выполнению работы, вспоминаем правила техники безопасности.
Для начала я вам предлагаю, размять свои ручки и ножки, чтобы вам было легче работать.
! Физ. минутка
Все ребята дружно встали (Выпрямится.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову)
Как пружинки мы присели (Присесть)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть)
Практическая работа - а теперь, я предлагаю вам приступить к работе.
Начнем выполнение работы кукол из ниток. В одну руку берём картон прямоугольной формы. Поворачиваем его короткой стороной вверх (вертикально). В другую руку берём клубочек ниток выбранного цвета, прикладывает нитку к низу картона и, придерживая её пальцем, начинаем наматывать на картон круговыми движениями руки. (показ воспитателя)
Старайтесь, чтобы нитки не съезжали с картона, они должны плотно прилегать друг к другу. Наматываем до конца. Теперь продеваем ниточку другого цвета сверху и завязываем, а лучше 3 ниточки. Это будут волосы нашей куклы. Нижний край нитей разрезается ножницами. Картонку убираем. Отделяем нужное количество нитей для рук - завязываются ниткой. Делаем талию, пояс куколке. Оставшиеся нити - юбка. У куклы мальчика нижнюю часть делим на две части и делаем штанишки.
У кого торчат лишние нитки, длиннее по размеру, их можно подрезать, чтобы выровнить. Проверяем свою работу. Что возможно, исправьте: подтяните и расправьте нитки.
-Сегодня мы выполняли с вами куклу по мотивам народных образов. В старину кукла делалась из соломы или сена, так как солома была самым доступным и дешевым материалом; самое древнее значение куклы магическое, чуть позднее она была игрушкой для детворы;
А в современной жизни отчасти изменился смысл этого изделия, используются уже другие материалы для изготовления куклы.
У нас получились чудесные куклы они принесут вам здоровье, добра, счастливую жизнь.
Сейчас давайте встанем снова на ковер и поиграем в старинную игру-потешку:
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки полочкой, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили не ели (поднести указательный палец к губам)
На Маланью все глядели (держа руки у глаз похлопать ресницами)
И все делали вот так (топают ногами).
Еще раз поиграем:
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки полочкой, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили не ели (поднести указательный палец к губам)
На Маланью все глядели (держа руки у глаз похлопать ресницами)
И все делали вот так (присядочка).
- А сейчас берите свои куколки, становимся в круг на нашем ковре. И полюбуемся на куколок, которых мы с вами сделали, прежде, чем мы вернемся в нашу реальность.
Полюбовались? Теперь закрываем глазки. И на счет 1,2,3, мы возвращаемся. - Расскажите мне: Вам понравилось сегодня делать кукол? А какое настроение у вашей куклы?
Я рада, что вам было интересно, вы узнали что-то новое для себя. Спасибо вам за наше путешествие. Вы замечательные мастера!