Фарида Керимова
Кружок «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок
«Занимательная математика»
Пояснительная записка
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин:
обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно-образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать геометрические фигуры, считать, преобразовывать геометрические фигуры в предметы.
Публикация «Кружок „Занимательная математика“» размещена в разделах
Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Актуальность. В последнее время идёт становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирована не на развитие у детей конкретных знаний, умений и навыков, а на развитие интегративных качеств ребёнка. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность соответствия заявленным в ФГОС принципам, в частности принципу развивающего образования, целью которого является развитие воспитанника.
В связи с этим появилась необходимость заняться поисками новых форм, средств и методов, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Необходимо активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Огромную роль в развитии математических, интеллектуальных способностей играют интеллектуальные игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.
Сюжетность совместной игровой деятельности и специально подобранные игры-задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. При реализации программы активно используются логические и геометрические задачи, загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Цель:
Развитие интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
• формировать представления и понятия о геометрических фигурах;
• формировать диалогическую речь;
• развивать навык рисования различных символических предметов, штриховка.
. решать интеллектуальные задачи, соответствующие возрастным возможностям;
Направления работы:
• Работа с детьми
• Работа с родителями
Работа с детьми:
• Дидактические игры
• Математические игры и задачи
Ожидаемый результат:
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей (дни недели, времена года, месяцы, понятия «вчера», «сегодня», «завтра», решение математических примеров, задач, знание геометрических фигур, ориентировка в пространстве, на местности. и т. д., но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, занятие в данном кружке расширит общий кругозор ребенка, круг общения. Создаст ситуацию успеха.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 2 года - 1 раз в неделю (4 в месяц)
Длительность занятий – 25-30 минут
Педагогическая диагностика (см. приложение № 1)
Формы проведения итогов реализации программы
Отчёт воспитателя – руководителя кружка на родительском собрании.
Учебно-тематический план (см. приложение № 2)
Приё мы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- наглядный;
- словесный;
- игровой;
- практический
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
- Математические наборы
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Листы А4
- Наборы геометрических фигур
- Демонстрационный материал
- Дидактические игры
- Магнитофон
- Трафареты с геометрическими фигурами
- Ножницы
- Цветной и белый картон
Список литературы
1. Беженова М. О. «Весёлая математика» - Д. : Сталкер, 1998.
2. Демина Е. С. «Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования» - М. : ТЦ сфера, 2009.
3. Колесникова Е. В. «Форма и цвет» тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет; «ТЦ сфера»,2012
4. Новикова В. П. «Математика в дошкольном саду. Старшая группа» - М. : Мозаика – Синтез,2006.
5. Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М. : Мозаика – Синтез, 2012.
Педагогическая диагностика
(приложение №1)
Методика № 1 – выявление умений счёта.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку посчитать до 10.
Методика № 2 – выявление знаний цифр.
Материал : набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 0, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).
Методика № 3 – выявление умения соотносить количество предметов с цифрой.
Материал : Набор цифр, мелкие игрушки.
Инструкция к проведению: предлагается сначала отсчитать 8 игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.
Методика № 4 – выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.
Материал : по 10 елочек и грибов.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отсчитать елочек на одну больше, чем грибов (4, после чего дается задание отсчитать грибов на один меньше, чем елочек (7).
Методика № 5 – выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счет.
Материал : в ряду: свекла, кабачок, морковка, картошка, огурец.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сказать из каких овощей составлена группа; которая морковка по счету; считать по порядку.
Методика № 6 – выявление умений сравнивать две группы предметов.
Материал : на столе 5 больших матрешек и 5 маленьких в кругу.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку ответить, каких игрушек больше.
Методика № 7– выявление умений сравнивать предметы по длине.
Материал : пять полосок разной длины.
Инструкция к проведению: предлагается ребё нку ответить на вопрос: Одинаковы ли полоски по длине? Разложи их по порядку, от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.
Методика № 8 – выявление знаний детей о геометрических фигурах.
Материал : 2 красных круга и 1 треугольник; 2 зеленых квадрата и 1 прямоугольник; 3 желтых прямоугольника и 2 треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.
Инструкция к проведению: предлагается ребё нку ответить на вопросы: Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Сколько красных фигур? Назови зеленые фигуры.
Методика № 9 - выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сказать, что находится слева от него, что справа.
Методика № 10 – выявление знаний о днях недели.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.
Оценка результатов:
- 1 балл – ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;
- 0,5 балла – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;
- 0 баллов – ребёнок не справился с заданием.
Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.
Учебно-тематический план
(приложение №2)
перечень тем, количество занятий
на 2018-2019 уч. год
1. Знакомство с линейкой-трафареткой 0,52. Круг в предметах окружающего мира0,53. Закрепление знаний о треугольнике 0,54. Треугольник в предметах окружающего мира 0,55. Закрепление знаний о квадрате 0,56. Квадрат в предметах окружающего мира 0,57. Закрепление знаний о прямоугольнике 0,58. Закрепление знаний о круге и прямоугольнике 0,59. Закрепление знаний об овале 0,510. Овал в предметах окружающего мира 0,511. Закрепление знаний о геометрических фигурах 0,512. Знакомство с геометрической фигурой- трапецией0,513. Знакомим с геометрической фигурой- ромбом. 0,514. Знакомим с полукругом 0,5
15. Закрепление знаний о геометрических фигурах 0,5 (трапеция, ромб, полукруг)
16. Развитие зрительного внимания 0.5
17. Развитие зрительного внимания, рисуем кошек 0,5
18. зрительного внимания, рисуем собак0,5
19. зрительного внимания, рисуем мышку, корову, лошадь. 0.5
20. Развитие зрительного внимания, рисуем слона, медведя 0,5
21. зрительного внимания, рисуем жирафа, ворону, зайца 0.5
22. Развитие зрительного внимания, рисуем деревья и грибочки 0,5
23. Развитие зрительного внимания, насекомые и цветы 0,5
24. Развитие зрительного внимания, рисуем дома 0,5
25. Развитие зрительного внимания, рисуем транспорт 0.5
26. Развитие зрительного внимания, рисуем весёлых человечков0,5
27. Развитие мышления (анализ и синтез) 0.5 (квадраты и прямоугольники)
28. Развитие мышления (анализ и синтез) (круги овалы) 0,5
29. Развитие воображения (большая поляна) 0,5
30. Развитие воображения (космос) 0,5
31. развитие воображения0,5 (подводное царство, сказочные замки)
32. развитие воображения (мир роботов) 0,5
Автор: Керимова Ф. Н.