ирина меркулова
Рабочая программа кружка «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ
Платоновским детским садом
___ Ткаченко О. В.
От «31» августа 2018г,
Рабочая программа кружка
«Занимательная математика»
для детей подготовительной группы
(Срок реализации 1 год)
Составила: Меркулова И. Е.
2018 г.
Пояснительная записка
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа математического кружка «Занимательная математика» составлена для детей 6-7 лет, рассчитана на 1 год. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Цель программы: закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать общее представление о множестве и числе;
- Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
- Знакомить с составом числа;
- Учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- Учить сравнивать множества;
- Знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- Развивать мелкую моторику, глазомер;
- Развивать инициативу;
Воспитательные:
- Воспитывать внимание;
- Воспитывать организованность;
- Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Формы работы:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная;
- самостоятельная деятельность.
Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Дети должны уметь:
• Объединять группы предметов по общему признаку
• Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
• Называть числа в прямом порядке до 20;
• Соотносить цифру и количество предметов;
• Пользоваться цифрами и математическими знаками;
• Различать величины: длину, ширину, высоту;
• Делить предметы на несколько равных частей
• Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
• Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Перспективное планирование работы кружка
«Занимательная математика».
Месяц
№ Тема Программное содержание Методические приемы
Октябрь1 Счёт до 5 Упражнять в счёте до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку». -«Считай дальше»
-«Уравняй по-разному»
-«Что, где находится?»
- логическая игра «Найди фигуру»
Октябрь 2 Квадрат Учить составлять квадрат из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т. п. -«Составь квадрат»
-«Весёлый счёт»
-«Подбери пару»
-«Укрась коврик»
- логическая игра «Что перепутал художник»
Октябрь 3 Сравнение предметов по длине Учить сравнивать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета. -«Сравни по длине»
-«Продолжи счёт»
-«Увеличь на один»
- логическая игра «Назови одним словом»»
Октябрь 4 Четырёхугольник Познакомить с признаками четырёхугольника. Учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь». - логическая игра «Что лишнее»
-«Что, где находится?»
-«Назови четырёхугольники»
Октябрь 5 Число и цифра 6 Познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы. -«Число 5»
- логическая игра «Малыш и Карлсон»
-«Сбоку-рядом»
Ноябрь 6 Составление предмета из треугольников Учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах шести; развивать воображение. -«Укрась коврик»
-«Сложи из треугольников»
- логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»
Ноябрь 7 Трапеция, ромб Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счёте в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета. - логическая игра «Учим фигуры»
-«Длиннее, короче»
-«Трапеция, ромб»
Ноябрь 8 Число и цифра 7 Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа».
- логическая игра
«Гришкин счёт»
-«Продолжи счёт»
-Калейдоскоп»
Ноябрь 9 Измерение Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах семи; учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек. - логическая игра «Сравни»
-«Измерь длину»
-«Измени фигуру»
Декабрь 10 Далеко - близко
Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали; составлять предмет из четырёх частей; измерять протяжённость с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко» - логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»
-«Раздели на части»
-«Далеко-близко»
-«Измерь длину»
Декабрь 11 Число и цифра 8 Познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь». - логическая игра «Части суток»
-«Продолжи счёт»
-«Число 8»
Декабрь 12 Измерение Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать мышление. - логическая игра «Логические задачки»
-«Измерь, сколько мерок»
-«Весёлый счёт»
Декабрь 13 Четырёхугольник Учить составлять четырёхугольник из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 8 и в счёте на слух; развивать логическое мышление. - логическая игра «Логические задачки»
-«Составь из палочек»
-«Сосчитай на слух»
-«Продолжи счёт»
Январь 14 Измерение Упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать логическое мышление. - логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»
-«Измерь длину меркой»
Январь 15 Календарь Познакомить с календарём; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счёте в пределах восьми; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. - логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»
-«Сосчитай, не ошибись»
-«Что такое календарь»
Январь 16 Неделя Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт из четырёх равнобедренных треугольников; развивать воображение. - логическая игра «Магазин игрушек»
-«Живая неделя»
-«Составь из треугольников»
-«Составь узор»
Январь 17 Число и цифра 9 Познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов. - логическая игра «Давай посчитаем»
-«Живая неделя»
-«Сосчитай, не ошибись»
Февраль 18 Число и цифра 0 Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счёт в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов. - логическая игра «Мурка в зоопарке»
- «Который по счёту»
Февраль 19 Число 10 Познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; развивать воображение детей; закрепить названия дней недели. - логическая игра «Найди лишнее»
-«Число 10»
-«Продолжи счёт»
-«Составь фигуру из палочек»
-«Живая неделя»
Февраль20 Месяц
Познакомить с понятием «месяц» (состоит из четырёх недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепить названия дней недели. -«Живая неделя»
- логическая игра «Времена года»
Феврль 21 Измерение Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах десяти; учить соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы: «сколько?», «который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора. - логическая игра «Учим цифры»
-«Сколько? Который?»
-«Составь из единиц»
-«Сосчитай на ощупь»
Март 22 Измерение Учить с помощью условной мерки определять объём жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на единицу. - логическая игра «Малыш и Карлсон»
-«Измеряем объём»
-«Увеличь-уменьши на 1»
Март 23 Ориентировка в пространстве Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти. - логическая игра «Математическиймультконцерт»
-«Назови адрес»
-«Сложи также»
Март 24 Четырёхугольники Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счётных палочек. - логическая игра «Признаки предметов»
-«Измерь длину»
-«Увеличь-уменьши на 1»
-«Выложи фигуру из палочек»
Март 25 Ориентировка во времени Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах десяти; в названии последовательности дней недели. - логическая игра «Признаки предметов»
-«Составь узор»
-«Назови адрес»
Апрель 26 Ориентировка в пространстве Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; упражнять в измерении протяжённости с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше»,; упражнять в счёте. - логическая игра «Признаки предметов»
-«Измерь длину по-разному»
-«Назови адрес»
-«Ближе - дальше»
-«Назови адрес»
Апрель 27 Измерение Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счёте; учить сравнивать предметы по длине путём наложения, приложения. - логическая игра «Признаки предметов»
-«Измерь длину»
-«Длиннее - короче»
Апрель 28 Геометрические фигуры Продолжать учить составлять фигуры из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам. - логическая игра «Числовой ряд»
-«Составь фигуру из палочек»
Апрель 29 Ориентировка в пространстве Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», и т. д. ; упражнять в счёте в пределах десяти; учить называть «соседей» чисел. - логическая игра «Прямой и обратный счёт»
- «Назови соседей числа»
-«Опиши узор»
Май 30 Измерение Упражнять в сравнении объёмов жидкостей с помощью измерения; в увеличении и уменьшении числа; закрепить название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. - логическая игра «Гришкин счёт»
- «Сравни по объёму»
- «Покажи на 1 ,
Май 31 Ориентировка в пространстве Упражнять в делении квадрата на четыре равные части, путём складывания по диагонали; учить показывать одну четвёртую; составлять предмет из четырёх равнобедренных треугольников; ориентироваться в пространстве. - логическая игра «Меры длины»
-«Раздели на части»
-«Покажи часть»
-«Составь фигуру»
Май 32-33 Повторение Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; учить находить сходство предметов; упражнять в счёте - логическая игра «Меры длины»
-Чем похожи»
Литература:
1. Е. В. Колесникова Математика для детей 6-7лет, ТЦ Сфера, 2015.
Е. В. Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2008
3. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Математика для дошкольников» М. ,1993
4. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М. ,2011
5. Е. В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е. В. Колесникова