Анастасия Селиванова
Кружок «Юный художник»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Через красивое к человечному - такова закономерность воспитания» В. А. Сухомлинский.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. Занятия должны быть направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Публикация «Кружок „Юный художник“» размещена в разделах
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования
Актуальность.
Актуальность данной программы обусловлена проблемами развития детского творчества. В настоящее время в связи с широко распространяющимся процессом глобализации Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Известно, что изобразительная деятельность для ребенка не только интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет ребенку передать свои впечатления от окружающего его мира, выразить на бумаге и других материалах свое эмоциональное отношение к окружающему.
Основной принцип, Меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми сверстниками.
Важно, чтобы занятия радовали детей, закрепляли у них желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, желание творить!
Программа рассчитана на 28периодов непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД) в год, по1 в неделю, по средам, во вторую половину дня продолжительностью не более 30 минут.
Исходя из этого, была поставлена цель Программы:
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы:
1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
6. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
7. Познакомить детей с отдельными жанрами живописи.
8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
9. Создавать условия для совместной художественно-творческой деятельности взрослых и детей.
10. Развивать мелкую моторику рук. Обогащать словарный запас.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность воспитателя, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
В основу программы положены принципы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогами, родителями);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Подбор детей достигается следующими мероприятиями:
1. Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов /рисование, лепка, аппликация/.
2. Из определения воспитателя, кого в группе он считает наиболее способным по изобразительной деятельности.
3. Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
4. Желание родителей и детей.
5. Способности детей к изобразительной деятельности. :
Формы работы с детьми,
- занятие - беседа;
- занятие - игра:
- занятие - выставка;
- занятие - экскурсии;
- занятие - моделирование;
- занятие - наблюдение;
- занятие - экспериментирование;
- занятие – развлечение.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми, использование различных инструментов и материалов для изображения); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).
Формы проведения: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные. Деятельность организовывается в группе, по необходимости организуется индивидуальное обучение.
Типы проведения:
- На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение
пройденного).
- На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).
Методы реализации программы
Методы Приемы
Словесные Устное изложение темы, беседа с детьми, активация речи через игру и изобразительное творчество. Использование художественного слова.
Наглядные Показ наглядных пособий: иллюстрации, фотоматериалы, репродукции картин художников, изображения животных, иллюстрации времен года, иллюстрации к сказкам, игрушки, буклеты с произведениями живописи, образцы изделий, альбомы для рассматривания и т. п.
Практические Индивидуальные и групповые занятия, самостоятельное выполнение детьми творческих заданий, выполнение заданий совместно со взрослыми. Использование различных материалов и инструментов для изобразительной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема Количество часов
Теория Практика
«Пейзаж»
«Золотая осень» 15 10
«Что мы изображаем зимой» 15 10
«Весенние зарисовки» 10 15
«Красное лето» 15 10
«Осеннее дерево» 15 10
Итого: 1 ч 10 мин 55 мин
«Натюрморт»
«Натюрморт» 10 15
«Весенние цветы» 15 10
Итого: 25 мин 25 мин
«Рисование с натуры»
«Дерево и куст» 15 10
«Ягель» 15 10
Итого: 30мин 20 мин
«Народно- прикладное искусство»
«Дымковская игрушка» 15 10
«Золотая хохлома» 15 10
«Гжельская сказка» 15 10
«Городецкая роспись» 15 10
«Орнаменты ненцев» 15 10
Итого: 1 ч 15 мин 50 мин
«Город будущего» 10 15
«Праздник рисунка» 15 10
«Волшебство искусства» 15 10
Итого: 40 мин 35 мин
«Развиваем фантазию, творчество»
«Волшебные краски» 15 10
«Каким бывает небо»(2 занятия) 15 10
«Краски ходят в гости друг к другу» 15 10
«Рисуем штрихом» 15 10
«Композиция. Форма» 15 10
«Чудо- писанки» 15 10
Итого: 1 ч 30 мин 1 ч
Диагностика (осень, весна) 50
«Сила искусства» (экскурсия) 25
«Мои успехи» 25
«Мир красок» 2 занятия (выставка детских работ) 50
2 ч 30 мин
Всего: 28 занятий
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных НОД два раза в год:
• Вводный – октябрь;
• Итоговый – май.
Цель мониторинга усвоения программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, итоговые занятие в форме игр, конкурсов, это – отслеживание и выявление уровня знаний детей по каждой теме программы. Если у детей не достаточно сформировались представления о темах, то руководитель кружка вносит коррекцию в дальнейшее планирование, включая дополнительные беседы, занятия, игры. Что является одним из методов проведения мониторинга.
Ожидаемые результаты:
• Уметь различать жанры живописи
• Уметь правильно пользоваться различными средствами изобразительной деятельности, в том числе нетрадиционными.
• Уметь использовать полученные знания в изобразительной, художественной деятельности.
• Умение проявлять творческие способности
• Уметь замечать и видеть красоту окружающего мира.
• Формирование нравственно-оценочных критериев. Уметь анализировать и давать мотивированные ответы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Пейзаж»
Цели: развивать у детей эстетическое восприятие природы, умение видеть красоту природы, ее красочность.
«Натюрморт»
Цели: знакомить с разными видами изобразительного искусства. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения. Желание любоваться красотой предметов, необычностью их формы., цвета, сочетанием предметов, их композицией.
«Рисование с натуры»
Цели: учить детей изображать предметы с натуры, передавать форму, величину, цвет. Умение передавать характерные особенности ягод, деревьев, кустов. Развивать наблюдательность.
«Народно- прикладное искусство»
Цели: Формировать у детей представление, что произведения декоративно- прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Познакомить с характерными особенностями росписей. Приобщать детей к истокам национальных традиций.
«Творческая мастерская»
Цели: содействовать эстетическому воспитанию дошкольников, усовершенствовать и углублять их знания в изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения. Создание условий для совместной художественно- творческой деятельности взрослых и детей. Привлечь родителей к участию в увлекательных экспериментах совместно с детьми.
«Развиваем фантазию, творчество»
Цели: учить понимать содержание и свойства выразительности. Создавать условия для развития художественно- творческих способностей детей. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии детей. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
«Диагностика»
Цели: Выполнение разных заданий для выявления изобразительных умений, творческих способностей детей (знания цветов и их оттенков, формы, умение фантазировать).
«Сила искусства»
Цели: Продолжать формировать у детей интерес к различным видам искусства.
«Мои успехи», «Мир красок»
Цели: Выявление изобразительных умений и навыков.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Вид Тематика
Материалы Краски (акварельные, гуашевые, акриловые, текстильные, тушь); клей ПВА; пластилин; бумага различного формата и фактуры для рисования, формочки; цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, восковые мелки; цветная бумага.
Инструменты Кисти разного размера, губки, ватные палочки, трубочки для выдувания краски, ножницы, палитра, баночки для воды, салфетки, ластик.
Учебно-диагностические пособия Книги, альбомы для рассматривания, наборы открыток, буклеты с произведениями живописи, образцы изделий, шаблоны, образцы изделий народного прикладного искусства.
Список используемой литературы
1. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М., 2005 г.
2. Агеева И. Д «Веселые загадки- складки и загадки-обманки».М;2005.
3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками». М;2009.
4. Кобитина И. И. «Работа с бумагой: поделки и игры». М;1999.
5. Комарова Т. С. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». М;2005.
6. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников».С. -Пет;2004.
7. Недорезова О. В. «Конспекты занятий по ИЗО» Воронеж 2006.
8. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Москва 2006.
9. Грибовская А. А. «Коллективное творчество дошкольников» Москва 2007.
10. Брошюра «Простые уроки рисования».