Галина Воробьева
Кружок «Юные исследователи» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа кружка «Юные исследователи» является дополнительной к основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет).
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Темочки:
Сегодня перед государством, детским садом и родителями стоит важная задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности.
Актуальность кружка.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Понимая это, нами была разработана программа кружка по экспериментированию «Юные исследователи» для подготовительной группы детского сада.
Цель программы кружка: развивать познавательно-исследовательскую активность воспитанников.
Задачи кружка «Юные исследователи»:
1. Формировать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.
2. Формировать умение (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств: при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
3. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве).
Возраст детей, участвующих в реализации программы кружка «Юные исследователи», 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 учебный год.
Формы и режим занятия.
Занятие кружка проводится 1 раз в неделю во второй половине дня по пятницам. Во время занятия группа делится на подгруппы по 10-12 человек в каждой, продолжительность занятий с каждой мини-группой – 25-30 минут. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. Предусмотрены индивидуальные занятия с некоторыми воспитанниками.
В начале занятия проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, наблюдения, - так и практические занятия – эксперименты.
Место проведения: помещение группы.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
- самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств: при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
- анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве).
- соблюдать правила безопасности во время работы.
Литература.
Аниашвили К. С. Опыты и эксперименты для дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2018.
Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. М., 2013.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2013.
Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. М., 2000.
Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград, 2012.
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план углубленной работы
Сентябрь
«Вводный инструктаж. Кто такие ученые. Правила поведения в лаборатории»
«Инструменты-помощники. Знакомство с оборудованием для экспериментов»
«Удивительный песок. Свойства сухого и мокрого песка» (Картотека опытов и экспериментов).
«Удивительная глина. Свойства глины» (Картотека опытов и экспериментов).
Октябрь
«Свойства воды. Растворялка.» (Картотека опытов и экспериментов).
«Свойства воды. Какого цвета вода?» (Картотека опытов и экспериментов).
«Свойства воды. Море и острова» (Картотека опытов и экспериментов).
«Свойства воды. В поисках пресной воды» (Картотека опытов и экспериментов).
Ноябрь
«Плавает или тонет? 2 апельсина» (Картотека опытов и экспериментов).
«Стакан воды и бумага» (Картотека опытов и экспериментов).
«Опыт с шишкой» (Картотека опытов и экспериментов).
«Радуга из конфет» (Картотека опытов и экспериментов).
Декабрь
«Как соль лёд топила» (Картотека опытов и экспериментов).
«Как соль яйцо плавать учила» (Картотека опытов и экспериментов).
«Как добывают соль» (Картотека опытов и экспериментов).
«Выращиваем кристалл-снежинку» (Картотека опытов и экспериментов).
Январь
«Как дышат растения?» (Картотека опытов и экспериментов).
«Как пьют воду растения?» (Картотека опытов и экспериментов).
«Растения и свет» (Картотека опытов и экспериментов).
Февраль
«Посадите луковицу» (Картотека опытов и экспериментов).
«Прорастание фасоли» (Картотека опытов и экспериментов).
«Моя зеленая прическа» (Картотека опытов и экспериментов).
«Живые дрожжи» (Картотека опытов и экспериментов).
Март
«Письмо – невидимка» (Картотека опытов и экспериментов).
«Лимон-пятновыводитель» (Картотека опытов и экспериментов).
«Батарейка из лимона» (Картотека опытов и экспериментов).
«Вулкан из лимона» (Картотека опытов и экспериментов).
Апрель
«Йод с крахмалом» (Картотека опытов и экспериментов).
«Смешение жидкостей. Вода и подсолнечное масло» (Картотека опытов и экспериментов).
«Смешение жидкостей. Кола и молоко» (Картотека опытов и экспериментов).
«Смешение жидкостей. Как из воды сделать молоко» (Картотека опытов и экспериментов).
Май
«Статическое электричество» (Картотека опытов и экспериментов).
«Танцующая спираль» (Картотека опытов и экспериментов).
«Свойства магнита» (Картотека опытов и экспериментов).