Петрищева Татьяна
Творческий кружок по художественной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Тогучинского района «Горновский детский сад №1»
ПРОГРАММА
"ВЕСЕЛЫЕ КРАСКИ"
В средней группе «Звоночек»
(для детей 4– 5 лет)
Срок реализации: 02.09.2021 – 01.06.2022.
Автор-составитель: воспитатель
1 квалификационной категории
Петрищева Татьяна Михайловна.
р. п. Горный 2021-2022у. г.
КРУЖОК
Публикация «Творческий кружок по художественной деятельности в средней группе» размещена в разделах
"ВЕСЕЛЫЕ КРАСКИ"
для детей 4– 5 лет
Руководитель Петрищева Татьяна Михайловна
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Пояснительная записка.
Совместная работа с детьми имеет художественно-эстетическое развитие, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях, рассчитана на 72 часа, проведение 2 раза в неделю, продолжительноть занятия 20 минут. Педагог приобщает детей к восприятию искусства, развивает интерес к нему. Поощряет выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. При изучении тем, предусмотренных планом, дети учатся располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действия объектами при передачи сюжета. Закрепляют и обогащают представления о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
В основу содержания легла программа «Цветные ладошки», автором которой является педагог по изо-деятельности Ирина Александровна Лыкова. В рамках программы учить детей создавать работы, используя нетрадиционные техники рисования. Работы детей используются в оформлении детского сада.
Цель программы:
1. Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
2. Развивать детское творчество.
3. Приобщать к изобразительному творчеству.
Общие задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, обогащать детей художественными впечатлениями, знакомить с произведениями изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, формировать первое представление о дизайне, знакомить с «языком искусства» на доступном уровне.
2. Расширять тематику детских работ (природа, бытовая культура, человек, сказочные и поэтические сюжеты, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, а также явления природы (дождь, радуга, снегопад, град) и яркие события общественной жизни (праздники, фестивали, Олимпиада).
3. Учить осмысливать взаимосвязи между объектами (в окружающем мире, фольклоре. художественной литературе) как темы для изображения, самостоятельный поиск замыслов и сюжетов, выбирать способы и средства их воплощения в разных видах изобразительной и художественно- конструктивной деятельности.
4. Расширть художественный опыт детей, содействовать развитию «умной моторики» и дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликаций, лепки, художественного конструирования и труда, создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами (пятнами, линиями, штрихами. формой и ритмом).
5. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, стимулировать интерес к выражению своих представлений и эмоций в художественной форме.
6. Создавать оптимальные условия для развития уникальной личности ребёнка, её свободного проявления в художественном творчестве.
Принципы и подходы к реализации программы:
1. Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности и посильности.
5. Принцип учёта возрастных особенностей детей.
Основные формы и методы работы
1. Наглядные: наблюдение, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.
2. Словесные : беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение, художественное слово.
3. Игровые: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр, ролевое поведение детей и взрослых.
Мониторинг художественно-творческого развития детей 4-5 лет.
(Соответствует ФГОС)
Группа общеразвивающей направленности «Звоночек»
Воспитатель Петрищева Т. М.
2021- 2022
Мониторинг проводится 2 раза в год, цель - выявить показатели.
Показатели для сводной таблицы:
Высокий уровень – в рисовании создает оригинальные, эмоционально выразительные образы и выражает своё отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию.
Средний уровень – владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднения при самостоятельном выборе замысла и сюжета; охотно включается в коллективную деятельность, но неохотно выступает инициатором.
Низкий уровень – вовлекается в рисование лишь по приглашению взрослого; не выражает свое отношение к процессу рисования и результатам; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту.
Таблица со списком детей.
Критерии оценки:
1 с интересом создает образы и простые сюжеты;
2 создает геометрические и растительные орнаменты на полосе, квадрате, прямоугольнике, фигурном силуэте;
3 уверенно и свободно использует освоенные изобразительно-выразительные средства (линия, штрих, мазок, пятно, форма и т. д.);
4 координирует движения рисующей руки.
Итоги:
Фамилия имя
ребёнка Уровень
рисования
начало года Уровень
развития
начало года Оценка рисования
начало года Уровень рисования
конец года Уровень развития
конец года Оценка
рисова-
ния ко-
нец года
1. Семен Б. 1 н 2 - - -
2. КсюшаБ. 2 с 3 2 с 3
3ВалерияВ. 2 с 3 2 с 3
4. АмираГ. 2 с 3 2 с 3
5. МиланаК. 2 с 3 3 в 4
6. ВарвараК. - - - - - -
7. СтепанБ. 1 н 1 1 н 1
8. СоняК. 1 н 1 1 н 1
9. МашаК. 1 н 1 1 н 1
10. ЕфимК. 1 н 1 1 н 1
11. АртёмК. 2 с 2 - - -
12. АлинаМ. 1 н 1 1 н 2
13. ТимофеМ 2 с 2 2 с 2
14. СтепанО. 1 н 1 1 н 1
15. ЕгорП. 1 н 1 1 н 1
16. ПолинаС. 1 н 1 2 с 2
17. МишаС. 1 н 1 2 с 2
18. УльянаС. 1 н 1 1 н 1
19. ВадимФ. 1 н 1 2 с 2
20. РаджанаХ 1 н 1 2
с 2
21. ЗахарШ. - - - - - -
22. ЛевШ. 1 н 1 1 н 1
Ожидаемые результаты Дети с удовольствием рисуют, обследуют новые предметы, разглядывают картины и рисунки. Проявляют изобразительное творчество в своих работах. Развивается мелкая моторика рук и глаз.
Используемая литература
1. ДОУ: ФГТ к ФГОС «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, ТС Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Учебно-методическое пособие И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа.
3. Н. А. Карпухина «Реализация содержания образовательной деятельности» средний возраст(4-5 лет). Планирование и конспекты.
4. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».
5. Интернет ресурсы.