Будаева Дари
Развитие познавательных способностей через дидактические игры
▼ Скачать
«Игра развивает и радует ребёнка, делая его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре формируются основные знания, развивается его воображение, фантазии, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативы, пытливой личности»
С. Л. Новосёлова
Актуальность.
Публикация «Развитие познавательных способностей через дидактические игры» размещена в разделах
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует всеобщему развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. И главная наша задача сделать ее максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами.
Просто выполнять упражнения ребенку скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психическое напряжение. «Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов.
Все это - определило разработку программы для развития детей посредством системы специальных дидактических игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием. Разработанная программа позволяет организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей старшего дошкольного возрастов, так как учтены психологические особенности, уровень умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать с раздаточным материалом. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.
Описание кружка: Серия дидактических игр «Развивай-ка». Сделана на липучках, с яркими картинками, способствует развитию у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое, способствует развитию мелкой моторики, связной речи, памяти. Данный материал поможет педагогам, детям и их родителям закрепить знания детей об окружающем мире. Все задания подобраны с учетом их постепенно возрастающей сложности. Учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, с целью повышения его интереса к играм и занятиям. Стараться, чтобы процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.
Цель: создание условий для развития различных компонентов личности: формирование познавательных процессов, мелкой моторики пальцев рук, интеллектуально-волевых качеств, социальное и личностное развитие дошкольников.
Задачи:
развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений;
построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
Основные педагогические принципы:
Принцип наглядности.
Принцип доступности.
Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
Методы работы с детьми:
наглядный
практический
объяснительно-демонстративный
проблемно-поисковый
Планируемые результаты:
повышение уровня развития мелкой моторики;
формирование четкой, грамотной речи;
развитие творческих способностей;
формирование самостоятельности;
формирование навыков эффективного общения;
улучшение способности к концентрации внимания;
развитие мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза, обобщения, устойчивости произвольного;
улучшение памяти.
Перспективно-тематическое планирование кружка
Месяц Темы Игры
Октябрь Помоги Маше (Животные)
1. Кто где живет? (домашние, дикие животные, Африка, животные севера, подводный мир, насекомые, птицы).
2. Чей малыш?
3. Накорми животных.
4. Мой домик.
5. Чья тень?
6. Чей хвост?
Ноябрь Мой родной край 1. Собери флаг Р С (Я)
2. Чороон
3. Якутские узоры
4. Национальная Одежда
5. Животные и птицы
6. Пазлы
7. Одень куклу
Декабрь Стихотворения А. Барто 1. Мячик
2. Зайка
3. Мишка
4. Бычок
5. Лошадка
6. Слон
7. Грузовик
8. Козленок
9. Самолет
10. Кораблик
11. Флажок
Январь Сказки 1. Три медведя
2. Колобок
3. Репка
4. Маша и медведь
5. Гуси лебеди
6. Теремок
7. Курочка Ряба
8. Волк и семеро козлят
9. Три поросенка
10. Журавль и лиса
11. Красная шапочка
12. Пузырь, соломинка и лапоть
Февраль Помоги Крошу
Сенсорика 1. Подобрать по цветам, игра «Радуга-дуга»
2. Собрать Геометрические Фигуры.
3. Собрать Пирамидку
4. Цветик – семи цветик
5. Какой формы?
6. Собери Соты
7. Большая стирка
8. Матрешка
9. Найди пару
10. Разложи игрушки по величине
11. Цвет форма
12. Подбери шапочку
13. Один - Много
Март Транспорт 1. Дорога
2. Воздушный
3. Наземный
4. Водный
5. Цветные гаражи
6. Аппликация (транспорт)
7. Собери машинки
Апрель В мире профессий 1. Доктор Айболит
2. Полиция
3. Пожарные
4. Повар
5. Парикмахерская
6. Супермаркет
7. Строитель
8. Машины
Май Контрасты 1. Горячее / Холодное
2. Противоположности
3. Времена года
Где что растет? 1. Огород (овощи)
2. Сад (фрукты)
3. Лес (ягоды)
4. Свари суп, компот
5. Съедобно, Несъедобно
6. Банка варенья (схема)/ Какое варенье?
7. Вершки и корешки
8. Вкусные корзиночки
9. Часть-целое
Литература.
1. «Дидактические игры и занятия. Пособие для воспитателей детских садов». С. Л. Новоселова;
2. «Игровые технологии коррекция поведения дошкольников». М. Э. Вайнер;
3. «Азбука дошкольного воспитания. Развиваем внимание». И. Шагинов;
4. «Азбука дошкольного воспитания. Развиваем память». Ж. Шквыря;
5. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова;
6. «Играем и развиваемся» строится на основе пособия Е. Н. Михиной «Развивающие игры для детей 2-7 лет» г. Волгоград, изд. Учитель, 2013 г.
7. «500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей» И. А. Мазнин
8. «Методические рекомендации по использованию игр и упражнений с детьми 3-4 лет в рамках освоения сенсорной культуры: цвета, формы, размера». Е. А. Кудрявцева, М. Ю. Пермякова
9. «Любимые стихи А. Л. Барто» Е. С. Петрова.
10. «Хрестоматия для дошкольников. 2-4 года», Н. П. Ильчук, В. В. Гербова