Оксана Брылова
Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Публикация «Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Почемучки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель программы: создание условий для формирования у детей познавательных способностей, любознательности, стремления к самостоятельному познанию в опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, учить умению делать выводы.
5. Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
7. Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, развивать умение детей взаимодействовать со взрослым, выполняя общую коллективную работу.
Результаты освоения программы:
1. Ребёнок проявляет активный интерес к познанию окружающего мира.
2. Ребёнок самостоятельно проявляет познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности, применяя знания на практике.
3. Ребёнок умеет сравнивать и обобщать собственные наблюдения, анализировать, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, выделять существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
4. Умеет планировать свою работу.
Программа обеспечивает развитие детей с разным уровнем. Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.
Программа рассчитана как на детей, имеющих недостаточный уровень развития, так и на детей с «продвинутым» уровнем знаний и умений, при этом темпы их движения по программе будут разными. С детьми, недостаточно обладающими познавательными навыками проводится индивидуальная работа. Им предлагаются упрощенные задания. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребенку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса.
Детям, имеющим «продвинутый» уровень знаний и умений, предлагаются задания повышенной сложности.
Тематика экспериментальной деятельности кружковой работы разработана на основе авторских программ: Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015; Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду».
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Работа выстраивается по трём взаимосвязанным направлениям:
• живая природа;
• неживая природа;
• человек и его окружение.
В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой проблемы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Учебно-тематический план.
№ Раздел, тема Всего часов
1. «Прогулка по осенней Аллее» 4 часа
2. «Волшебная капелька» 2 часа
3. «Сравнение домашних и диких животных» 2 часа
4. «Птицы наши друзья» 2 часа
5. «Почему осенью бывает грязно» 4 часа
6. «Ветер, ветер, ветерок» 2 часа
7. «Каша - здоровье наше» 2 часа
8. «Что за чудо первый снег» 2 часа
9. «Лес – точно терем расписной» 4 часа
10. «Мыло – фокусник» 2 часа
11. «Поможем птицам» 2 часа
12. «Почему все звучит?» 2 часа
13. «Путешествие за витаминами» 2 часа
14. «Рукам своим не верю» 2 часа
15. «Сверкающие комочки» 1 час
16. «Какие предметы могут плавать» 3 часа
17. «На земле, в небесах и на море» 1 час
18. «Природные часы» 1 час
19. «Поможем героям сказки» 2 час
20. «Интересная резина» 2 часа
21. «Удивительный магнит» 3 часа
22. «Осторожно сосульки» 1 час
23. «Что отражается в зеркале» 1 час
24. «Выращиваем лук на окошке» 3 часа
25. «Что такое микроскоп?» 2 часа
26. «Свет вокруг нас» 2 часа
27. «Извержение вулкана» 1 час
28. «Уголь и мел» 1 час
29. «Органы чувств» 3 часа
30. «Сказочный денек» 1 час
31. «Экологические игры» 1 час
32. «Волшебный клубок» 1 час
Итого занятий 64 часов
Программа «Почемучки» реализуется в соответствии с календарным учебным графиком.
Для проведения кружка в ДОУ имеется помещение. Для занятий в кабинете имеется все необходимое оборудование для экспериментальной деятельности детей:
• Приборы-помощники: увеличительные стекла, магниты.
• Природный материал: камешки, глина, песок, шишки, листья, семена.
• Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева.
• Разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная.
• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, зерно.
Созданы условия для использования ИКТ на занятиях кружка: имеется проектор, ноутбук, копилка презентаций и мультфильмов. Имеется музыкальный центр для воспроизведения аудиодисков.
Наличие наглядного и дидактического материала: учебные и методические пособия, фотографии, дидактические игры.
Оценочные материалы:
Определение индивидуального развития ребенка в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за работой осуществляется по следующим критериям:
1. Интерес к экспериментированию.
2. Проявление самостоятельности.
3. Видеть и формулировать проблему.
4. Вести поиск и находить возможные варианты решения.
5. Умение проводить эксперименты.
6. Умение делать выводы и умозаключения по результатам собственных исследований.
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
4. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
5. Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.
6. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»