Татьяна Юнусовна Ляпунова
Кружок по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса в передаче образа.
Воспитание любви к театру и театрализованной деятельности.
Задачи: 1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей :
- умение создавать образы живых существ с помощью выразительных движений;
- умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой.
Публикация «Кружок по театрализованной деятельности „В гостях у сказки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
3. Развивать пластическую выразительность.
4. Способствовать самореализации каждого ребёнка через создание благоприятного микроклимата,
уважения к личности каждого дошкольника.
5. Ожидаемые результаты:
- раскрытие творческих способностей детей
(интонационное проговаривание, эмоциональный настрой,
мимическую выразительность, навыки имитации);
- развитие психологических процессов
(мышление, речь, память, внимание,
воображение, познавательные интересы);
- развитие личностных качеств
(дружеские партнёрские взаимоотношения).
Конспекты НОД по сказкам построены на материале шести русских народных сказок, рекомендованных программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц – хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси – лебеди».
Эти сказки значительно различаются и по продолжительности, и по сюжетным линиям – есть среди них сказки о животных, наделённых человеческими качествами; сказки-новеллы и волшебные сказки.
Для всестороннего знакомства детей с каждой из этих сказок занятия проводятся в пять этапов:
«Слушаем сказку»,
«Рассказываем сказку»,
«Показываем сказку»,
«Читаем сказку»,
«Рисуем сказку».
Первое занятие каждого цикла – «Слушаем сказку». Это, и последующие занятия, начинается с организационного момента.
Дети вместе с педагогом встают в круг со словами: «Встали на лужок, сделали кружок» или «Встали на дорожке, подровняли ножки, приготовили ладошки». Дети встают перед воспитателем и им предлагается задание:
- какие русские народные сказки они знают;
- каких диких животных наших лесов они знают;
- каких домашних животных они знают;
- кто стоит справа от тебя? кто стоит слева от тебя?
После того, как дети поочерёдно ответят на заданный вопрос, они садятся на стулья.
Далее идёт знакомство детей с новой для них русской народной сказкой. Взрослый рассказывает или читает сказку
одновременно выставляя на столе перед детьми декорации и фигурки персонажей.
После знакомства со сказкой необходимо поговорить с малышами о том, что в ней происходит, что они видят на картинках. Если у детей возникли вопросы по сюжету повествования или им оказались непонятны какие-либо обороты речи, взрослый обязательно должен всё разъяснить и убедиться, что малыши поняли.
Затем взрослый сам задаёт вопросы юным слушателям о персонажах сказки : каков их внешний облик, характер, о чём говорят их поступки? Взрослый может уточнить, кто из героев сказки понравился детям, а кто нет и почему. На этапе первого знакомства со сказкой вопросы взрослого помогут детям лучше запомнить сюжет и понять смысл народной сказки.
В первое занятие каждого сказочного цикла обязательно входят загадки. Отгадать их детям будет не очень сложно, так как малыши непосредственно перед этим обсуждали со взрослым характерные черты всех героев сказки.
Заканчивается занятие играми, во время которых дети употребляют новые слова или закрепляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанных с сюжетом сказки.
Так пятым этапом занятия является подвижная игра и в зависимости от сюжета сказки это было :
«Пузырь», «Сноп и колос», «Будь внимательным», «Коровы и волк», «Баба-яга».
Так же занятие включает в себя и дидактические игры, направленные на расширение представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложениях по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Малыши тренируются по образцу, данному взрослым, составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
«Закончи фразу» : детям предлагается закончить высказывание. Произнося фразу, показывается
соответствующие фигурки героев сказки. Если дети не могут подобрать подходящего
слова, то после паузы педагог договаривает фразу сам, давая малышам образец ответа.
Пузырь толстый, а Соломинка какая? (Тонкая)
Соломинка высокая, а Лапоть… (низкий)
Пузырь лёгкий, а Лапоть… (тяжёлый)
«Цепочки слов» : детям показывается демонстрационный рисунок «Три зайца» и предлагается вместе с вами
рассказать о трёх зайцах : среднем, маленьком и большом. Скажите: «У среднего зайца
нос, у маленького – носик, а у большого – носище»; «У среднего зайца усы, у
маленького - … (усики, а у большого - … (усищи)». В дальнейшем достаточно показать
на картинку и называть соответствующие части тела: глаза - … (глазки, глазищи); лапы
- … (лапки, лапищи); хвост - … (хвостик, хвостище).
Завершается занятие подведение итогов, даётся положительная оценка работе детей.
Второе занятие – «Расскажи сказку» - начинается с коллективного пересказа сказки : дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует её, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помогает рассказчикам - указывает на ребёнка, которому следует пересказывать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задаёт малышу наводящий вопрос.
Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память и мышление. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребёнок должен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.
Например: «Всем поможем», «Найди ошибку», «Дорисуй и раскрась»
«Урок вороньего языка» (ритмическое задание, «Запомни и повтори» (перечисление персонажей в заданной педагогом последовательности)
«Что сначала, что потом?» (Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да). Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет, «Чьи подарки?» ( словообразование: заячий,волчий, медвежий) и т. д.
В рамках занятия также проводятся подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику дошкольников: «Мыльные пузыри»
«Будь внимателен» (изображают Зайца, Волка, Медведя по команде педагога, с мячом - «Съедобное – несъедобное», «Скажи наоборот» ( антонимы: сытый - голодный, весёлый – грустный, «Кто что делает» (по персонажам сказки).
Следует отметить, что все задания и игры, включённые в занятия, непосредственно связаны с
сюжетом пересказанной детьми сказки.
Третье занятие – «Показываем сказку» - включает в себя инсценировку знакомой сказки.
Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора, а иногда и бутафора.
В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле. В задачу взрослого входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора».
Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора.
Это даёт возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся
регулировать силу и высоту своего голоса, развивают дыхание, интонационную выразительность речи.
Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста – воспитание правильного звукопроизношения,
поэтому в игровые задания включено большое количество динамических артикуляционных упражнений.
Выполняя их, ребёнок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Этой же цели служит психогимнастика
и разнообразные мимические упражнения
Затем детям предлагаются развивающие игры, в которых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например умение рисовать или копировать голоса разных животных.
На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счёту.
Также в «сказочные» занятия включены разнообразные дидактические игры для совершенствования таких психических процессов как внимание и память – «Найди лишний»,«Чьи следы?», «Чем отличаются?» и многие другие.
На четвёртом занятии сказочного цикла – «Читаем сказку» - дети подготавливаются к обучению чтению. В ходе дидактической игры «Чья буква?»
малыши знакомятся со звуками и буквами, развивается их фонематический слух.
В процессе занятий, проводимых в игровой форме, у дошкольников постепенно сформируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответствующим звуком.
А затем ещё раз проводят инсценировку русской народной сказки.
При этом на сцену вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки с начальными буквами имён этих героев.
После представления дошкольники
выполняют задания
по прописыванию использованных в спектакле букв
Завершается занятие загадками «волшебного» барабанчика.
В этой обучающей игре дети по количеству ударов в барабан, производимым взрослым, учатся определять количество слогов в словах. Когда малыши овладеют этим навыком, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогичные загадки друг другу.
Последнее, пятое занятие называется «Рисуем сказку». На нём перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения карандашом. Малыши помогают своим любимым героям, выполняя для этого разнообразные рисунки и графические работы.
И опять же в занятия включается подвижная игра
Обязательным заданием на занятии является конструирование из счётных палочек,
после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.
Перерисовывая изображение из счётных палочек, ребёнок должен каждый раз сосчитать количество палочек, выложенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги.
Это закрепляет навыки счёта и поможет малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плоскости листа.