Светлана Евдокимова
Кружок по развитию фонематического слуха у детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка ….3
Организационный раздел …. 5
Содержательный раздел …6
Планируемые результаты…. 9
Методическое обеспечение … 10
Список используемой литературы ….10
Приложение 1 …. 11
Приложение 2 …. 12
Пояснительная записка
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально - практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Публикация «Кружок по развитию фонематического слуха у детей средней группы» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждение и родители.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности (именно об этом писали в свое время Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова, Ф. А. Сохин, О. С Ушакова и др.).
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.
Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуется следующими показателями:
• сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;
• наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении
(без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи;
• проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;
• владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
Новизна программы заключается в наличие для ее реализации комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка данного возраста, возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами - в дошкольном учреждении, создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух;
2. Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму;
3. Развивать основные движения (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
Организационный раздел
Занятия проводятся по подгруппам. Длительность - 20 минут, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, всего 36 часа.
Продолжительность учебного года с 1 сентября по 31мая 36 недель.
Учебный план – приложение 1.
Расписание – приложение 2.
Форма работы:
• занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность 20 минут (1 учебный час).
• В занятия включены физкультминутки, пальчиковые игры;
• Словесный и иллюстративный материал;
• Стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки;
• Словесные игры и упражнения;
• Веселые рисунки;
• Индивидуальная работа;
• Работа с родителями;
Методы обучения:
• наглядный;
• исследовательский;
• проблемно-поисковый;
• объяснительно-иллюстративный;
• практический.
Содержательный раздел
Перспективное планирование
месяц Тема, цель
Сентябрь
4 часа 1. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий.
2. Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.
3. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие, моделированием, рисование иголок ежикам.
4. Знакомство с многообразием слов,
звучанием их звонко, громко, тихо;
рисование солнышка.
Октябрь
4 часа 1. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках.
2. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.
3. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках.
4. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек,
заучивание стихотворения Я. Козловского.
Ноябрь
4 часа 1. Звуки «С-СЬ» («песенки большого и маленького насоса», знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира.
2. Звуки «3-ЗЬ» («песенки большого комара
и маленького комарика», знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера,
рисование ушей зайчикам.
3. Звуки «С-СЬ», «3-ЗЬ», твердые и мягкие
согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.
4. Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г Сапгира.
Декабрь
4 часа 1. Звук «Ш» («песенка ветра», рисование шариков, заучивание потешки.
2. Звук «Ж» («песенка жука», моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко.
3. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений.
4. Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, разучивание стихотворения С. Михалкова.
Январь
4 часа 1. Звук «Ч», моделирование, рисование предметов.
2. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.
3. Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов,
заучивание стихотворения О. Выготской
4. Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой.
Февраль
4 часа 1. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.
2. Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус.
3. Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей,
заучивание стихотворения Д. Хармса.
4. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Сапгира.
Март
4 часа 1. Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.
2. Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование
кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.
3. Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова.
4. Звуки «Д-ДЬ», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.
Апрель
4 часа 1. Закрепление пройденного материала. Звуки «3-ЗЬ», повторение стихотворений, штриховка.
2. Закрепление пройденного материала. Звуки «Ж», повторение стихотворений, штриховка.
3. Закрепление пройденного материала. Звуки «С-СЬ», повторение стихотворений, штриховка.
4. Закрепление пройденного материала.
Звуки «Р-РЬ», моделирование, раскрашивание предметов.
Май
4 часа 1. Закрепление пройденного материала.
Звуки «Ш», моделирование, раскрашивание предметов.
2. Закрепление пройденного материала. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.
3. Закрепление пройденного материала.
Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений.
4. Закрепление пройденного материала.
Звуки «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений.
Планируемые результаты
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
делит слова на слоги;
дифференцирует твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
использует простые модели для решения предложенных игровых упражнений;
определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
рисует прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штрихует несложные предметы;
выполняет упражнения для пальцев и кистей рук;
владеет универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает предложенную задачу, самостоятельно ее решает, осуществляет самоконтроль и самооценку и т. д.).
Методическое обеспечение
1. Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет» : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» - Изд. 4-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, 2018. – 80 с. : ил.
2. Колесникова Е. В. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4 -5 лет – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, 2016. – 64 с. : ил.
Список используемой литературы
1. Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет» : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» - Изд. 4-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, 2018. – 80 с. : ил.
Приложение 1
Учебный план
Месяц Количество учебных часов
Сентябрь 4
Октябрь 4
Ноябрь 4
Декабрь 3
Январь 3
Февраль 4
Март 4
Апрель 4
Май 4
Всего: 34
Приложение 2
Расписание
Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
-
-
-
- 1 подгруппа : 15.30-15.50
2 подгруппа : 16.00-16.20