Саяна Осорова
Кружок «Мои волшебные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 г. Улан-Удэ»
«Принято» : на заседании «Утверждено» :
Педагогического совета № 1 Директор МАОУ
Протокол № ___ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ»
от «___» ___ 2017 г. ___ Лудупов Б. Г.
Рабочая программа
по реализации кружковой деятельности
Публикация «Кружок „Мои волшебные пальчики“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Темочки
воспитанниками 4-5 лет,
срок реализации 2017-2018 учебный год
Воспитатель: Осорова С. В
г. Улан – Удэ
2017 год
Содержание программы
Пояснительная записка 3
Актуальность 3
Цели и задачи программы 4
Возраст воспитанников 4
Организация работы кружка 5
Формы и методы реализации программы 5
Список воспитанников, занимающихся в кружке 6
Планируемые результаты овладения программным материалом 6
Учебно-тематический план 7-12
Краткое описание содержания программы 13
Список литературы 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Не перечислить всех достоинств разных видов продуктивной деятельности в развитии ребенка. Воспитанники овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, тканью, природным материалом в следующих видах художественного творчества:
аппликация
лепка
рисование
ручной труд
конструирование
Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных особенностей детей в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа помогает детям развивать внимание, творческое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью детей.
Программа предполагает проведение занятий по подгруппам (одно занятие в неделю во вторую половину дня). Продолжительность занятия – 20 минут в средней группе. Общее количество занятий в год – 34 .
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Актуальность
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Цель: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук.
Задачи: обучить приёмам и способам изображения с использованием различных материалов;
учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте окружающего мира, произведений искусства;
воспитывать аккуратность, культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Задачи программы:
Обучающие:
создать развивающую среду
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Прививать любовь к искусству.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возраст детей
Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год (разновозрастная группа 4-5 лет)
Для успешного освоения программы занятия проводятся по подгруппам. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут в средней группе.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки.
Возрастная группа Количество занятий Кол-во
детей
в группе
В месяц в год
Средняя группа, возраст 4-5 лет 4 34 7
Методы и формы:
Наглядные:
показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесные:
анализ выполненных работ;
объяснение способов действия с инструментами и материалами;
использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).
Практические:
обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов;
индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые:
сюрпризные моменты, игровые ситуации;
пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.
Планируемые результаты овладения программным материалом:
В результате обучения по данной программе дети:
Научатся различным приемам работы с бумагой, красками, природным материалом;
Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов, познакомятся с различными техниками;
Будут создавать композиции с изделиями, выполненными самостоятельно;
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Познакомятся с разными техниками в рисовании, аппликации, лепке;
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:
Владение ножницами, кисточкой, карандашами;
Владение техниками нетрадиционного рисования;
Владение навыками работы с тестом, с пластилином и глиной; Составление творческих композиций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц № Наименование темы занятия Задачи Материалы к занятию Кол-во занятий
Сентябрь 1. Осенний ковёр (аппликация из природных материалов) Развивать воображение, укреплять моторику, активизировать мышление, учить аккуратно работать с материалом. Образцы декоративных композиций из засушенных листьев, фон для аппликации, клей, листья. 1
2. Аппликация «Овощи» (предметная аппликация) Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, укреплять моторику, активизировать мышление, учить аккуратно работать с материалом. Образец, цветная бумага, клей. 1
3. Рисование в нетрадиционной форме – пальчиками «Осенняя пора» Развивать интерес к изобразительным материалам, устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Закреплять умение рисовать нетрадиционным способом, развивать фантазию. Образец готовой работы, листы бумаги с нанесёнными контурами леса, гуашь, салфетки. 1
4. Лепим грибную полянку (работа с пластилином) Учить скатывать из глины столбик и соединять его с расплющенным шаром. Развивать умение изображать слова стихотворения при помощи действий. пластилин, стеки, доски для лепки, 1
Октябрь 5. Аппликация "Деревья" коллективная работа. Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья. Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Воспитывать аккуратность. Готовый образец, шаблон деревьев, цветная бумага (красная, желтая, зеленая, оранжевая, клей карандаш.
. 1
6.
Рисование ватными палочками «Снегирь на ветке»
Продолжать работу с использованием нетрадиционных техник рисования, развивать творческие способности, познавательную активность. Аудиозапись «Птичьи голоса», игрушечная птичка, лист бумаги А4, акварельные краски, кисточки.
1
7, 8
Мой щенок (аппликация из природного материала)
Учить создавать картинку, используя семена ягод и фруктов, развивать творческую активность и мелкую моторику рук.
Картон, клей, засушенные листья, семена подсолнечника; иллюстрации «Домашние животные», «Мои питомцы» 2
9. Петушок из ладошки. Продолжать работу с использованием нетрадиционных техник рисования, развивать творческие способности, умение подбирать цвета для рисунка, познавательную активность. Лист бумаги А4, краски, кисти, салфетки
1
Ноябрь 10.
Курочка Ряба.
Учить создавать образ птицы из кусочков цветной бумаги; формировать умение работать с мелкими деталями, работать аккуратно, доводить начатое до конца. Цветная бумага, клей, кисточки, картон для основы.
1
11. Рисование с использованием разных видов штриховки. «Лесовичок» Повторить и закрепить знания о временах года, о лесе и его красоте осенью. Формировать умение аккуратно штриховать рисунок разными способами. Подбирать цвета в соответствии с замыслом. Рисунок-заготовка, карандаши, фломастеры, иллюстративный материал по теме «Осень. Осенний лес» 1
12
Лепим лошадку.
Учить закрашивать предмет пальчиками при помощи пластилина.
Иллюстративный материал, готовый образец, пластилин, картон 1
13. Аппликация из природного материала «Веселые поросята» Учить создавать простую сюжетную картинку, выполняя изображение из засушенного листочка и дополняя его нарисованными мелкими деталями Образец аппликации, раскрашенный альбомный лист для фона, засушенные листья, ягоды, клей, тряпочка. 1
Декабрь 14.
Елочки-подружки из глины.
Учить работать с глиной, вызывать интерес детей к работе с новыми материалами.
Образец работы, глина, стека, краски, бусинки, ленточка.
1
15, 16
Снеговик из ладошек. Коллективная работа.
Учить детей создавать новые образы из бумажных заготовок «ладошки». Продолжать формировать умение аккуратно вырезать и приклеивать согласно замысла. Цветная бумага, клей, ватман, ножницы 2
Январь 17.
Птички из ладошки.
Учить рисовать птиц, используя отпечаток ладони. Формировать умение дорисовывать недостающие детали в рисунке. Образец, карандаши, краски, кисти
1
18. Лес во время зимы. Рисование.
Учить подбирать соответствующие цвета карандашей для времени года зима. Учить использовать разные приемы (штрихом, точками, линиями) рисования Образец, рисунок-заготовка с нанесенным контуром, карандаши, иллюстрации по теме «Зима. Зимний лес» 1
19. Необычный гость. Колобок из теста. Учить детей работать с тестом, развивать мышление, воображение, уверенность в собственных силах. Тесто, проволока, блёстки, краски, кисточки. 1
Февраль 20
Необычный гость. Колобок из теста.
Продолжать учить детей работать с тестом, изделиями из теста. Учить аккуратно раскрашивать свою работу. Готовое изделие, краски, кисти, клей ПВА
1
21.
Самолетик из бумаги (в технике оригами)
Продолжать упражнять в умении работать с цветной бумагой, развивать фантазию; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях. Цв. бумага, клей, карандаш, картон, ножницы
1
22.
«Кораблик с парусами»
Продолжать упражнять в умении работать бросовым материалом, развивать фантазию; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях.
Цв. Бумага, губка для мытья посуды, клей, карандаш, картон, ножницы
1
Март 23
«Цветы для мамы". Оформление праздничной открытки.
Продолжать развивать умение вырезать по шаблону, скатывать шарики из салфеток; расширять знания о первых весенних цветах; развивать мелкую моторику. Цветная бумага, салфетки, клей, картон.
1
24
Цветок в горшке методом «налепа» Закрепить знания о домашних цветах. Закрепить умение аккуратно работать с пластилином, используя метод «налепа». Составлять композицию по замыслу. Пластилин, картон для основы, образец готовой работы, иллюстрации «Цветы. Домашние цветы» 1
25-26
Подарки из солёного теста. "
Учить детей новой технике - тестопластике, её особенностями и возможностями; развивать творческую активность и индивидуальность. Солёное тесто, краски, образцы
Цветные салфетки, клей, трафарет, картон.
2
Апрель
27-28
"Пришельцы из космоса". Оформление в открытку
Продолжать развивать мелкую моторику детей; продолжать формировать умение работать самостоятельно, отрывать и сминать бумагу, а также приклеивать детали по трафарету. 2
29
"В гости к нам пришли зверушки"
Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы. Картон, втулка от т/бумаги, клей, салфетки, цветная бумага.
1
30 «В гости к нам пришли зверушки». Оформление коллективной работы Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы. Картон- основа, ткань для драпировки, иллюстративный материал 1
Май 31-32
"Цветущий сад. Выполнение цветочков для последующего выполнения дерева» Упражнять в складывании по разметке, закруглять заготовки, плавно срезая углы; склеивать отдельные элементы согласно замыслу. Цветная бумага, клей, ножницы, картон.
2
33. "Разноцветные рыбки. " Развивать и совершенствовать мелкую моторику; развивать творческую активность детей, воображение, аккуратность. Глина, краски, клей, фотографии.
1
34. "Летние забавы. " Учить рисовать людей в движении. Краски, макет человека, альбомный лист. 1
Итого: 34 34
Краткое описание содержания программа «Волшебные пальчики»
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете.
Подготовка к занятию (установка на работу).
Повторение изученного (выявление опорных знаний и представлений) :
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;
энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т. п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
Практическая часть:
показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
вербализация учащимися некоторых этапов работы ( расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями и способами изготовления поделок и т. д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «Аппликация»?», «Виды аппликации», «Как научить ребенка рисовать», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Список используемой литературы:
1. Гре О. Модульная аппликация. – М. : «АСТ –ПРЕСС», 2013
2. Дубровская Н. В. Лес: рабочая тетрадь ро цветоведению для детей 4-5 лет. – СПБ. : «Детство-пресс», 2004г.
3. Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки для детей 4-5 лет. – СПБ. : «Детство-пресс», 2006г.
4. Дубровская Н. В. Краски палитры для детей 6-7 лет. – СПБ. : «Детство-пресс», 2005г.
5. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет. - М. : «Мозаика-синтез», 2009 г.
5. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. - М. : «Мозаика-синтез», 2007 г.
7. Кихтеева Е. Ю. Рисуют малыши. - М. : «Мозаика-синтез», 2008 г.
87. Лыкова И. А. Мастерилка. – М. : «Карапуз»,2009г.
9. Лыкова И. А. Рисуем красками. – М. : «Карапуз»,2009г
10. Малышева А. Н, Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
11. Малышева А. Н. Аппликация в из природных материалов детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
12. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду.
13. Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ. : «Детство-пресс», 2007г.
14. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). – М. : Владос, 2001.