Наталия Ивочкина
Кружок «Волшебные нити»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по кружку
«Волшебные нити»
(возраст детей 6-7 лет)
(срок реализации 1 год)
Воспитатель: Ивочкина Н. А.
г. Орел
Содержание.
1. Пояснительная записка.
1.2. Актуальность.
1.3. Новизна.
1.4. Цель.
1.5. Задачи.
1.6. Возраст детей.
1.7. Продолжительность реализации программы.
1.8. Формы и режим занятий.
1.9. Ожидаемые результаты.
1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение1).
1.11. Формы подведения итогов реализации программы.
Публикация «Кружок „Волшебные нити“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
2. Учебно-тематический план (см. Приложение 2).
3. Преемственность.
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
5. Список литературы.
Пояснительная записка.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством.
Трудовая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
1.2. Актуальность.
Занимательная деятельность в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала обучения.
1.3. Новизна.
Просмотрев ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста к ручному труду, а именно работы с разними видами нити, поняла, что работа с нитью включено в занятия по ручному труду, в некоторых программах (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией, но количество их ограничено. В нашей программе этому не уделяется внимание.
Программ работы кружка по данному виду труда – работы с нитью - не найдено.
Опыт работы с детьми, позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу кружка «Волшебные нити». Предлагается форма организации ручного труда детей в группах с 10 детьми.
1.4. Цель программы.
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – работы с нитью и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
1.5. Задачи программы.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, крючком, спицами).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
1.6. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6- 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.7. Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы -1 год.
1.8. Формы и режим кружка.
Кружок проводится в среду, подгруппами, II половина дня, 1 раз в неделю.
Продолжительность - 30 минут
В начале проводится работа по безопасности с острыми предметами (игла, ножницы, крючок, спицы, пальчиковая гимнастика, для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутки.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственная выставка итоговых работ.
1.9. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с нитью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, крючком, спицами) :
- знают и выполняют правила безопасного пользования острыми предметами рукоделия;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах;
- работают с разными видами нити (для шитья, вязания, мулине) по образцу;
- вдевают нитку в иголку;
- завязывают узелок;
- шьют швами “вперед иголку”, “строчка”;
- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение1).
1.11. Формы проведения итогов реализации программы:
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на неделе творческих отчетов;
2. Тематическое планирование (см. Приложение 2).
3. Преемственность.
Программа кружка предполагает :
- сформировать у дошкольников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;
- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.
В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с начала, а «подхватывает» достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов работы с нитью, игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения.
Применяются наглядные методы и приемы:
- наблюдение.
- рассматривание готовых изделий на выставках, на занятиях кружка.
- показ образца.
-видиопрезентации.
5. Список литературы
1. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб. : Детство-Пресс, 2003.-160с.
2. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. - Ярославль. : Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
3. Программа «Художественный труд» // Вестник образования. – 2001.- №20.- с. 44-74.
4. Максимова М. В. Вышивка. Первые шаги. - Москва. : З. А. О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
5. Леонова О. В. «Рисуем нитью ажурные рисунки». М. 2004
6. ГусароваН. Н. «Техника изонити для дошкольников». Спб. 2004.
7. Интернет - ресурсы
Приложение 1.
1.10 Педагогическая диагностика.
Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.
Таблица 1.
№
п/п
Содержание деятельности Количество детей, овладевших содержанием деятельности
сентябрь май
1. Умение принять цель деятельности.
2. Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место
3. Аппликации с нитями
4. Вдевают нитку в иголку.
5. Завязывают узелок.
6. Шьют швом «вперед иголку».
7. Шьют швом «строчка»
8. Интерес к шитью
9. Работа с вязальной питью
10. Работа с вязальными инструментами
Количество детей в группе
Таблица 2.
Уровни
Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества
Средний – высокая самостоятельность в деятельности; недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
Высокий – развитые комбинаторные умения; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны
Количество детей в группе
Интерес к вышиванию проявляют как девочки, так и мальчики: все дети независимо от пола, пробуют силы в различных видах деятельности, в том числе и в работе с нитью.
Приложение 2.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ»
неделя тема задачи
сентябрь
1-2 Диагностика
3-4 Иголочка «Волшебная иголочка».
Познакомить с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок, выполнять шов «вперёд иголку» по картону.
октябрь
1-2 Ниточка Составление коллекции ниток. Познакомить детей с разными видами ниток (вязальные, швейные, вышивальные, штопальные). Нитки накручиваются на патрон, бобину или моток. Тоненькая нить очень прочная. Привлечь детей к составлению коллекции ниток.
3 Секреты пуговицы. Учить детей пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом на цветочке вырезанным из ткани, уметь подбирать нитки в тон пуговицы. Воспитывать аккуратность.
4 Салфетка. Учить детей обрабатывать край салфетки, постепенно выдергивая нити, не стягивая ткань. Упражнять детей в наклеивании на ткань аппликацию.
ноябрь
1 Аппликация из нарезанных ниток
Подбор простых композиций. Формирование навыка переводить эскиз на основу.
2 Изготовление картины в технике «Аппликация из нарезанных ниток» : развивать творческую способность ребёнка создавать новые работы (аппликации)
3 «В зелё ной траве ромашки: развивать умение составлять композицию, подбирать цвета.
4 Итоговая выставка работ: учить получать эмоциональный настрой от проделанной работы.
декабрь
1 Контурное изображение
Знакомство детей с техникой рисования «ниткопись». Познакомить детей с техникой рисования ниткопись; рассмотреть многообразие работ с использованием этой техники.
2 Знакомство с приёмом «жгутики». Учить детей скручивать нить в жгутики и наклеивать их на лист бумаги.
3 Знакомство с приёмом «шарики». Учить детей скатывать нити в шарики и наклеивать их на лист бумаги.
4 «Первые шаги в творчестве». Совершенствовать умение использовать в своей работе все перечисленные ранее приёмы. Воспитывать аккуратность в работе.
Январь
1 Рукоделие из ниток
Изготовление кисточки из пряжи.
формирование игрушки Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).Изготовление кисточки из пряжи средней толщины, формирование игрушки.
2 Изготовление помпонов из ниток разных цветов. : научить самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок Изготовление помпонов из ниток разных цветов.
3 Кукла из ниток. Познакомить с историей и техникой изготовления куклы из ниток.
Итоговая выставка работ. Организация выставки.
4
февраль
1 Ниткография.
В гостях у принцессы Иголочки: Познакомить детей с техникой безопасности в работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью. Изонить. История рукоделия. Инструменты и материалы для работы.
2 Уроки Иголочки. Нарисуем нитью угол. познакомить детей с выполнением одного из основных элементов изонити — заполнением угла; закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.
3 Вышивка стежком по контуру изображения
Развивать мускулатуру кисти рук, координацию движений рук под контролем глаз
4 Моделирование на плоскости. Дать понятие о моделировании на плоскости, умение
составлять из углов и треугольников изображения предметов.
март
1 В гостях у бабушки рукодельницы Встреча с мастером крючком. Знакомство детей с вязаными изделиями, с материалом, инструментами.
2 Учить детей правильно, держать в руке крючок, нить. Закрепляем умение выполнять первую петлю
3 Упражнять в вязании воздушных петель. Закрепляем знания техники безопасности
4
апрель
1 Вышивание Научить детей переносить трафарет на ткань.
2 Учить вышивать «тамбурным швом».
3 Вышивать «тамбурным швом» силуэты сказочных героев.
4 Выставка совместных работ с родителями
май
1 Самостоятельный выбор детей сюжета и его выполнение
2
3-4 диагностика