Анастасия Идиятова
Кружок по лепке из пластилина «Волшебные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка из пластилина - это занятие с пластилином, которое способствует развитию мелкой моторики ребенка, помогает изучать цвета и форму предметов, раскрывает творческие способности ребенка.
Актуальность проблемы: лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
Публикация «Кружок по лепке из пластилина „Волшебные пальчики“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел – их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие осязательного опосредованно.
Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок его держит или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).
Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимся воздействию руки, - глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании.
Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Основное средство в создании изображения в лепке – передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.
Польза лепки из пластилина.
Лепка из пластилина – это не только интересное, увлекательное занятие, но и очень полезное. Не случайно лепку из пластилина включают в программу обучения в детских садах и развивающих школах для малышей.
• Лепка из пластилина развивает мелкую моторику и тренируют пальчики ребенка.
• Вместе с развитием мелкой моторики происходит развитие речевой функции, ребенок лучше говорит, быстрее и лучше думает.
• Развивает интеллект – благодаря этому малыш лучше соображает и воспринимает окружающий его мир, учится думать.
• Занятие с пластилином развивают воображение малыша, раскрывают его творческие способности.
• Лепка успокаивает ребенка, увлекает его, направляет энергию в нужное русло.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей с историей и видами лепки.
• Познакомить детей нетрадиционным методам лепки.
• Формирование знаний о композиции, цвете.
• Познакомить со всеми техниками и приемами лепки.
Развивающие:
• Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук.
• Расширять кругозор и словарный запас.
• Развивать интерес к лепке.
• Формировать устойчивый интерес к художественной деятельости.
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца.
• Воспитывать умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.
Предполагаемый результат:
Вызвать у детей желание заниматься лепкой, овладение навыками и умениями самостоятельностью использования различных техник лепки из разных материалов.
Развитие самостоятельности инициативности, творческих способностей детей, эстетического вкуса, воображения, памяти, внимания, образного и логического мышления, мелкой моторики рук, координации и тактильных ощущений рук.
Овладение умениями и навыками работы с различными материалами для лепки, способами лепки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НА 2016ГОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Ноябрь
№ Вид организованной образовательной деятельности
Цели
Литература
1 Лепка из пластилина «Улитка» Продолжать раскрывать из шарика столбик и сворачивать его спиралькой, оттягивать и закруглять концы. Колдина, с. 42
2 Лепка-сюжетная «Вот ежик-ни головы ни ножек.» Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами при создании колючей «Шубки». Лыкова, с. 52
3 Лепка предметная Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Лыкова, с. 28
4 Лепка по мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка» Учить лепить медвежат конструктивным способом (в парах) Лыкова, с. 84
Декабрь
1 По замыслу Закреплять ранее усвоенные приемы в лепке знакомых предметов.
2 Лепка предметная «Ушастые пирамидки» Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде головы медвежонка, зайчонка, котенка (по выбору). Показать приемы планирования работы (выкладывание комочков пластилина в ряд от самого большого к самому маленькому). Развивать чувство цвета, формы и величины. Воспитывать уверенность. Лыкова, с. 30
3 Лепка сюжетная «Дед Мороз принес подарки» Продолжать учить лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе). Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Показать возможность лепки мешка из плоской формы путем преобразования в объемную. Развивать чувство формы, пропорций, композиции. Вызвать яркие эмоции в ожидании праздника. Лыкова, с. 72
4 Лепка сюжетная «Снегурочка танцует» Учить лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом-из конуса, располагать вертикально, придавая устойчивость. Показать приемы передачи движения. Лыкова. С. 72
Январь
1 Каникулы
2 Лепка с элементами конструирования из природного материала «Петя – петушок, золотой гребешок» Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать варианты гармоничного сочетания различных художественных материалов;
1)туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала;
2)туловище из природного материала, хвост и крылья из пластилина. Развивать способности к формообразованию из композиции. Вызвать интерес к эксперементированию в художественном творчестве. Воспитывать уверенность, инициативность. Лыкова, с. 34
3 Лепка сюжетная по мотивам сказки «Пых», «Во саду ли, в огороде (грядка с капустой и морковкой» Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: морковка в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свернутой в вилок (в форме бутона или розана). Показать, что разные овощи (репу и свеклу) можно лепить одним способом, так как они похожи по форме. Уточнить представление о хорошо знакомых природных объектах. Вызвать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации. Развивать творческое мышление и воображение. Лыкова,с. 50
4 Лепка сюжетная по содержанию стихотворения «О чем мечтает сибирский кот» Учить детей создавать пластическую композицию : лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать ее на «батарее»- бруске пластилина. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений. Лыкова,с. 62
Февраль
1 Лепка предметная «Вот такой у нас арбуз» Учить детей лепить ломти арбуза, моделируя части (корки, мякоть) по размеру и форме. Вносить оригинальные элементы оформления – вкраплять настоящие арбузные семечки или лепить из пластилина. Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Развивать мышление и творческое воображение. Лыкова, с 42
2 Лепка сюжетная «Снежная баба-франтиха» Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Лыкова, с. 78
3 Лепка (коллективная) «Птички на кормушке» Учить передавать простую позу. Учить объединять свою работу с товарищами. Лыкова, с. 90
4 Лепка предметная «Веселые вертолеты» (Папин день) Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способ из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолета. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза. Вызвать желание порадовать пап (дедушек, братьев) своими поделками. Лыкова, с. 98
Март
1 Лепка из пластилина «Семья матрешек» Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для устойчивости. Продолжать знакомить с приемом сглаживания. Закреплять умения украшать изделия барельефом. Колдина, с. 33
2 Лепка с дополнительным материалом «По реке плывет кораблик» Учить детей лепить кораблики из бруска пластилина, отрезая стекой лишнее (уголки для образовывания носа) и «достраивая» недостающее (палубу, мачту, трубу и пр.). показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей. Вызвать интерес к сюжетной лепке по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники лепки. Лыкова, с. 130
3 Пластилинография «Цветик-семицветик» Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон. Колдина, с. 35
4 Лепка объемная и рельефная (коллективная работа) Активизировать применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Показать, как можно усилить выразительность образа (прищипить и слегка загнуть края пластилиновой ленты, чтобы подчеркнуть причудливость растения; изогнуть в виде волны, чтобы передать колебания растения в воде; посадить на растение улитку; оформить листья с помощью стеки). Продолжать освоение рельефной лепки : создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами и контррельефными (порезными) рисунками; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (овальное туловище+несколько вариантов хвоста и плавников). Развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки точками, пятнами, дугами, полосками. Вызвать интерес к раскрытию освоенной темы в других видах художественной деятельности (рисование,аппликация,конструирование из бумаги и природного материала). Лыкова, с. 134
Апрель
1 Лепка «Хоровод» Учить изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей с величиной. Комарова, с. 63
2 Лепка «Птичка клюет зернышки на блюдичке» Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами. Комарова, с. 82
3 Лепка «Мисочка» Учить лепить знакомыми приемами и новые-вдавливания и оттягивания, уравнивая их пальцами. Комарова, с. 70
4 Лепка «Барашек» Познакомить с филимоновскими игрушками, вызвать желание слепить игрушку. Комарова, с. 78
Май
1 Пластилинография «Веселый дождик» Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем н картон дополняя рисунок
2 Налеп из пластилина «Теремок» Учить лепить столбики и выкладывать их на нужное изображение в виде барельефа. Закреплять умение работать стекой. Колдина, с. 30
3 Лепка из пластилина с использованием природного материала «Лебедь на озере» Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении деталей. Колдина, с. 43
4
Лепка (коллективная) «Утка с утятами» Продолжать знакомить с дымковскими игрушками. Учить лепить фигурки на подставки, передавая разницу во величине. Комарова, с. 52
СТАРШАЯ ГРУППА
Перспективный план на 2017 – 2018 год
старшей группы.
№ Вид организоанной образовательной деятельности Цели Литература
Октябрь «Мы и мир вокруг нас»
1. Пиала, дары осени: фрукты и овощи. -Учить передавать своеобразие казахской посуды, добиваться наибольшего сходства с реальными предметами. Упражнять в лепке изделий из целого куска пластилина в определенной последовательности. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами. Побуждать к созданию эстетически офомленного изделия;
-Закреплять умение передавать форму разных овощей, фруктов, виноградной грозди. Учить передавать характерные особенности каждого овоща, фрукта, ветки винограда, пользуясь приёмами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.
И. А. Лыкова
2. Веселые человечки Учить лепить фигурки человека из удлиненного цилиндра – валика путем надрезания стекой и дополнения деталями, закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из корпуса. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения ног и рук. И. А. Лыкова
3. Наш пруд (коллективная композиция) познакомить детей со скульптурным способом лепки, учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы, свободно применять знакомые приемы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой) для создания выразительного образа, развивать чувство формы и пропорций. И. А. Лыкова
4. Кувшинчик Закреплять полученные раннее навыки лепки. Научить лепить кувшинчик. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетический вкус. И. А. Лыкова
Ноябрь «В общении с природой»
1. Осенний лист Познакомить с техникой рельефной лепки и приемом декорирования лепного образа. Закрепить приемы расплющивания. прищипывания. Расширить знания детей о сезонных переменах в природе. Развивать чувство формы и композиции, совершенствовать навыки работы со специальными инструментами. Воспитывать трудолюбие, коллективизм И. А. Лыкова
2. Белка грызет орехи Научить лепить фигурку белки, соединяя отдельные части тела. Закрепить приемы лепки : прищипывание, вытягивание, загибание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой. Обогатить представление о белке и ее жизни в природе. Развивать мышление, творческие способности, художественный вкус, речь, новые знания в ответах на вопросы предложениями. Воспитывать доброжелательность, любовь к животным. И. А. Лыкова
3. Утка Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Научить оттягивать от цельного куска пластилина необходимое количество материала для моделирования шеи и головы птицы. Закрепить приемы: прищипывание, вытягивание, загибание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой. Развивать художественный вкус, воображение, моторику пальцев. Воспитывать аккуратность, трудолюбие. И. А. Лыкова
Декабрь «волшебница Зима»
1. Санки Научить лепить санки, правильно соотнося по величине отдельные части предмета. Закрепить приемы раскатывания, расплющивания, скручивания. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, новые знания в ответах на вопросы, составлять рассказ по картине. Воспитывать усидчивость. Умение доводить дело до конца. И. А. Лыкова
2. Снежный кролик Продолжать уить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом;
Пояснить связь между пластической формой способом лепки;
Учить планировать свою работу:задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начина с крупных деталей;
Поазать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами;
Развивать глазомер, ччувство формы и пропорций. Творческое воображение. И. А. Лыкова
3. Звоние колокольчики Учить детей создавать объемные поделки из пластиллина (слоеного теста);
Совершенствовать изобразительную технику-учить лепить колокольчик из шара путем вдавливания и моделирования формы;
Показать разные приемы оформления лепнх фигурок-выкладывание орнамента из бусин, пуговиц;
Синхронизировать работу обеих рук;
Развивать чувство формы,пропорций;воспитывать аккуратность И. А. Лыкова
4. Скакун Научить лепить фигуру лошади, передавая пропорции животного. Продолжать обучать детей созданию выразительных лепных образов конструктивным способом. Закреплять навыки плановой работы. Развивать творческие способности, координацию рук, речь, новые знания в ответах на вопросы распространенными предложениями. Воспитывать стремление доводить дело до конца, самостоятельность И. А. Лыков
Январь «Зимняя панорама»
1. Лепка коллективная «мы поедем, мы помчимся…» Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию;
Расширить спектр скульптурных приемов лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля);
Продолжать учить передавать движения и придавать поделке устойчивость (использовать трубочки или зубочистки в качестве каркаса для тонких ног копытных животных);
Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе. И. А. Лыкова
2. Мальчик вылепил снеговика Научить лепить снеговика, закрепляя умение передавать пропорции. Расширить знания о зиме и зимних месяцах. Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, новые знания в ответах на вопросы. Активизировать словарь по теме. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. И. А. Лыкова
3. Обучать детей изображению характерных особенностей формы. Развивать умения передавать элементарные пропорции. Дополнять образ деталями, передавать несложные движения фигур. Пользуясь разной техникой скрепления, плотно соединять части. И. А. Лыкова
Февраль «Труд славит человека»
1. Олень Учить детей создавать изображения по мотивам дымковских игрушек. Учить лепить фигурку из целого куска, передавая форму отдельных частей приёмом вытягивания. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству. И. А. Лыкова
2. Крамнямчики (угощение из теста)
По мотивам сказки-крошки В. Кротова Вызвать интерес к лепке съедобных кондитерских и кулинарных изделий из сдобного теста дя угощения: формовать в ручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки;
Инициировть деятельность по мотивам литературного произведения;
Активизировать приемы декорирования лепных образов. И. А. Лыкова
3. Лепка предметная из глины или слоеного теста
(кружка для папы) Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками;
Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета;
Формировать интерес к истории свое страны и семьи;
Воспитывать заботливое отношение к близким людям. И. А. Лыкова
Март «К нам весна шагает»
1. Подарок мама (весенние цветы) Продолжить обучение приемам рельефной лепки. Развивать умение задумывать и воплощать предмет лепки, используя разнообразные приемы. Закрепить умение составлять по картине короткие рассказы. Развивать творческие способности. Фантазию, мелкую моторику рук, речь, новые знания в ответах на вопросы. Воспитывать любовь к маме, уважение к старшим. И. А. Лыкова
2. Танцовщица Айгерим Познакомить с новой техникой создания картины (пластилинографией)- приемом размазывания пластилина по поверхности бумаги. Закрепить приемы лепки : скатывание, надавливание, размазывание. Развить ориентировку на листе бумаги. Развивать моторику пальцев, фантазию, речь, новые знания в ответах на вопросы. Воспитывать аккуратность, трудолюбие. И. А. Лыкова
3. Весенний ковер (плетение из жгутиков) Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием);
Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения;
Показать аналогии между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности;
Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук И. А. Лыкова
4. Птица клюет зерно Научить лепке фигурок птиц конструктивным способом. Закрепить приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания. Расширить представления детей о птицах. Развивать мышление. Творчество, мелкую моторику рук, речь, новые знания в ответах на вопросы. Воспитывать трудолюбие, желание заботиться о птицах. И. А. Лыкова
Апрель «Земля-наш общий дом»
1. Лепка рельефная «ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Познакомить детей с новым приемом лепки-цветовой растяжкой (вода,небо, показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности»
Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море или лунная ночь, буря или легкий бриз, кораблик крупным планом или вдали; объемная или рельефная лепка, скульптурный или комбинированный способ, свободное сочетание разных приемов);
Поиск способов решения художественной задачи: передать движение ветра, т. е. показать, как он по морю гуляет. И. А. Лыкова
2. плавают по морю киты и кашалоты…
Продолжить освоение рельефной лепки : создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула, прикреплять к фону (основе, украшать налепами и контррельефными (прорезами) рисуннками;
Ориентировать на поискк гармоничных сочетаний разных форм (туловище конусом+несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки;
Вызвать интерес к раскрытию этой темы другого вида худ. деятельности И. А. Лыкова
3. Божья коровка Научить лепить божью коровку, используя природный материал. Закрепить знакомые приемы лепки. Обогатить знания детей о насекомых. Развивать мелкую моторику рук, память, речи эстетическое восприятие. Воспитывать заботливое отношение к природе. И. А. Лыкова
4. Лодка плывет по реке Научить лепить лодку, используя всю ладонь и пальцы. Добиваться четкой передачи формы. Обогатить знания о водном транспорте. Развивать мелкую моторику рук, память, разговорную речь. Воспитывать любовь к природе, заботу об окружающем мире, трудолюбие. И. А. Лыкова
Май «Как прекрасен этот мир»
1. Наши защитники Научить лепке фигуры мальчика из удлиненного валика путем надрезания стекой и дополнения деталями с учетом пропорций человеческого тела. Развивать композиционные умения, творческую активность. Мелкую моторику рук, речь. Воспитывать уважение к ветеранам войны. И. А. Лыкова
2. Мы на луг ходили, мы лужок лепили
(коллективная работа) Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашка, василек, одуванчик, колокольчик, землянику) и насекомых (бабочку, жуков, пчел, стрекоз, передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке или каркасе из деревянных или пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволки);
Формировать коммуникативные навыки, развивать наблюдательность, воспитывать интерес к живой природе. И. А. Лыкова