оксана сазонова
Конспект занятия в подготовительной группе «Свойства воздуха. Опыты с воздухом» в рамках кружковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Свойства воздуха. Опыты с воздухом.
Воздух. Его свойства. Знакомство детей с воздухом начать с прочтения рассказа А. Низовой «Невидимка». «Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста. Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо – срывает с вашей головы шляпу. Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава». Кто такой Невидимка?» Ответы детей обычно сводятся - «к ветру». Педагог объясняет: ветер и воздух – это одно и то же. Получается ветер от движения воздуха. Предложить детям привести в движение воздух листом картонки (вместо веера, махая перед лицом; подуть на волосы друг другу; сделать руки корзиночкой и подуть в неё и др. Мы привели в движение воздух и получили ветерок. Воздух – это Невидимка. Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Дети перечисляют все предметы, которые они видят вокруг себя. Делают заключение, что во всех этих предметах есть воздух. Воздух заполняет все промежутки, щелки в предметах, он есть всюду вокруг нас. Предлагается попутешествовать по комнате и назвать все предметы, в которых есть воздух (в растениях, листьях, стеблях, земле и др.). Педагог спрашивает детей, есть ли воздух в их волосах, носу, лёгких, дыхательных путях и пр. - Почему сквозь воздух мы видим друг друга, все окружающие нас предметы? Как можно сказать о воздухе? (Он прозрачен, он невидим). Воздух прозрачен и потому все предметы мы хорошо видим. Но бывают ли ситуации, когда воздух вдруг становится чёрным и в нём нельзя увидеть предметы? В каких ситуациях? (Воздух загрязняется угарными опасными для человека газами). Дети приводят примеры. Чтобы доказать, что воздух есть всюду, в том числе и в пустом стеклянном стакане, педагог проводит следующий опыт. – Стакан пустой. Показывает детям. Проверим, есть ли в нём воздух? Опускает стакан в воду параллельно поверхности воды. Вода не набирается в стакан. – Почему вода не идёт в стакан? Потому что он не пустой. Что в нём есть? Воздух. Если я выпущу воздух, то его место займёт вода. Проверим. Чтобы выпустить воздух из стакана, его надо наклонить. Наблюдайте, пожалуйста. Вы увидите светлые прозрачные пузырьки. Это будет воздух. Мы доказали – воздух есть везде, только он бесцветен, поэтому мы его не видим. Следует отметить, воздух, как и всё материальное, обладает обилием признаков и свойств. Однако ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей. Главная из них – ребёнок воздуха не видит, не может потрогать его руками. Поэтому непременным условием при ознакомлении дошкольников с воздухом, должна быть постановка фронтального элементарного физического опыта. Педагог сообщает: - Все эти предметы мы увидели своими глазами. А вот Невидимку мы не увидели. А невидимым для нас является воздух. Его мы не видим. Но, если проделаем опыты, то и воздух, который мы назвали Невидимкой, можем увидеть глазами, услышать и ощутить кожей лица, рук, ног. Далее дети воспроизводят на своих столах опыты. Ответы на поставленные вопросы давались детьми после того, как они убеждались в их правильности, в ходе самостоятельного экспериментирования.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Свойства воздуха, Опыты с воздухом“ в рамках кружковой деятельности» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Опыт 1. Обнаружение воздуха при помощи зрения.
Цель. Доказать, воздух можно увидеть с помощью зрения. Методика выполнения. На столе перед каждым ребёнком маленький стаканчик и пластмассовая трубочка. Педагог уточняет, что случается с воздухом, когда дети дышат. (Отработанный воздух выходит из организма, а его место занимает чистый воздух). Им даётся задание - опустить трубочку в воду, подуть воздух в неё. Что они видят? Прозрачные пузырьки. Это – воздух. Его мы увидели глазами. Имеет ли он цвет? Он бесцветен и прозрачен. Демонстрируются следующие упражнения. Педагог показывала резиновую грушу. – Есть ли в ней воздух? Сейчас мы узнаем, кто прав. Опускает в стакан с водой резиновую грушу, затем сжимает её в руке и обращает внимание детей на поднимающиеся вверх пузырьки, объясняя, что это выходит воздух из груши. Воздух в воде стал видимым. Далее опускали в баночку с водой камешек, кусочек сахару, металлическую пуговицу и прочие предметы. Обобщали. Воздух есть повсюду. Его можно увидеть, если провести опыт. Вызванному ребёнку предлагали повторить опыт, опустив в воду понравившийся ему предмет, лежащий на столе у педагога.
Опыт 2. Обнаружение воздуха с помощью слуха.
Цель. Доказать, воздух можно услышать с помощью ушей. Методика выполнения. Для каждого ребёнка подобрана резиновая звучащая игрушка. Педагог предлагает взять игрушку в руки, приложить к уху, нажать на неё и послушать, как выходит со звуком воздух. Вывод: воздух не увидели, но услышали, как он выходит. Подобные примеры можно воспроизвести с надутым шаром, выпуская из него воздух.