Елена Тищенко
Дополнительная программа речевой направленности «Кружок «Речецветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная программа речевой направленности :
Кружок «Речецветик»
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Содержание:
1. Пояснительная записка с. 3
1.1. Цель и задачи программы с. 3
1.2. Основные принципы при разработке программы с. 4
2. Содержание программы с. 5
2.1. Учебный план. с. 6
2.2. Ожидаемые результаты. с. 8
2.3. Список литературы с. 9
Публикация «Дополнительная программа речевой направленности „Кружок „Речецветик“» размещена в разделах
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения. Однако, анализ реальной ситуации, сложившейся в системе воспитания и обучения дошкольников показывает, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт, а в условиях ДОУ общеразвивающего вида невозможно оказать коррекционно-логопедическую помощь всем нуждающимся. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности.
С этой целью на базе нашего детского сада мы решили оказывать дополнительную логопедическую помощь детям, по причине сложного речевого дефекта.
В связи с чем и был создан кружок «Речецветик». При составлении программы я использовала методику Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», в основе которой положен комплексно – игровой метод, сказочные сюжеты и лексические темы.
Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, которая ориентирована исключительно на каждого ребёнка.
Цель программы : преодоление недоразвития речи у детей 7 лет, формирование полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка.
Основные задачи:
1) формировать полноценные звуко - произносительные навыки;
2) развивать фонематическое восприятие, фонематические представления и доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;
3) обогащать и активизировать словарь, развивать внимание к морфологическому составу слова и способам образования слов;
4) формировать грамматический строй речи.
5) развивать связную речь в процессе изучения лексических тем.
Подход к реализации программы кружка должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей с нарушениями речи очень индивидуальны. Занятия планируются в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.
Основные принципы при разработке программы :
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положе-ниям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения об-разовательного процесса;
•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до-школьниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей
7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Кружковая работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на 1 год обучения детей. Годовой курс программы рассчитан на 14 часов (30 мин в неделю).
Форма проведения занятий: подгрупповая
Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся в первую половину дня, один раз в неделю продолжительностью 30 минут, с группой детей из 6 человек.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.
5. Физминутка.
6. Работа над предложением.
7. Произношение звука в связной речи.
8. Обучение элементам грамоты.
9. Итог занятия.
График работы кружка «Речецветик»
№ Мероприятия Количество дней в неделю Время проведения Ответственный
1 Логопедический кружок «Речецветик»
Календарно – тематический план:
№ Дата Тема
Дата Примечание
1. октябрь «В мире звуков»
Формирование представлений о звуках.
Е. А. Пожиленко
с. 21
2 октябрь Знакомство со словом. Сад. Лес.
Звуковые замки.
Е. А. Пожиленко
с. 24
3 октябрь Слова – действия. Игрушки. Животные.
Е. А. Пожиленко
с. 27
4 октябрь Слова – признаки. Овощи.
Е. А. Пожиленко
с. 30
5 ноябрь Предложение. Лес. Сад. Огород.
Е. А. Пожиленко
с. 32
6 ноябрь Звук и буква «А»
«Путешествие в красный замок»
Е. А. Пожиленко
с. 35
7 ноябрь Звук и буква «У»
«У нас в гостях кукла Уля»
Е. А. Пожиленко
с. 39
8 ноябрь Звук и буква «И»
«Наши гости Ия и Иван»
Е. А. Пожиленко
с. 43
9 декабрь Звуки п, пь и буква «П»
«У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок» Е. А. Пожиленко
с. 46
10 декабрь Звуки к, кь и бувка «К»
«Домашние животные»
Е. А. Пожиленко
с. 49
11 декабрь Звук и буква «О»
«Едем в отпуск к бабушке Оле и дедушке Осипу» Е. А. Пожиленко
с. 51
12 декабрь Звуки н, нь и буква «Н»
«Три поросёнка»
Е. А. Пожиленко
с. 54
13 январь Звуки м, мь и буква «М»
«Семья»
Е. А. Пожиленко
с. 51
14 январь Звуки х, хь и буква «Х»
«Хомяк - хваста»
Е. А. Пожиленко
с. 51
15 январь Звук и буква «Й»
«Похищение буквы Й бабой Ягой»
Е. А. Пожиленко
с. 51
16 январь Звук ы и буква «Ы»
«Наш гость Пых»
Е. А. Пожиленко
с. 51
17 февраль Звук э и буква «Э»
«Экскурсия»
Е. А. Пожиленко
с. 51
18 февраль Звуки б, бь и буква «Б»
«Клоуны Бим и Бом»
Е. А. Пожиленко
с. 51
19 февраль Звуки т, ть и буква «Т»
«Топ и Тим друзья»
Е. А. Пожиленко
с. 51
20 февраль Звуки д, дь и буква «д»
«Наши друзья – Домовой и Домовёнок»
Е. А. Пожиленко
с. 51
21 март Звуки г, гь и буква «Г»
«У нас гости гномы Гога и Гена»
Е. А. Пожиленко
с. 51
22 март Звуки в, вь и буква «В»
«Похищение буквы В»
Е. А. Пожиленко
с. 51
23 март Звуки ф, фь и буква «Ф»
«Незнайка - фотограф»
Е. А. Пожиленко
с. 51
24 март Звуки с, сь и буква «С»
«Полёт на Марс»
Е. А. Пожиленко
с. 51
25 апрель Звуки з, зь и буква «З»
«В гостях у Зои»
Е. А. Пожиленко
с. 51
26 апрель Звуки и буквы Ш, Ж
«Как Женя и Даша искали Пушка и Джека»
Е. А. Пожиленко
с. 51
27 апрель Звуки л, ль. Буква «Л»
«Клад кота Леопольда»
Е. А. Пожиленко
с. 51
28 апрель Звуки р, рь. Буква «Р»
«Поездка в Простоквашино»
Е. А. Пожиленко
с. 51
29 май Звук и буква «Ч»
«Наш гость Чипполино»
Е. А. Пожиленко
с. 51
30 май Звук и буква «Ц»
«Цыплёнок Цып»
Е. А. Пожиленко
с. 51
31 май Звук и буква «Щ»
«Вместе с Незнайкой»
Е. А. Пожиленко
с. 51
32 май Звуки и буквы «Я», «Ю»
Мягкий знак «Ь»
Твёрдый знак «Ъ»
«Поездка в цирк»
Е. А. Пожиленко
с. 51
Ожидаемые результаты:
В конце цикла занятий у детей формируется четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, Развиваются все компоненты речи (лексика, грамматика, связная речь, формируются навыки звуко – слогового анализа и синтеза, развиваются познавательные процессы, творческие способности, воспитываются нравственно – эстетические чувства.
Список литературы
1. Пожиленко Е. А., Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.