Захарова Марина
Рабочая программа экологического кружка «Водичка» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа экологического кружка «Водичка» для детей первой младшей группы.
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка:
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдения, что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Одной из приоритетных задач нашего детского сада «Теремок» является задача оздоровления детей. Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Публикация «Рабочая программа экологического кружка „Водичка“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Программно-методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы кружка являются Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
Цель: Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.
Задачи:
1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
2. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
3. Воспитывать у детей интерес к природе через наблюдения и игры.
Основные направления:
Познавательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление - изучение свойства воды через игры и эксперименты. Исследовательское направление осуществляется в виде экскурсий, наблюдений, опытов.
Участники – дети первой младшей группы
Расписание кружка : 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности. Продолжительность 15 мин.
Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы.
Методы, используемые для реализации задач кружка.
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, дидактических, игр, ролевых);
загадывание загадок;
эксперименты.
Основные методические приемы реализации:
- Изучить и проанализировать педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Подобрать дидактический материал для проведения кружковой работы.
- Организация образовательной, игровой и экспериментальной деятельности с детьми.
- Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста (мониторинг)
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: В процессе работы предполагается, что у детей будут знания о воде, ее свойствах, значении и назначении, об уходе за растениями, они узнают о некоторых обитателях воды.
Литература:
1. О. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» с детьми 2-7 лет.
2. С. Николаева «Юный эколог» с детьми младшего возраста.
3. О. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
4. А. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
5. Р. Н. сказка «Заюшкина избушка»
6. К. Чуковский «Мойдодыр»
2. Содержательный раздел.
Планирование работы
Сентябрь
1 - Прогулка целевая по территории детского сада.
Цель: познакомиться с территорией детского сада. Формировать интерес.
2- Знакомство с водой. Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи;
Цель: познакомить детей со свойствами воды. Развивать связную речь.
3- Заучивание потешки «Водичка…»
Цель: продолжать говорить о значении воды. Развивать речь.
4 - «Купание куклы Кати»
Цель: Наблюдение за тем, какие вода имеет свойства.
Октябрь
1- Наблюдение за дождем, лужами. –Эксперимент с водой.
Цель: Показать впитывание воды в губку.
2- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Цель: Дать представление о том, что необходимо купаться, умываться, и для этого нужна вода.
3 – Беседа о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.
Цель: Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
4-Эксперимент «Поливаем»
Цель: Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома- как пьют домашние животные.
Ноябрь
1 - Эксперимент (вода – лед – вода)
Цель: Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
2- Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Цель: Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой, под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Декабрь
1 - Наблюдение за испарением воды
Цель: Познакомить детей со свойством воды – испарение.
2- Эксперимент «В воде не тонет»
- Игра «Пускаем кораблики»
Цель: Познакомить с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.
Январь
1 - Эксперимент превращения снега в воду.
Цель: Помочь детям понять свойства воды.
2- Беседа «Что пьют животные и птицы зимой»
Цель: Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.
3-Промежуточный мониторинг
Февраль
1 - Наблюдение за сосульками в солнечную погоду
«Солнышко, солнышко загляни в окошечко»
Цель: закрепить знания о том, что лед под воздействием солнца тает.
2- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице.
Цель: закрепить знания о том, что лед под воздействием солнца тает.
3-Занятие «Постираем кукле платье»;
Цель: Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.
4-Занятие «Уход за комнатными растениями»;
Цель: Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.
Март
1 - Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.
Цель: Познакомить детей с некоторыми обитателями воды
2- Эксперимент «Воздух под водой»
Цель: Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)
Апрель
1 - Эксперимент с водой
Цель: познакомить с некоторыми экспериментами с водой.
2- Беседа о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого.
Цель: Расширять знания о значении воды в жизни. Развивать связную речь, анализировать вопросы воспитателя и давать ответы.
Май
1- Занятие «Экологическая сказка «Капелька»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о воде.
2- Оценка результатов работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста. Оформление презентации по теме.