Мария Косова
Развитие познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Соавтор: Смирнова Т. Н.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. В основе любой деятельности дошкольника лежит его познавательная активность. Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе потребности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах
Уровень познавательной активности в детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром.
Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых, которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Педагогу необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его продвижением. Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников :
- метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
- метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
- метод стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий;
- метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои способы решения задачи.
Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников.