Юлия Боргоякова
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
дополнительного образования
второй младшей группы
Направление деятельности:
Художественно-эстетическое развитие
Название: «Акварелька»
Возраст детей: 3 – 4 лет
Срок реализации 1 год
I. Пояснительная записка.
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне.
Э. Успенский
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию второй младшей группы» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы исовершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых –научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие для детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок. Оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания. Продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность.
Цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста перцептивных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе рисования с помощью нетрадиционных техник.
Задачи:
Формировать у детей представления о внешних свойствах предметов;
Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
Формировать у детей изобразительные навыки и умения;
Развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление;
Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Методы проведения:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы:
- проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год - 34. Возраст детей 3-4 года, время занятий 15 мин. Продолжительность реализации программы – 9 месяцев (период с сентября 2021 г. по май 2022 г.);
Нетрадиционные художественные техники:
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой:ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
-Тампонирование ватными палочками: ребенок самостоятельно рисует методом тычка ватной палочки.
-Набрызг (рисование зубной щеткой): ребенок опускает зубную щетку в гуашь, с помощью зубной щетки делает набрызги на подготовленые трафареты.
Ожидаемый результат:
1. Сформированность у детей представлений о внешних свойствах предметов;
2. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования;
3. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений;
4. Развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления;
5. Воспитание положительных отношений ребенка к сотрудничеству с взрослыми, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
II. Перспективное планирование работы кружка на учебный год
№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование
Сентябрь
1 «Мой любимый дождик»
Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Два листа светло-серого цвета с нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.
2 «Опята - дружные ребята»
(рисование грибочков)
Рисование пальчиками Подводить детей к созданию несложной композиции.
Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).
Бумага размером 1 / 2 альбомного листа, гуашь коричневая
Октябрь
1 «Весёлые мухомор»
(1 занятие)
Рисование пальчиками
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.
2 «Весёлые мухомор» (2 занятие)
Рисование пальчиками
Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа) С предыдущего занятию + сухие листья.
3 «Виноград»
Рисование пальчиками.
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета.
4 «Ягоды на тарелочке»
Рисование пальчиками.
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Листы круглой формы (тарелочка, гуашь красного цвета.
Ноябрь
1 «Заснеженное дерево» Рисование ладошками. Учить отпечатком ладошки рисовать крону дерева; из газет скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе. бумага синих тонов, гуашь, газета, салфетка для рук, банка с водой, кисть.
2На пеньке опять выросло 5 опят. Рисование ладошками. Соединение в одном рисунке рисование ладошкой и пальчиками. Отпечаток ладошке делаем в центре альбомного листа. Дальше смело включаем фантазию и дорисовываем картину: шляпки гриба, пенёк, травку. Краски тёплых осенних цветов и оттенков. Листы бумаги. Салфетки.
3 «Солнышко» Рисование ладошками. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета.
4 «Букет для мамы». Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
Декабрь
1 «Веселый снеговик» Рисование тычком жесткой кистью. Учить технике рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Жесткая кисть, гуашь, силуэты снеговиков.
2 «Пушистые котята играют на ковре»
(коллективная работа) Рисование тычком жесткой кистью. Продолжать знакомство с техникой тычка полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая.
3Украсить свитер Рисование тычком жёсткой кистью.
Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. Вырезанные из бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь.
4«Ёлочка – красавиц». Рисование тычком жёсткой кистью.
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. гуашь, кисти, пол листа А4, иллюстрации с изображением нарядной ёлочки.
5 «Снежные комочки»
Рисование тычком жёсткой кистью.
Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. Бумага размером 1 / 2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь.
Январь
1 «Воздушные шарики» оттиск пробкой Познакомить с новой техникой - оттиск пробкой. Развивать цветовосприятие, воспитывать аккуратность. Пробки, печатки, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.
2 «Вишнёвый компот» оттиск пробкой. Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. силуэт банки, красная гуашь.
3 «Мои рукавички» оттиск пробкой. Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета.
4 «Мои игрушки» оттиск пробкой. Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. Гуашь, кисти, пробка.
Февраль
1 «Котенок» Рисование губкой по трафарету Познакомить детей с техникой рисования губкой по трафарету, учить равномерно и аккуратно тампонировать губкой по силуэту. Лист бумаги, трафарет кошки из бумаги, поролон, гуашь черного цвета
2 «Плюшевый медвежонок» Рисование губкой по трафарету Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Альбомный лист, вырезаный трафарет мишки гуашь, кисти.
3 «Овощи на тарелке» Рисование губкой по трафарету Познакомить детей с техникой рисования губкой по трафарету. Учить равномерно печатать поролоном только в области трафарета, используя краски соответственно цвету овоща. Вырезанная на бумаге тарелка, трафареты овощей, акварель, поролон на прищепке.
4 «Одуванчики» Рисование губкой по трафарету Закрепить технику печатания поролоном, умение дорисовывать стебель и листочки пальчиком. Воспитывать интерес, аккуратность. Желтая и зеленая гуашь, печатки, плотные листы, салфетки.
Март
1 «Мой любимый дождик». Рисование ватными палочками Формировать познавательную активность детей; учить рисовать ватными палочками. лист с изображение девочки с зонтиком, гуашь, теплая вода, ватные палочки, салфетки, зонтик для игры.
2 «Бабочка» Рисование ватными палочками, тампонирование. Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.
3 «Веточка мимозы». Рисование ватными палочками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закреплять знания и представления о цвете - жёлтый, форме - круглый; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Листы бумаги А4 с контурным изображением веточки, гуашь на палитре желтого цвета, салфетки, ватные палочки.
4 «Наряды для наших мам» Рисование ватными палочками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для мам. Вырезанные из бумаги силуэты платьев, ватные палочки, гуашь разноцветная в чашечках, салфетки, иллюстрации.
Апрель
1 «Барашек» Рисование манной крупой Познакомить с новой техникой – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе; желание помочь барашку. Лист цветной с изображением барашка без шерсти, манная крупа, клей ПВА, кисточки.
2 «Грибок на полянке» Рисование манной крупой Учить детей наносить клей методом мазка. Рассыпать крупу в наклеенном месте, учить аккуратно собирать остатки крупы Лист с изображением грибка, манная крупа, клей ПВА, кисточки,гуашь коричневый
3 «Божья коровка» Рисование манной крупой Расширить и закрепить знания детей о насекомых весной (просыпаются, вылезают из норок). Развивать желание бережно относиться к насекомым Лист с изображением божьей коровки, манная крупа, клей ПВА, кисточки,гуашь красный, черный
4 «Бабочка красавица» Рисование манной крупой Продолжать расширять знания о насекомых. Развивать речь, логическое мышление,выявлять причинно — следственную связь Лист с изображением бабочки, маннка окрашеная, клей ПВА, кисточки.
5 «Тюльпан Рисование манной крупой Изготовление открытки в технике рисования манной крупой; развивать творческое воображение, фантазию, аккуратность; закреплять умение работать с клеем, с манной крупой. Лист бумаги, маннка окрашеная, клей ПВА, кисточки.
Май
1 «Весенний лес» Рисование зубной щеткой Познакомить с новой техникой рисования зубной щеткой (набрызг, воспитывать у детей умение работать индивидуально. Бумага А4,вырезаные силуэты деревьев, гуашь разного цвета, зубная щетка.
2 «Девочка под дождем» Рисование зубной щеткой Продолжать знакомить с техникой набрызг зубной щеткой, учить работать аккуратно. Бумага А4,вырезаные силуэтыдевочки с зонтом, гуашь синего цвета, зубная щетка.
Список используемой литературы:
Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
«Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство — детям», М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
Шайдурова Н. В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М. : ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
И. А. Лыкова «Цветные ладошки»