Елена Слепцова
Кружковая работа «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» для детей старшего дошкольного возраста
Елена Алексеевна Слепцова,воспитатель старшей группы.
Программа кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» для детей старшего дошкольного возраста, МБДОУ «Верхоянский детский сад №1»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
Публикация «Кружковая работа „Умелые ручки“» размещена в разделах
В качестве средства художественно-эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят.
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Актуальность данной программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Работа кружка «Имигэс илиичээннэр» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются четыре раздела:
1. Работа с бумагой и картоном.
2. Работа с бисером (стразы,бисер разного размера,с различными крупами (чечевица,гречка,горох,рис)
3. Работа с бросовым и природным материалом.
4. Работа с пластилином.
5. Работа с материалом,нитками.
Содержание занятий кружка «Имигэс илиичээннэр» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
«От простого - к сложному» - девиз данной программы.
Программа кружка охватывает дошкольный возраст в старшей группе. Обучение проводится с 15 октября по 30 марта 2 раза в неделю, во вторую половину дня. Занятия проводятся длительностью 25-30 минут с охватом всех детей группы.
На занятиях кружка «Имигэс илиичээннэр», осуществляется индивидуальный и личностно-ориентированный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Основным условием реализации программы кружка «Имигэс илиичээннэр» является творческое отношение к работе самого педагога.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Имигэс илиичээннэр».
Можно назвать основные принципы построения и реализации данной программы:
Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
Принцип культуросообразности: знакомство с историей декоративно-прикладного творчества, с рукоделием разных народов,
Принцип единства развития и воспитания;
Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
Принцип общедоступности;
Принцип преемственность;
Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
Принцип свободы выбора;
Принцип успешности;
Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
Принцип системности.
Цель программы: Развитие практических трудовых навыков и творческой активности детей путём вовлечения их в занятия ручным трудом.
Образовательно-воспитательные задачи программы:
1. Учить способам и приёмам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. Формировать художественный вкус.
5. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности
Задачи кружка «Умелые ручки» :
1. Развивать мелкую моторику
2. Развивать художественно –эстетический вкус.
3. Развивать образные представления,воображение.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Ожидаемые результаты.
В конце обучения дети должны получить знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
о свойствах некоторых материалов;
о праздничных традициях.
В конце обучения дети должны получить умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
работать в различных техниках аппликаций;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
лепить из пластилина и соленого теста;
работать с природным и бросовым материалом.
Результатом реализации данной
образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе ДОУ,использование поделок-сувениров в
качестве подарков, оформление зала для проведения праздничных
утренников.
Формы работы :
Беседы;
Занятия;
Индивидуальная работа;
Групповая работа;
Коллективно-творческая работа;
Игра;
Оформление выставок.
Методы работы :
наглядный;
исследовательский;
практический,
объяснительно-иллюстративный,
проблемно-поисковый.
Используемые материалы:
пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, коряги, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока,СД –диски, поролон,крупы,бисер разного размера,стразы,ватные диски.
Инструменты и приспособления:
Ножницы, иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Работа с бумагой и картоном.
Работа с мятой бумагой - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.
Изготовление объёмных картинок, изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.
В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
2. Работа с тканью и нитками.
Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.
3. Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даё т предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
4. Работа с природным и бросовым материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
I год обучения.
Месяц
Неделя
Вид деятельности
Тема
Октябрь1. Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности.
2. Работа с подсолнечными семечками «Подсолнух»
3. Работа с природным материалом. Коллективная работа «Осеннее дерево» (работа с засушенными листьями)
.
4. Работа с пластилином Лепка «Созрели яблочки в саду»
5. Аппликация «Корзина со цветами»(Бумага цветная,бисер).
Ноябрь 1. Пластилинография «Якутские узоры»
2. Аппликация «Лиса с лисенком»
3. Рисование «Зима в Верхоянье»
4. Оригами «Пингвиненок
5. Аппликация «Горный баран»
6. Рисование «Буратино»
7. Оригами «Ежик»
8. Пластилинография «Мин дойдубар хаар да хаар»
9. Работа с бумагой оригами «Петушок»
Декабрь 1. Пластилинография. Коллективная работа. «Животные
птицы Верхоянья в зимнем лесу».
2 .Работа с природным материалом елочка с игрушками из шишки.
3. «Снежинка» пластилинография на СД -диске. (бисер,пластилин)
4. Аппликация «Снеговик» Работа с бумагой и картоном.
5. Обьемная аппликация из ватных дисков «Елочка»
6 .Работа с нитками, аппликация из нарезанных нитей «Воздушные шары».
7. Коллективная работа пластилинография «Совушка –сова»
8. Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка».
Январь 1. Работа с бумагой и картоном «Собака символ года»
2 .Работа с нитками «Снегирь».
3. Работа с крупами (чечевица).Аппликация «Якутский чороон».
4. Работа с пластилином. «Ковер» из пластилиновых шариков.
5. Работа с бисером,нанизывание «Бусы».
6. Коллективная работа с ватными дисками «Снежная Королева».
7. Работа с природным материалом. Аппликация из засушенных листьев «Рыбка».
8. Работа с пластилином и бисером. «Солнышко».
9. Работа картоном,бумагой объёмная аппликация «Волшебные полоски».
Февраль 1 .Работа с бумагой. Аппликация «Пароход».
2 .Работа с бросовым материалом поделка в подарок папе из спичечных коробков «Самолёт»
3. Коллективная работа с бисером «Виноград».
4. Аппликация «Мышонок Ми-Ми».
5. Работа с бумагой и картоном складываем из бумаги «Тюльпан»
6. Работа с бросовым материалом. (губка) «Цыпленок»
7. Работа с тканью «Кукла -«вертушка».
8 .Аппликация «Рыбка в пруду»
Март 1. Работа с гофрированной бумагой и салфеткой,коллективная работа для оформления зала.
2. Работа с фоамираном. Открытка дпя мамы.
3. Работа с тканью. Коллаж из кусочков ткани.
4. Работа с картоном «Ласточка».
5. Работа с пластилином. «Первый подснежник».
6. Работа с тканью и нитками аппликация «Украсим чашку»
(вырезание из ткани).
7 .Работа с бросовым материалом поделка по замыслу
8. Аппликация «Золотая хохлома».
9. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за учебный год.
Перспективный план кружковой работы «Имигэс илиичээннэр»
За 2017-2018 уч. г. г.
Октябрь месяц
№ Тема Цель Дата
1. Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности.
Познакомить детей с кружковой работой,инструментами (ножницы, проволока,бисер и т. д). 17.09.2017
вторник
2. Работа с подсолнечными семечками, горошком аппликация «Подсолнух».
Учить детей создавать образную картину,закреплять умение красиво располагать изображение. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. 19.09.2017
четверг
3. Работа с природным материалом. Коллективная работа «Осеннее дерево» (работа с засушенными листьями Учить детей отражать в работе осенние впечатления,по разному изображать листья. Закреплять приемы работы клеем. Развивать творчество,эстетическое восприятие. 24.09.2017
вторник
4. Работа с пластилином Лепка «Созрели яблочки в саду» Закреплять умение детей передавать в лепке разветвленность фруктовых деревьев. Учить передавать в лепке характерные особенности яблони, яблок,пользуясь приемами раскатывания,сглаживания, оттягивания. 26.09.2017
четверг
5. Аппликация «Корзина со цветами» .(Бумага цветная,бисер) Продолжать отрабатывать умение вырезать цветы. Развивать координацию движений рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. 31.09.2017
вторник
Ноябрь месяц
№ Тема Цель Дата
1 Пластилинография «Якутские узоры» Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к якутским узорам. Закреплять приемы лепки :раскатывание,оттягивание,прищипывание. 02.11.2017
четверг
2 Аппликация «Лиса с лисенком Продолжать отрабатывать приемы вырезания овальной формы. :Учить детей создавать изображение зверюшек,правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы. Аккуратно наклеивать изображение. красиво располагать на листе бумаги,развивать чувство композиции. 07.11.2017
вторник
3 Рисование «Зима в Верхоянье» Учить детей передавать в рисунке картину зимы в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные деревья,кустарники. горы,реки. Развивать восприятие,образные представления,творчество. 09.11.2017
четверг
4 Оригами «Пингвиненок» Развивать образные представления,воображение и творчество. 14.09.2017 вторник
5 Аппликация «Горный баран»
Учить детей создавать изображение животных из частей,правильно передавая их форму и относительную величину. Развивать воображение. 16.09.2017
четверг
6 Рисование «Буратино» Развивать эстетическое восприятие,образные представления и воображение детей. Продолжать учить рисовать крупно,во весь лист. Учить рисовать фигуру человека, передавать форму и расположение частей. 21.09.2017
вторник
7 Оригами «Ежик»
Развивать образные представления,воображение и творчество. 23.09.2017
четверг
8 Пластилинография «Мин дойдубар хаар да хаар» Учить детей передавать в пластилинографии образ зимы. Упражнять в использовании разных приемов лепки. 28.09.2017
вторник
9 Работа с бумагой оригами «Петушок» Развивать образные представления,воображение и творчество. 30.11.2017
четверг
Декабрь месяц
№ Тема Цель Дата
1 Пластилинография. Коллективная работа. «Животные,птицы Верхоянья в зимнем лесу».
Учить детей передавать в пластилинографии образ зимнего леса,красиво располагать птиц. животных на листе картона. Закреплять умение использовать усвоенные раннее приемы соединения,сглаживания мест скрепления. 05.12.2017
вторник
2 Работа с природным материалом елочка с игрушками из шишки. Учить делать детей поделки из природного материала. подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. 07.12.2017
четверг
3 «Снежинка» пластилинография на СД-диске. (бисер) Закреплять умение лепить снежинку. передавая форму,строение. Располагать узор в соответствии с данной формой. придумывать детали узора. При этом использовать бисер,бросовый материал. Упражнять в использовании разных приемов лепки в пластилинографии, вызывать радость от создания тонкой,изящной поделки. 12.12.2017
вторник
4 Аппликация «Снеговик» Работа с бумагой и картоном Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезать части круглой формы. Аккуратно наклеивать изображения на большой лист. 14.12.2017
четверг
5 Обьемная аппликация из ватных дисков «Елочка».
Учить детей создавать изображение елки из ватных дисков, передавая их форму и относительную величину. Аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на конусе из картона. Развивать чувство композиции. 19.12.2017
вторник
6 Работа с нитками аппликация из нарезанных нитей «Воздушные шары».
Учить детей передавать характерные особенности формы шаров, мелко кроить нити разной расцветки, клеить. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами,клеем. 21.12.2017
четверг
7 Коллективная работа пластилинография «Совушка –сова» Учить детей создавать в лепке образ птиц. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам,учить оценивать их. 26.12.2017
вторник
8 Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка».
Учить детей делать поздравительные открытки,подбирая и создавая соответствующее празднику изображение,продолжать учить вырезать одинаковые части из бумаги,сложенный гармошкой,а симметричные –из бумаги,сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезания и наклеивания. 28.12.2017
четверг
Январь месяц
№ Тема Цель Дата
1 02.01.2018
вторник
2 04.01.2018
четверг
3 09.01.2018
вторник
4 Работа с бумагой и картоном «Собака символ года» Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезать части круглой,овальной формы. Аккуратно наклеивать изображения на большой лист. 11.01.2018
четверг
5 Работа с нитками «Снегирь».
Учить детей передавать характерные особенности формы птиц,мелко кроить нити разной расцветки,клеить. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами,клеем. 16.01.2018
вторник
6. Работа с крупами (чечевица).Аппликация «Якутский чороон». Учить детей создавать изображение посуды (чороон,украшать отдельные части и детали чороона чечевицей. Развивать воображение,активность,творчество. 18.01.2018
четверг
7. Работа с пластилином. «Ковер» из пластилиновых шариков.
Закреплять умение создавать композиции. Упражнять в симметричном расположении изображении на прямоугольном картоне пластилиновые шарики,развивать эстетические чувства и восприятие. 23.01.2018
вторник
8 Работа с бисером,нанизывание «Бусы».
Учить детей создавать своими руками полезные вещи. Развивать эстетические чувства :чувство цвета,пропорции,композиции. Формировать желание создавать полезные и красивые вещи. 25.01.2018
четверг
9 Коллективная работа с ватными дисками «Снежная Королева».
Учить передавать образ Снежный Королевы, украшать отдельные части и детали изображения. Развивать воображение,творчество. 30.01.2018
вторник
Февраль месяц
№ Тема Цель Дата
1 Работа с бумагой. Аппликация «Пароход». Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание др. частей корабля и деталей разнообразной формы. 01.02.2018
четверг
2 Работа с бросовым материалом поделка в подарок папе из спичечных коробков «Самолёт»
Учить передавать характерные особенности формы самолета. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать образное мышление,воображение. 06.02.2018
вторник
3 Коллективная работа с бисером «Виноград».
Развивать у детей эстетическое восприятие. чувство цвета. Учить передавать характерные особенности винограда :ягоды,листья,их цвет. 08.02.2018
четверг
4 Аппликация «Мышонок Ми-Ми». Учить создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму частей,величину. 13.02.2018
вторник
5 Работа с бумагой и картоном складываем из бумаги «Тюльпан» Развивать образные представления,воображение и творчество. Учить передавать образ «Тюльпапа»из бумаги. 15.02.2018
четверг
6 Работа с бросовым материалом. (губка) «Цыпленок» Учить передавать характерные особенности цыпленка. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать образное мышление,воображение 20.02.2018
вторник
7. Работа с тканью «Кукла -«вертушка». Закреплять умение детей создавать образ куклы. Учить завязывать ниткой части куклы,кроить платье,платок. Развивать творчество. 22.02.2018
четверг
8 Аппликация «Рыбка в пруду» Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета,закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания. 27.02.2018
вторник
Март месяц
№ Тема Цель Дата
1 Работа с гофрированной бумагой и салфеткой,коллективная работа для оформления зала. Учить детей делать цветы из гофрированной бумаги,клеить на обьемный каркас. Формировать стремление преобразовывать окружающую среду. Вносить в нее элементы красоты созданной своими руками,продолжать закреплять навыки коллективной работы. 01.03.2018
четверг
2 Работа с фоамираном. Открытка дпя мамы на 8 марта. Вызвать у детей желание создавать красивую открытку на 8 марта. Воспитывать любовь и уважение к маме,стремление сделать ей приятное. 06.03.2018
вторник
3 Работа с тканью. Коллаж из кусочков ткани.
Учить детей задумывать и выполнять узор из кусочков ткани передавая колорит. Развивать эстетическое чувство,творчество. 08.03.2018
четверг
4. Работа с картоном «Ласточка». Учить детей создавать образную картину,применяя полученные ранее навыки. Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги,сложенной вдвое (хвост,крылья) 13.03.2018
вторник
5 .Работа с пластилином. «Первый подснежник».
Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных цветов (подснежников,роз,ромашек).Передавать форму основных частей и деталей. Развивать воображение,творчество. 15.03.2018
четверг
6 Работа с тканью и нитками аппликация «Украсим чашку»
(вырезание из ткани).
Учить детей задумывать и выполнять узор из кусочков ткани передавая форму «чашки».Развивать эстетическое чувство,творчество. 20.03.2018
вторник
7 Работа с бросовым материалом поделка по замыслу Развивать образные представления,воображение,творчество. Учить детей создавать своими руками полезные вещи. 22.03.2018
четверг
8 Аппликация «Золотая хохлома». Продолжать знакомить детей с изделиями. украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора. Называть его элементы :травка,завитки,разнообразные ягодки, цветы. Определять колорит хохломы : золотой,черный, коричневый фон и красные,оранжевые ягоды, зеленая,желтая,черная травка. 27.03.2018
вторник
9 Итоговое занятие. Подведение итогов работы за учебный год.
Подведение итогов за 2017-2018 уч. гг. 29.03.2018
четверг
План кружковой работы «Имигэс илиичээннэр»
За 2017-2018 уч. г. г.