Зульфия Габдракипова
Методическое пособие «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Умелые ручки»
Автор: Габдракипова З. А. воспитатель МБДОУ д/с "Светлячок"
г. Губкинский.
Сенсорное восприятие мира – это один из путей существования в гармонии с природой. Каждый человек связан с окружающей средой своими органами чувств. Именно благодаря сенсорному взаимодействию человека с окружающей средой его интеллект растет, совершенствуется и развивается.
Публикация «Методическое пособие „Умелые ручки“» размещена в разделах
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптации в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для сенсорного развития детей я широко использую дидактические игры разного вида. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным. Разработанное мною дидактическое пособие «Умелые ручки» позволяет соединить в комплексе дидактические игры направленные на сенсорное воспитание ребенка, развитие мелкой моторики рук. и здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, массаж, пальчиковая гимнастика).
Пособие предназначено :
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона, повышения
работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной
деятельности дошкольников.
Задачи, которые ставлю перед собой при использовании данного пособия :
• учить выполнять массаж ладоней, пальцев рук;
• развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;
• развивать тонкие движения пальцев рук;
• развивать у детей речь, внимание, воображение, память;
• развивать у детей коммуникативные способности;
• формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет, величина, форма, вес, звук, запах и т. д.);
• воспитывать самостоятельность, умение играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Дидактические принципы использования пособия :
• доступность;
• безопасность;
• креативность.
Описание пособия :
Пособие сшита из яркого цветного материала (флиз, хлопчатобумажная ткань на которой нашиты элементы для развития мелкой моторики рук – молния, шнуровка, бусы и т. д. Для закрепления формы и цвета: геометрические фигуры, предметы содержащие в себе геометрические фигуры – елочка и т. д. ; для закрепления счета и тактильных ощущений бусы, пуговицы.
На внешних сторонах и ребрах книги разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки, прищепки, колокольчики, магнитики, шнурочки, бусы. коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные ленточки, колокольчики разного размера и разного звучания, бусы, крупные пуговицы, кусочки тканей, горох, фасоль, гладкая и шершавая бумага, перышки, магниты, массажные кольца, массажные шарики, бигуди, пробки от пластиковых бутылок, трубочки для коктейля, щетки зубные, карандаши, фигурки деревянные с отверстиями для шнуровки, шарики воздушные.
Рекомендации по использованию пособия
Используя данный материал, рекомендую:
• Первые игры должны быть легкими для восприятия.
• На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
• Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
• Обучение должно проходить в игровой форме.
• Дидактическое пособие «Ловкие ручки» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются.
• Игры, упражнения могут проводится индивидуально, так и с подгруппой от 2 до 6 человек. Дидактического материала достаточно он может меняться в зависимости от задач и для разнообразия. Используется в работе с детьми от 3 до 7 лет
При использовании данного дидактического пособия применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
• Массаж, самомассаж – упражнения на повышение уровня активации, развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
• Пальчиковая гимнастика - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
• Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
• Упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук - данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, развивают тактильную чувствительность.
Сенсорное воспитание одно из важных составляющих повышении качества дошкольного образования. Данное пособие способствует развитию сенсомоторных качеств у воспитанников и развивает мелкую моторику рук.
По дидактическому пособию разработана презентация, которая включает описание игр, упражнений, которые применяются при использовании этого пособия.