Ирина Коптелова
Проект «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Публикация «Проект „Умелые ручки“» размещена в разделах
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Цель проекта : Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Новизна проекта :
Использование игр с применением информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, штрихуют, раскрашивают с помощью компьютерной графики.
Проект реализуется в соответствии с образовательной программой детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. На каждом этапе проекта решаются свои задачи.
Задачи:
Обучающие:
Научить детей владеть графическими навыками письма
Формировать навыки исполнительского мастерства
Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук
Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
Исполнители проекта : Дети, воспитатель, родители
Сроки: Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май)
2. Этапы реализации проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Изучение и подбор практических и методических источников по заявленной теме
Разработка перспективного плана работы
Организация выставочного уголка творческого проекта
Разработка плана совместной деятельности детей и родителей
Выбор темы проекта
Разработка проекта по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ:
Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.
Отследить уровень развития у детей по конструированию и ручному труду.
Составить характеристику уровня развития детей по аппликации.
Охарактеризовать уровень развития детей по лепке.
ПРАКТИЧЕСКИЙ:
Разработка консультативного материала, занятий для родителей.
Разработка образцов продуктивной деятельности для работы с детьми.
Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей группы.
Организация для родителей практико-ориентированных занятий в целях заинтересованности к совместной продуктивной деятельности с детьми.
ОБОБЩАЮЩИЙ:
Анализ эффективности работы системы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей.
Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей.
Составление картотеки игр и упражнений.
Систематизация конспектов занятий продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики.
Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, отражающих содержание работы с детьми.
3. Основные принципы реализации проекта
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтения литературы, театрализованной деятельности, продуктивной деятельности.
2. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
3. Принцип гуманности - предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
4. Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
5. Принцип системности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.
6. Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и разновозрастного развития.
7. Принцип регионализма - использование объектов культуры, прежде всего, своего края, с учетом его историко -географических, этнографических особенностей.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного
развития личности ребё нка в процессе развития мелкой моторики руки:
1. Систематичность и последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности;
2. Соблюдение временного регламента, не вызывающего переутомления ребенка;
3. Учет индивидуального уровня и темпа развития;
4. Ориентировка на успешность ребенка, выполняющего задания: они предлагаются таким образом, чтобы ребенок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это чрезвычайно важно, чтобы повышать его самооценку, настраивать на победу.
4. Предполагаемый результат реализации проекта.
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Овладение нормами этики поведения.
Формирование у родителей представления о значимости развития мелкой моторики и координации движения рук у детей.
Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад».
5. Основные направления и методы работы с детьми.
Различные виды массажа с предметами и без.
Массаж кистей, ладоней и пальцев рук различными способами
Пальчиковая гимнастика
Работа с глиной, пластилином, соленым тестом.
Работа с раздаточным материалом (пуговицы, спички, бусины, крупы и т. д.)
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание)
Работа с бумагой, тканью разной текстуры, ватой, нитками (оригами, вырезание, аппликация)
Работа с природным и бросовым материалом (камни, шишки, семена, скорлупа от орехов и т. д.)
Для игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников использую следующие методы: практический, игровой, наглядный, словесный.
6. Технология работы.
В дошкольном возрасте работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук необходимо проводить в игровой форме.
Самомассаж кистей рук оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. В самомассаже используются традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.
Самомассаж каждого пальчика предполагает многократное массажирование их в направлении от ногтевой фаланги к его основанию при помощи указательного и большого пальцев противоположной руки. Возможны и круговые движения.
Массаж шестигранным карандашом. Неотточенные карандаши с граненной поверхностью используются для массажа ладоней и кончиков пальцев путем катания их в быстром темпе между ладонями до возникновения чувства тепла, а также перебирания карандаша пальцами одной руки. Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры». Исследователи указывают, что включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Ребенок учится контролировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми упражнениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается фантазия и воображение.
7. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит
овладение письмом.
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является индивидуальная работа с мозаикой. Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает несколько разных действий – от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что способствует развитию внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координация, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти.
Большое внимание нужно уделять индивидуальной работе с детьми, особое место в которой занимает работа со шнуровками, разрезными картинками, прищепками, игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой.) Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
Изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно замечено, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеют техникой рисунка, легче выучиваются писать. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию моторики рук.
Нетрадиционная техника рисования: пальчиками, ватными палочками, оттиск ладошками, листьями, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, пробками, ниткопись – вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения; пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение. Детям интересно рисовать привычные предметы разными способами, в разной технике, помимо мелкой моторики идёт развитие творческих способностей детей. С помощью таких занятий у детей развиваются творческие способности. Дошкольники становятся всесторонне развиты: более общительны, доброжелательны, сплоченные, внимательные.
Вырезывание ножницами. Особое внимание нужно уделить усвоению основных приемов вырезания – вырезание по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук воспитателя при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, дети должны усвоить, что они вырезывают, не целую форму, а ее половину. Задача вырезать лишь половину предмета требует особого пристального контроля за действиями руки, и выполнение такой работы способствует хорошему развитию зрительно-двигательной координации. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Действия рук с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев.
Работа с бумагой. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, оригами. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т. е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. Тематика оригами разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения. В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием.
С большим интересом и желанием дети осваивают нетрадиционные способы работы с бумагой – «квиллинг», обрывная аппликация, бумагоскручивание.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание. Скручивание бумаги в очень мелкие спирали служит хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Различные графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом
обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;
штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями.
трафареты по различным лексическим темам: «Животные», «Транспорт», «Одежда» и т. д.
дорисовывание симметричных частей предметов.
Начиная со старшего дошкольного возраста, используются в работе с детьми рабочие тетради:
«Проверяем знание дошкольника» Гавриной С. Е. и Кутявиной Н. Л.
Серия игровых книг «Школа Семи Гномов» Дорофеевой А.
Пособия помогают подготовить руку ребёнка к письму, развить пространственное воображение, научить дошкольника правильно держать ручку, карандаш. В дальнейшем эти навыки послужат детям основой для формирования каллиграфически правильного письма. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие.
7. Мониторинг готовности руки к письму и развития
мелкой моторики у дошкольников
Исследование готовности к письму и развития мелкой моторики проводилось с детьми в игровой форме.
Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность онтролировать координацию движений пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание –разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Оригами.
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Конструирование.
Знакомство с различными видами конструкторов (лего, железные конструкторы, кубики). Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.
Графические упражнения.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу, графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру, работа с трафаретами, работа в прописях.
Игры и действия с предметами.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Низкий уровень – тонкие движения пальцев рук некоординированные, движения скованные, отсутствует точность, ловкость движений, к концу выполнения задания пальцы становятся неловкими и напряженными. Дети не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные;
Средний уровень – мелкая моторика развита недостаточно, дети испытывают трудности при выполнении определенных двигательных операций. Тонкие движения рук недостаточно координированы, ловки,
уверены; дети не могут регулировать силу пальцев рук при нажиме.
Высокий уровень – мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
8. Оборудование и материалы.
Стеллажи и стенка для хранения материала:
Природный материал;
Тесто, пластилин, глина, крупы;
Поролон, проволока, нитки;
Массажные мячи, пуговицы, прищепки, скрепки,счетные палочки;
Бумага, ножницы;
Театр (пальчиковый, теневой);
Ленты (разной длины и ширины).
Учебно-наглядное пособие:
Дидактические игры, мозаика, пазлы, конструктор.
Техническое оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, дисковые записи классической музыки,
детских песен, звуки природы.
Методический фонд:
Схемы поэтапного выполнения оригами;
Штриховки, трафареты.
9. Перспективное планирование работы с детьми
10. Работа с родителями
Одним из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности воспитателя ДОУ является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Работу с родителями строю по принципу взаимодействия, взаимопонимания и взаимоуважения. Обращаю внимание на единство требований семьи и детского сада, привлекаю родителей к вопросам обучения и воспитания.
Форма работы с родителями:
Выставки и конкурсы
Консультации и практикумы
Участие в кружковой работе
Совместные развлечения
День открытых дверей
Наглядная информация
Посещение выставок, музеев
11. Перспективное планирование работы с родителями
№ ТЕМА МЕСЯЦ
1 Изготовление поделок из природного материала, оформление выставки «Дары Осени». сентябрь
2 Родительское собрание «Крупная польза мелкой моторики в жизни ребенка»; Оформление совместной выставки родителей и детей «Математический Знайка». октябрь
3 Шпаргалка для родителей «Тренируем пальчики – развиваем речь», «Гимнастика для пальчиков», «Массаж с помощью шестигранного карандаша». в течение года
4 Семинар-практикум «Развиваем мелкую моторику» ноябрь
5 Мастер – класс «Бумажные чудеса». Изготовление поделок к Новому году. декабрь
6 Посещение родителями логопедических и практических занятий в течение года
7
Совместная выставка детей и родителей «Парад снеговиков». январь
8 Родительское собрание: «Ознакомление с тематическим планом по развитию графических навыков» февраль
9 Консультация «Развитие графических умений и навыков детей, как основной компонент подготовки к обучению в школе», «Специальная гимнастика для рук, которая поможет укрепить мышцы и развить мелкую моторику», март
10 Информация в родительском уголке: «Готовим руку к письму», «Мелкая моторика в быту», «Что такое штриховка и зачем она нужна?» в течение года
11 Кукольный театр «Как медвежонок в школу собирался».
Консультация «Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя пальчиковые игры» апрель
12 Итоговое родительское собрание: «Как помочь ребенку овладеть навыками письма»
Итоговая выставка «Умелые ручки». май
13 Индивидуальные консультации по вопросам родителей. В течение года
12. Организация работы с педагогами
Форма работы с педагогами по развитию мелкой моторики: консультации, картотека игр; пятиминутки (рекомендации); мастер класс, выставки.
Перспективное планирование работы с педагогами
№ ТЕМА МЕСЯЦ
1 Педагогическая мастерская: «Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
сентябрь
2 Оформление выставки: «Дары Осени»; «Математический Знайка»
октябрь
3 Открытый показ для педагогов НОД «ФЭМП» ноябрь
4 Консультация для педагогов: «Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
декабрь
5 Посещение практических занятий январь
6 Консультация «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук»
февраль
7
Консультация «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»
март
8 Консультация «Готовим ребенка к письму», «Писать красиво нелегко!»
апрель
9 Оформление выставки: «Умелые ручки» май
13. Заключение
Развитие мелкой моторики и координации движений рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности,
которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.