Кристина Софьина
Программа «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы развивать познавательные, конструктивные,
творческие и художественные способности в
процессе создания художественных образов,
используя различные материалы и техники
лепки и аппликации.
Направленность программы художественная
Срок реализации программы 2 года
Вид программы
Уровень реализации программы адаптированная
дошкольное образование
Публикация «Программа „Умелые ручки“» размещена в разделах
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы 5-6 лет
Знать: общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Уметь: изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, поделки для оформления группового помещения
активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом
Владеть: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов;
6-7 лет
Знать: приёмы работы с материалами и инструментами по изготовлению композиций
Уметь: креативно мыслить, проявлять творческую активность
Владеть: технологиями декоративно- прикладного творчества
Пояснительная записка
Направленность программы
Направленность дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» художественная. Программа воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.
Новизна программы состоит в том, что воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняют друг друга, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников.
Актуальность программы Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок, теста, пластилина и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Отличительной особенностью программы является синтез программ дошкольного образования и современных образовательных технологий, она дает возможность каждому воспитаннику попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Педагогическая целесообразность программы
Одно из основных направлений современного детского сада – усиление воспитывающей функции всего воспитательно-образовательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Занятие детей декоративно- прикладным творчеством тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. Знакомясь с декоративно – прикладным творчеством, работами народных мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
В основе программы лежит идея использования потенциала декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.
Цель программы : развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания художественных образов, используя различные материалы и техники лепки и аппликации.
Задачи программы :
5-6 лет
Обучающие: обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов, теста;
изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера; изготовление поделок вместе с родителями;
Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;
6-7 лет
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству;
обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию дошкольников;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации программы : 2 года
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Форма детского образовательного объединения: кружок
Режим организации занятий: Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
1 раз в неделю по 25 минут для детей 5-6 лет, 30 мин. для детей 6-7 лет
Количество занятий в год: 33
Общий курс: 66
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы воспитанники будут :
5-6 лет
Знать:
-общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Уметь: изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, поделки для оформления группового помещения
активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом
Владеть: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов;
6-7 лет
Знать: приёмы работы с материалами и инструментами по изготовлению композиций
Уметь: креативно мыслить, проявлять творческую активность
Владеть: технологиями декоративно- прикладного творчества
Критерии оценки выполненных работ:
- аккуратность;
- самостоятельность;
- индивидуальный стиль;
- использование нескольких техник при изготовлении изделия.
Форма подведения итогов: выставки, итоговое занятие с приглашением родителей и администрации ДОО.
Учебно-тематический план работы
5-6 лет
№
п/п Наименование
модулей, разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 Что созрело в огороде 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
2 Гроздь винограда 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
3 Знакомство с искусством-натюрморт 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
4 Знакомство с искусством-рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
5 Золотая осень 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
6 Знакомство с искусством-дымковские игрушки 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
7 Дымковский конь 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
8 Фартук для дымковской куклы 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
9 Весёлая ярмарка 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
10 Тарелка с узором 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
11 Дети на прогулке зимой 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
12 Снегурочка возле ёлки 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
13 Игрушечный клоун 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
14 Девочка в зимней шубке катает снежный ком 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
15 Знакомство с искусством-рассматривание портретов 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
16 И весело, и грустно 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
17 Жилые дома разной архитектуры 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
18 Какие машины привозят продукты в магазин 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
19 Знакомство с искусством-рассматривание предметов с городецкой росписью 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
20 Узор на полосе из бутонов и листьев 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
21 Портрет мамы 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
22 Узоры на кухонных досках 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
23 Городецкий конь-качалка 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
24 Кукольная мебель с городецким узором 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
25 Стаканчики для карандашей 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
26 Ваза, украшенная цветком 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
27 Чашка с блюдцем 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
29 Ваза для цветов 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
30 Выставка посуды 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
31 Забавные рожицы 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
32 Клоуны в цирке 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
33 Итоговое 1 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Итого в год 33 13,7 5,5 8,2
Учебно-тематический план работы
6-7 лет
№
п/п Наименование
модулей, разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 Знакомство с искусством-рассматривание натюрмортов 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
2 Натюрморт из овощей и фруктов 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
3 Кисти и гроздья ягод 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
4 Ветки осенней рябины в вазе 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
5 Осенний натюрморт 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
6 Осенний пейзаж 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
7 Калининские птички 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
8 Воробышек 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
9 Синички на ветках 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
10 Снегири на ветке рябины 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
11 Новогодняя поздравительная открытка 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
12 Знакомство с искусством-народная игрушка 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
13 Дымковские игрушки 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
14 Расписные птицы 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
15 Барыня 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
16 Театр 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
17 Знакомство с искусством-рассматривание иллюстраций 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
18 Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
19 Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
20 Царевна-лебедь 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
21 Знакомство с искусством-рассматривание гравюр, иллюстраций, выполненных штрихами 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
22 Расцвели красивые цветы 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
23 Совушка-сова 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
24 Нарисуй штрихами что хочешь 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
25 Знакомство с искусством-русское народное декоративно-прикладное искусство 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
26 Хохломской узор на миске 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
27 Хохломские ложки 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
29 Хохломские ковши-птицы 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
30 Нарциссы и тюльпаны 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
31 Весенний букет в вазе 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
32 Цветёт сирень 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
33 Итоговое 1 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Итого в год 33 16,5 5,5
Содержание изучаемого курса