Татьяна Гринина
Рабочая программа кружка театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
кружка театрализованной деятельности
Автор программы :
Гринина Татьяна Андреевна
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации программы : 1 год
Пояснительная записка.
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Публикация «Рабочая программа кружка театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения.
Актуальность использования театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста заключается в том, что она является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Идея сказок, их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите человека. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на занятие, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала занятия.
Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.
Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
Цель программы : создание условий для развития творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:
1. «Музыка» - учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Художественная литература» знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
3. «Речевое развитие» - развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Чтение художественной литературы» - знакомство с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Познавательное развитие» - знакомство с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
Формы: игровая, словесная, групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование: различные виды театров (настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе, пальчиковый); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски); атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, декорации, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал).
Прогнозируемые результаты :
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя — подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем : обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Литература:
1. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа
«Театр – Творчество – дети» (развитие творческих способностей)
2. Буренина А. И. «Театр всевозможного» : От игры до спектакля СПб., 2002
3. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 2002 г.
4. И. В. Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
5. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года. Кружковое занятия проводятся по 25 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 26 занятий в год.
Учебный план
Количество в неделю Количество в месяц
октябрь 1 4
ноябрь 1 4
декабрь 1 4
январь 1 2
февраль 1 4
март 1 4
апрель 1 4
Итого занятий 7 26
Тематический план
Декабрь
Тема Цель Оборудование
Мимика. Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б. Заходера: «Вот как я умею». Упражнения на выразительность движений и мимики. Мимические этюды у зеркала. Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.
Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок
Наше настроение. Этюды на выражение основных эмоций: «Чуть-чуть грустно», «Курица с цыплятами», «Гусь».
Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.
Иллюстрации к основным эмоциям.
Этюды «Снежинки». «О чем грустит зима». Совершенствовать умение детей воспроизводить различные ритмы, мелодии. Костюмы снежинок.
«Машенька и рукавички»
Кукольный спектакль. Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики, волк.
Январь
Лесная сказка. Знакомство с содержанием музыкальной сказки «Три медведя». Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев. Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета.
Фланелеграф, иллюстрации к сказке.
Наступили холода. Игра – разминка «Холодок». Имитационные этюды /Метель, ласка/, игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю». Этюд – упражнение «Как воет ветер». Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.
Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.
Февраль
Тема Цель Оборудование
«Зайчик».
Русская народная считалка.
«Прыг да скок»
Русская народная игра. Вызывать интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе. Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика.
«ЛИСА»
русская народная попевка. Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски. Настольная ширма. Перчаточная игрушка лиса. Шапочки-маски зайчиков по количеству детей.
Храбрый петух. Знакомство с кукольным театром. Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр сказки «Храбрый петух».
Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.
Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.
«Бабушкины
забавушки» Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога. Настольные игрушки: корова, козлёнок, утка, гусь, воробей. Колокольчики по количеству детей в группе. Платок для бабушки.
Март
Тема Цель Оборудование
Домашние любимцы. Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».
Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.
Настольный театр, маски зверей по сказке.
«Шарик мой голубой» песенка. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки.
Создать радостное настроение, желание играть с резиновыми игрушками. Голубые воздушные шары, комплект резиновых игрушек
Мой щенок. Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»
Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.
Маски –шапочки зверей.
«Серенький козлик»
Кукольный спектакль. Развивать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон Декорации, комплект резиновых кукол к спектаклю «Серенький козлик».
Апрель
Тема Цель Оборудование
Весенний дождь. Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию. Игра «Дождливо - солнечно». Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс». Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.
Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение
«Шла собачка»
русская народная потешка.
«Петух» русская народная считалка Закреплять интерес к театрально-игровой деятельности.
Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народными игрушками. Разучивание русской народной потешки «Шла собачка»
Кукла Маша. Комплект народных игрушек: петух, заяц, лиса, собака, медведь
Диагностика детей. Диагностика детей с целью выявления достигнутых результатов, их анализ для последующей работы.