Лилия Бадриева
Кружковая работа «Литературная гостиная» с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчики :
Старший воспитатель : Бадриева Лилия Шаукатовна,
Воспитатель: Шутова Анна Борисовна
Кружок «Литературная гостиная» по развитию речи детей посредством методики символизации на основе регионального компонента
Перспективное планирование (с октября 2018 по апрель 2019 гг.)
Октябрь
1-ая неделя
Публикация «Кружковая работа „Литературная гостиная“ с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Литературные сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
«История- сказ об Урале-батюшке»
Программное содержание
1. Познакомить детей с историей заселения Урала.
2. Развивать речь, обогащать словарь, познакомить детей со значением слов: «величают» - зовут; «Гнушаться»- не желать иметь дело;
«Спотычка» - неожиданное препятствие
3. Воспитывать любовь к малой родине – Уральскому краю.
Зрительный ряд:
1. Карты России, Челябинской области
2. Глобус
3. Презентация на тему «Урал – наш край»
4. Коллекция уральских камней
Литературный ряд :
1. С. Васильев «На Урале»
2. Агапова «История- сказ об Урале – батюшке»
2-ая неделя
«История- сказ об Урале-батюшке»
Программное содержание
1. Закрепить знания детей об истории заселения Урала.
2. Развивать умение последовательно передавать содержание сказа используя наглядную модель.
3. Воспитывать патриотические чувства.
Зрительный ряд:
1. Карты России, Челябинской области
2. Репродукции картины С. Кириллов «Портрет Петра 1»;
Б. Иогансон «На старом Уральском заводе»
3. Фотографии деревянных изб
4. Наглядная модель сказа с использованием символов
Литературный ряд :
«История- сказ об Урале – батюшке»
3-я неделя
Разыгрывание сказки «Гуси – лебеди» (обр. А. Н. Толстого)
Программное содержание
1. Развивать умение последовательно передавать содержание сказки.
2. Продолжать учить подбирать заместители по заданным признакам (форме и цвету, строить модель сказки по ходу ее изложения.
3. Воспитывать любовь к русским народным сказкам
Материалы:
1. Книга с иллюстрациями
2. Мольберт, указки
Раздаточный материал:
1. На разносах наборы геометрических фигур для каждого ребенка: круги красный, синий, коричневый, большой черный; прямоугольник оранжевый, желтый, голубой, треугольник белого цвета
2. Листы бумаги для разыгрывания сюжета (зеленый тон)
4-ая неделя
Разыгрывание сказки «Гуси – лебеди»
с элементами творчества
Программное содержание
1. Развивать умение последовательно передавать содержание сказки с элементами творчества.
2. Закрепить умение подбирать заместители по заданным признакам (форме и цвету, строить свою творческую модель сказки по ходу ее изложения.
3. Воспитывать коммуникативность, гуманизм.
Материалы:
1. Книга с иллюстрациями
2. Мольберт, указки
Раздаточный материал:
1. На разносах наборы геометрических фигур для каждого ребенка: круги красный, синий, коричневый, большой черный; прямоугольник оранжевый, желтый, голубой, треугольник белого цвета
2. Листы бумаги для разыгрывания сюжета (зеленый тон)
Ноябрь
1-ая неделя
«Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»
Программное содержание
1. Познакомить детей с уральской домовой росписью, ее назначением
2. Развивать речь, обогащать словарь «познакомить детей со значением слов : «теплуха» - печка, «пониточек»- верхняя одежда, «лопочет» - говорит невнятно, «подлеток» - подросток, «негоже» - нехорошо, «жило» - изба, «бахвалятся» - хвалиться.
3. Воспитывать интерес к уральской росписи, любовь к родному краю.
Зрительный ряд:
1. Макет избы, листы плотной бумаги – «Стены» с росписью
2. Цветные фотографии элементов интерьера избы из книги Барадулина «Народные росписи Урала»
3. Предметы народных мастеров, украшенные росписью (хохломской, городецкой)
Литературный ряд :
Лопатина, Агапова «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»
2-ая неделя
«Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»
Программное содержание
1. Закрепить знание детей с уральской домовой росписью, ее назначением
2. Продолжать развивать умение последовательно передавать содержание сказки используя наглядную модель.
3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Зрительный ряд:
1. Макет избы, листы плотной бумаги – «Стены» с росписью.
2. Цветные фотографии элементов интерьера избы из книги Барадулина «Народные росписи Урала».
3. Наглядная модель сказки на основе символов
Литературный ряд :
Лопатина, Агапова «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»
3-я неделя
Пересказ сказки Н. Сладкова «ПОЧЕМУ НОЯБРЬ ПЕГИЙ»
Программное содержание
1. Развивать умение детей самостоятельно строить и использовать пространственную модель при пересказе художественного произведения.
2. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения о природе, а также умение выразительно передавать диалоги персонажей сказки.
Материал
1. Картина «Поздняя осень»
2. Картина перелета птиц, погодных явлений
Раздаточный материал
Листы бумаги, карандаши
4 -ая неделя
Творческий пересказ сказки Н. Сладкова «ПОЧЕМУ НОЯБРЬ ПЕГИЙ»
Программное содержание
1. Развивать умение детей самостоятельно строить и использовать пространственную модель при творческом пересказе художественного произведения.
2. Продолжать формировать эмоциональную отзывчивость на произведения о природе.
3. Совершенствовать умение выразительно передавать диалоги персонажей сказки.
Материал
1. Картина «Поздняя осень»
2. Картина перелета птиц, погодных явлений
Декабрь
1-ая неделя
«Фольклор народов Южного Урала»
Программное содержание
1. Познакомить с фольклором народов Южного Урала: русские пословицы и поговорки, башкирские пословицы и поговорки, татарские пословицы и поговорки и их значение.
2. Развивать познавательный интерес, любознательность.
3. Воспитывать толерантность и уважение к традициям других народов.
Материал
1. Карты России, Челябинской области
2. Глобус
3. Презентация на тему «народы Южного Урала»
4. Фольклор народов Южного Урала»
2-ая неделя
«Фольклор народов Южного Урала»
Программное содержание
1. Закреплять знание детей об особенностях фольклора народов Южного Урала.
2. Совершенствовать умение составлять свои схемы - модели понравившимся пословицам и поговоркам.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал
1. Карты России, Челябинской области
2. Глобус
3. Презентация на тему «народы Южного Урала»
4. Фольклор народов Южного Урала»
Раздаточный материал
Листы бумаги, карандаши
3-я неделя
«Легенда об изумрудах»
Программное содержание
1. Познакомить детей с «Легендой об изумрудах»
2. Развивать речь обогащать словарь : значение слов «Легенда» и «Изумруды»
3. Воспитывать любовь к Уральскому краю
Материал
1. Презентация на тему «Богатство Южного Урала»
2. Легенда об изумрудах
3. Коллекция камней Южного Урала
4-ая неделя
«Легенда об изумрудах»
Программное содержание
1. Закреплять знание детей о богатствах Южного Урала.
2. Совершенствовать умение последовательно передавать содержание легенды, используя наглядную модель
3. Воспитывать патриотические чувства.
Материал
1. Презентация на тему «Богатство Южного Урала»
2. Легенда об изумрудах
3. Коллекция камней Южного Урала
4. Модель-схема легенды с использованием символов
Январь
3-я неделя
Русская народная сказка «Снегурочка» (пересказ)
Программное содержание
1. Развивать умение последовательно передавать содержание сказки.
2. Совершенствовать умение подбирать заместители по заданным признакам (форме, цвету).
3. Закреплять умение строить модель сказки по ходу ее изложения
4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам
Материал
Книга с иллюстрациями
Мольберт, указка
Раздаточный материал
1. На разносах наборы геометрических фигур для каждого ребенка
2. Листы бумаги для разыгрывания сюжета
4-ая неделя
Русская народная сказка «Снегурочка» (творческое разыгрывание)
Программное содержание
1. Развивать умение последовательно передавать содержание сказки с элементами творчества.
2. Закреплять умение подбирать заместители, строить свою творческую модель сказки по ходу ее изложения.
3. Воспитывать гуманизм и коммуникативность.
Материал
1. Книга с иллюстрациями
2. Мольберт, указка
Раздаточный материал
1. На разносах наборы геометрических фигур для каждого ребенка
2. Листы бумаги для разыгрывания сюжета
Февраль
1-я неделя
Башкирская народная сказка «Ленивый сын» (пересказ)
Программное содержание
1. Развивать умение последовательно передавать содержание сказки.
2. Совершенствовать умение подбирать заместители по заданным признакам (форме, цвету).
3. Воспитывать уважительное отношение к культуре башкирского народа
Материал
1. Книга с иллюстрациями
2. Мольберт, указка
Раздаточный материал
1. На разносах наборы геометрических фигур для каждого ребенка
2. Листы бумаги для разыгрывание сюжета
2-я неделя
Башкирская народная сказка «Ленивый сын» (творческий пересказ)
Программное содержание
1. Развивать умение последовательно передавать содержание сказки с элементами творчества.
2. Закреплять умение подбирать заместители, строить свою творческую модель сказки по ходу ее изложения.
3. Воспитывать гуманизм и коммуникативность.
Материал
1. Книга с иллюстрациями
2. Мольберт, указка
Раздаточный материал
1. На разносах наборы геометрических фигур для каждого ребенка
2. Листы бумаги для разыгрывания сюжета
3-я неделя
Знакомство с Южноуральскими писателями и поэтами Борченко А. Г. и его рассказ «Белый воробей»
Программное содержание
1. Познакомить с творчеством южноуральского писателя - поэта Борченко А. Г. и его произведением «Белый воробей».
2. Развивать речь, обогащать словарь.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения о природе.
Материал
1. Карты России, Челябинской области
2. Глобус
3. Портрет писателя – поэта Борченко А. Г.
4. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели дет
4-я неделя
Борченко А. Г. и его рассказ «Белый воробей»
Программное содержание
1. Закреплять знание детей о южноуральском писатели Борченко А. Г.
2. Совершенствовать умение последовательно передавать содержание рассказа, используя наглядную модель.
Материал
1. Карты России, Челябинской области
2. Глобус
3. Портрет писателя – поэта Борченко А. Г.
4. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели детям»
5. Наглядная модель рассказа с использованием символов
Март
1-я неделя
Борченко А. Г. и его поэзия
Программное содержание
1. Продолжать знакомить с произведениями поэта – писателя Борченко А. Г. Стихотворение «Про весну и про крота»
2. Разучивание стихотворения поэта – писателя Борченко А. Г. «Про весну и про крота», используя наглядную схему – модель.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал
1. Карты России, Челябинской области
2. Глобус
3. Портрет писателя – поэта Борченко А. Г.
4. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели детям»
5. Наглядная модель стихотворения
2-я неделя
Власова С. К. Южноуральская сказительница и ее сказ «Иванков камень»
Программное содержание
1. Познакомить с творчеством Южноуральской сказительницы Власовой С. К. и ее сказом «Иванков камень»
2. Развивать речь, обогащать словарь, познакомить с образным выражением «Орлы - ребята»
3. Воспитывать любовь к родному краю
Материал
1. Карты России, Челябинской области
2. Глобус
3. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели детям»
4. Портрет Власовой
3-я неделя
Власова С. К. Южноуральская сказительница и ее сказ «Иванков камень»
Программное содержание
1. Закреплять знание детей о Южноуральской сказительницы Власовой С. К.
2. Совершенствовать умение последовательно передавать содержание сказа, используя наглядную модель.
3. Воспитывать патриотические чувства.
Материал
1. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели детям»
2. Портрет Власовой
3. Наглядная модель сказа с использованием символов
4-я неделя
Гроссман М. С. Магнитогорский писатель – поэт и его произведение «Как у нас появились голуби»
Программное содержание
1. Познакомить с творчеством Магнитогорского писателя поэта Гроссманом М. С. и его произведением «Как у нас появились голуби»
2. Развивать речь, обогащать словарь.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения о природе
Материал
1. Портрет Госсмана М. С.
2. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели детям»
3. Изображение голубей
Апрель
1-я неделя
Гроссман М. С. Магнитогорский писатель – поэт и его произведение «Как у нас появились голуби»
Программное содержание
1. Закрепить знание детей о Магнитогорском писателе поэте Гроссмане М. С.
2. Совершенствовать умение последовательно передавать содержание рассказа.
3. Воспитывать любовь к животному миру.
Материал
1. Портрет Госсмана М. С.
2. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели детям»
3. Изображение голубей
4. Наглядная модель рассказа
2-я неделя
Гроссман М. С. и его поэзия
Программное содержание
1. Продолжать знакомить с произведениями писателя поэта Гроссмана М. С. и его стихотворением «От кого спасать его?»
2. Разучивать стихотворение Гроссмана М. С. «От кого спасать его?» используя наглядную схему – модель.
3. Воспитывать положительное отношение к юмористическим произведениям
Материал
1. Портрет Госсмана М. С.
2. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели детям»
3. Наглядная модель стихотворения
3-я неделя
Дышаленкова Р. А. Магнитогорская поэтесса и ее стихотворение «В гостях у бабушки»
Программное содержание
1. Познакомить с творчеством Магнитогорской поэтессы Дышаленковой Р. А. ее стихотворением «В гостях у бабушки»
2. Разивать речь, обогащать словарь.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость к пожилым людям.
Материал
1. Портрет Дышаленковой Р. А.
2. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели детям»
4-я неделя
Дышаленкова Р. А. Магнитогорская поэтесса и ее стихотворение «В гостях у бабушки»
Программное содержание
1. Закрепить знание детей о Магнитогорской поэтессе Дышаленковой Р. А.
2. Разучивать стихотворение «В гостях у бабушки» с использованием наглядной модели.
3. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.
Материал
1. Портрет Дышаленковой Р. А.
2. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Южноуральские писатели детям»
3. Наглядная модель стихотворения.