Ольга Митрофанова
Кружковая работа с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Kружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Кружок «Развивалки»
МБДОУ «Детский сад №10 п. Зименки» старшая группа
Руководитель кружка : Митрофанова О. С.
Время проведения: 1раз в неделю (вторник 16.00-16.30)
Цель: Развитие умственных способностей и творческой активности детей посредством развивающих игр Б. П. Никитина
Пояснительная записка.
Кружок «Развивалки» основан на развивающих играх Б. П. Никитина. Методика Никитиных относится к методикам раннего развития детей.
Публикация «Кружковая работа с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Сущность и особенность творческих развивающих игр Б. П. Никитина
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития».
Эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.
Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».
По методике Никитиных игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с взрослыми. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам Никитина, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей
ребенка".
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и
достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.
Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков (кубики Никитина, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. ; Кубики Никитина можно сделать самостоятельно (скачать описание кубиков Никитина);
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации;
Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному;
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости);
Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка
своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
Б. П. Никитину принадлежит идея НУВЭРСа - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной. Если вовремя не давать определенную нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации и ждущие развития, то может начаться процесс их атрофии и бездействия.
Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, развиваются потом в большей степени.
Перспективный план работы кружка «Развивалки».
Конспект занятия кружка «Развивалки» по развивающим играм для старшей группы.
Тема: Путешествие Веселых человечков.
Задачи:
1) Способствовать усвоению соотношения целого и частей, умению делить целое на части (СК)
2) Приобщать детей к активной мыслительной деятельности (Задачки)
3) Развивать цветовое зрение. Формировать представление о дроби (Дроби)
4) Развивать графические способности, пространственное воображение, логическое мышление, конструктивные способности, сообразительность (СУ)
5) Продолжать учить детей раскладывать карточки по порядку от 0 до 5: упражнять в устном счете до 10 и обратно (Точечки)
6) Закреплять умение детей понимать схематическое изображение (Замри)
Материал:
у воспитателя: игрушки Незнайка и Петрушка, загадки, круги для игры «Дроби», мяч, схемы для игры «Замри», погремушка, подарки, карточка – узор к игре СУ, кукла, замок из строительного материала, магнитофон, цифры.
у детей: части к игре «Дроби», тарелочки, кубики к игре СУ, СК20, карточки к игре «Точечки» от 0 до 5.
Ход занятия
1 ч
Воспитатель: Ребята, Незнайку и Петрушку пригласили отправиться в путешествие в страну сказок. «Как помочь друзьям попасть туда?»
Дети: на самолете, теплоходе… ковре – самолете
Воспитатель: Вот у меня небольшой макет ковра-самолета (показ) Какой формы?
Дети: квадратной
Воспитатель: Внимательно посмотрите и сложите ковры – самолеты такие же как у меня
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Вот и готовы ковры – самолеты, можно отправляться в путешествие Веселые человечки приглашают нас с вами в путешествие. Давайте закроем глаза и представим, как мы полетим высоко-высоко.
(Звучит музыка)
Воспитатель: Но что это? Ребята, это космические пираты, они не разрешают нам продолжать путь, пока мы не решим задачки.
2 ч
1. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней, «чисел» (сегодня, завтра, или вчера, сегодня, завтра)
2. В осеннюю славную пору, отправились зайчики в школу
Вот 8 зайчат по дорожке идут
За ними вдогонку, еще 2 бегут
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Шагает зайчишек осенней порой? (10)
3. Пока дружно мы зайцев считали
Птички в кормушке все зерна склевали
В кормушке сидели лишь 3 только птицы
Но к ним прилетели еще 2 синицы
Так сколько же птиц здесь в кормушке у нас,
А ну пусть ответит каждый из вас. (5)
4. 3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый?
3 ч
Воспитатель: Молодцы, ребята быстро справились с задачками.
- Дети, Веселые человечки услышали чьи-то позывные, кто-то просит о помощи. Да это же жители Изумрудного города. С ними приключилась беда. Злая Генгема своим колдовством разрушила весь город. Чтобы восстановить его нужно собрать волшебные круги из кусочков. Если все будет сделано правильно, колдовство Генгемы прекратит действовать.
- Ребята, хотите помочь жителям Изумрудного города? (ответы детей)
Воспитатель: Внимательно посмотрите, в каком порядке нужно складывать волшебные круги (показ на фланелеграфе)
- Из скольких частей состоит желтый круг?
- На сколько частей разделен розовый круг? (5)
- Из скольких частей состоит зеленый круг? (6)
- Возьмите по 1 части от каждого круга и разложите от самого большого до самого маленького кусочка.
- Какого цвета самая большая часть?
Какого цвета самая маленькая часть?
- Как проверить правильно ли Вы разложили?
Дети: нужно положить части друг на друга (дети накладывают части)
Воспитатель: Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Очень хорошо, ребята, все правильно сложили круги, город восстановлен, жители Изумрудного города благодарят вас за помощь.
(Дети убирают круги на тарелочку)
4 ч
Воспитатель: Ребята, а дальше вас ждет испытание: надо перейти через болото не замочив ноги, идти надо по кочкам, но главное, наступать по порядку чисел.
(Дети друг за другом переходят через болото 2 раза)
Воспитатель: Вот вы преодолели еще одно препятствие. Посмотрите, какой красивый замок перед нами.
- Как вы думаете, кто здесь живет?
(ответы детей)
5 ч
- Ребята, здесь живет Спящая красавица, ее заколдовала Ведьма, поэтому она теперь всегда спит. А чтобы ее разбудить, нужно составить узор «заветный цветок»
- Хотите помочь Спящей красавице.
Дети: Да
(Дети садятся за столы) показ карточки
- Ребята, внимательно посмотрите куда и как вы поставите кубики.
(Дети выкладывают узор)
Воспитатель: Ребята, вы очень старались,и случилось чудо. Спящая красавица проснулась, она благодарит вас за помощь и предлагает поиграть в ее любимую игру.
6 ч (Дети играют в игру)
7 ч
Воспитатель: Ребята, а Спящая Красавица просит помочь ей. Ведьма перепутала все карточки с точками, по которым она учится считать. И теперь она не сможет в них разобраться?
- Как можно помочь красавице?
Дети: разложить квадраты по порядку.
Воспитатель: Вы готовы помочь Спящей красавице
- Внимательно слушайте задание. Нужно разложить сначала зеленые квадраты, затем красные, а потом цифры от 0 до 5 слева направо.
(Дети выполняют задание)
- Проверьте друг у друга, нет ли ошибок
- Молодцы, ребята, Спящая красавица благодарит вас и дарит подарки (раздача сувениров)
Воспитатель: А сейчас мы закроем глаза и сосчитаем от 10 до 1 и вернемся в детский сад (считают)
Путешествие наше закончилось.
Веселым человечкам очень понравилось путешествовать с вами, они благодарят вас за помощь, надеются путешествовать с вами еще раз.
8 ч Рефлексия.
-Чем вы сейчас занимались? Что вам понравилось? (Ответы детей)
«ДРОБИ» (Д)
СЛОЖИ УЗОР (СУ)
СЛОЖИ КВАДРАТ (СК)