Виктория Ильенко
Круглый стол «Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
"Адаптация"
Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами); успешное прохождение периода адаптации.
План работы:
I. Дать определение адаптации.
II. Влияние адаптации на здоровье ребенка.
III. Способы облегчения адаптации.
Ход работы:
1. Что такое адаптация
Публикация «Круглый стол „Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Круглый стол для педагогов
- Младшая группа
- Темочки
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги. Тема круглого стола «Актуальные вопросы адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста, но требуют непременного участия взрослого и определенных воздействий.
Исследования Людмилы Николаевны Галигузовой, Раисы Владимировны Тонковой-Ямпольской, убедительно доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым, безусловно, относится и поступление в детский сад. Поступление ребенка в детский сад протекает для него не безболезненно.
Ведущий. Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, Натальи Юльевны Шведовой дает нам следующее определение: «Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям».
2. Влияние адаптации на здоровье ребенка.
Поступление ребенка в детский сад является для него новым неизвестным, следовательно, он пребывает в стрессовом состоянии. Стресс имеет свои особенности:
1-я особенность: ребенок находиться в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип – система выработанных условий рефлексов). Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.
2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменениями гормональной системы организма. Следовательно, задача детского учреждения облегчить стрессовую ситуацию, правильно воздействовать на детей и искать способы облегчения адаптации.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. Следовательно, ребенок заболевает.
Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, невосполнимый ущерб процессу формирования навыкам самостоятельного обслуживания и личностных качеств.
3. Способы, облегчающие адаптацию.
Ведущий. Воспитателям необходимо заранее познакомиться с семьей будущего воспитанника, выяснив какие привычки сложились в семье во время еды, засыпания, чем больше всего ребенок любит заниматься.
В период прихода ребенка в группу детского сада воспитателю следует дать ему понять, что только его и ждали, что о нем скучали и вспоминали.
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче перенесет всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации.
2. Возраст ребенка. После полутора лет временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.
3. Биологические и социальные факторы. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольную организацию также оказывают влияние на степень адаптации.
4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка.
Вывод: Для того, что бы период адаптации протекал с наименьшими осложнениями для ребенка необходимо:
1. Научить ребенка вступать в общение со взрослым и сверстниками.
2. Выработать привычку к режиму дня.
3. Повышать уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
4. Не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Следовательно, дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут физически крепкими, здоровыми и самостоятельными.