Елена Гайдар
Круглый стол «Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению речевого недоразвития у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того, чтобы наладить систематические, планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:
Публикация «Круглый стол „Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению речевого недоразвития у дошкольников“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Коррекция произношения
2. Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)
3. Формирование грамматических умений и навыков
Соответственно этим направлениям и должны даваться задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести нарушения, но и лишними эти задания не будут и для детей-логопатов и для детей с нормально-развивающейся речью. Поэтому в своей практике я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.
Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) выделяются следующие разделы:
1. Коррекция произношения
o Развитие мимики
o Развитие моторики
o Развитие артикуляционного аппарата
o Постановка нарушенного звука
o Автоматизация звука
o Дифференциация звуков
2. Формирование словаря
o Слова, обозначающие предметы (номинаты)
o Слова, обозначающие действия (предикаты)
o Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)
3. Формирование грамматических умений и навыков
o Связь слов в предложении (управление, согласование)
o Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)
o Работа над рассказом, пересказом
По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное речевое недоразвитие при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).
3. Советы родителям :
• Больше разговаривайте с ребенком
• Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия
(на прогулке, во время игры, больше говорить.
• Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
• Не подавляйте речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
• Замечайте, какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).
• Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино)
• Спрашивайте ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т. д. В ответ на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.
• Занятия с ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например – идя по улице.
• Упражнения для языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со стороны ребенка.
• Отрицательные эмоции со стороны родителей такие как нетерпение, неудовольствие недопустимы.
• У ребенка не может получаться сразу все. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребенка и сделать то, что у ребенка уже хорошо получается, напомнив, что этого он раньше тоже не мог.
• Оречевлять любую совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать все, что вы делаете вместе).
• Если звук поставлен, необходимо обращать внимание на то, как ребенок говорит его во фразовой речи. Если ребенок допускает ошибку необходимо его спокойно поправить, попросить повторить.
• Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь, прося ребенка произносить:
• - слоги с этим звуком (ША, ШИ, ШО, АШ, ОШ, УШ)
- слова, начинающиеся на этот звук (ШАР, ШУМ)
- слова, имеющие этот звук в середине, (МАШИНА, ВЕРШИНА)
- слова, оканчивающиеся на этот звук (МАЛЫШ, КАМЫШ)
- слова со стечением согласных (ИГРУШКИ, КОШКА)
- фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ).
Игровые приемы
для развития звукового, слогового анализа и синтеза,
развития фонематического восприятия и слуха
• Придумать слова на заданный звук (чтобы он был в начале, в середине, в конце слова).
• Придумать предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук.
• Разложить картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука (в зависимости от количества звуков, слогов).
• Преобразовать слова – КОШКА-КАШКА. – Что изменилось?
• Преобразовать слова - из букв одного слова составить другое – НОС – СОН и т. д.
• Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам: ДЭ, О, МЭ = ДОМ
• Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
• Игра «Города» - Москва – Анапа – Архангельск – Киев – и т. д.
• Составить слово из букв (слогов) разрезной азбуки.
• Игры на развитие слуховой и зрительной памяти «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Какие слова мы сейчас называли?» и т. д.
• Игра «Поймай звук» - вы задаете ребенку установку на какой – то звук и говорите разные слова, где этот звук есть и где его нет. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Если звука в слове нет – хлопать не надо.
• Игра «Снежный ком» - даете ребенку 1 слово и к этому слову добавляете еще слова по смыслу: Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки