Лилия Серик
Круглый стол с педагогами ДОУ на тему «Развитие творческого потенциала дошкольников путём интеграции музыки и театра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческого потенциала дошкольников
путём интеграций музыки и театра»
Интеграция музыки и театра направлена на формирование творческой личности ребенка, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей направленностью на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Здесь в нерасторжимом единстве существуют слово, музыка, драматическое действие, пение, танец и живописное оформление. Интеграция обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивает партнерские отношения между ними путем проведения занятий, спектаклей, мероприятий, встреч в образовательном учреждении.
Публикация «Круглый стол с педагогами ДОУ на тему „Развитие творческого потенциала дошкольников путём интеграции музыки и театра“» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Полноценное образование ребёнка дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребёнка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье. В настоящее время появились проблемы:
· затяжные адаптации детей и родителей к условиям детского сада;
· недостаточно созданная среда для самостоятельной и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
· увеличилось число детей с общим недоразвитием речи.
Поэтому актуальность интеграции музыки и театра обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качествах личности.
Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально – духовная сущность ребёнка переходит во вторую ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазию, творчество. Всё это может дать ребёнку театр. Именно в театрализованной деятельности его связывают художественное творчество и личные переживания. Мир тетра и музыки – страна реальных фантазий и доброй сказки, загадочных звуков.
Театрализованная деятельность — это самый распространенный и любимый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, он играет любые роли, стараясь подражать тому, кого видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Особое значение в работе с дошкольниками можно и нужно уделять всем видам детского театра, ведь это помогает:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- познакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- развитию творческого потенциала дошкольников.
«Театр – это большой мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей» /М. Б. Теплов-заслуженный деятель науки РСФСР, проф., доктор психологических наук /.
Вокруг театральной игры складываются и организуются самые разнообразные виды творчества. В театральном искусстве драматическое действие, слово, музыка, пение, танец, живописное оформление существуют в нерасторжимом единстве.
Именно музыкально-театральная деятельность помогает нам в формировании творческой личности, учит детей фантазировать, сочинять, помогает чувствовать, учит преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивает словесное творчество, творческие способности.
Это мастерство происходит в тесном контакте воспитателя и музыкального руководителя, т. к. музыка активизирует ребенка, побуждает к исполнению выразительных движений, различных ролей.
На каждую роль отводится несколько музыкальных эпизодов : вход (музыкальная характеристика) героя, песня или речитатив, сценические действия и уход.
Ведь музыка — это язык чувств. Она позволяет ребёнку глубже понять настроение того персонажа, которого он изображает, побуждает к импровизации, раскрывает артистические способности маленького артиста. Путём такой интеграции мы наблюдаем и согласованность действий героя с музыкой, и танцевальные композиции, и вокальные исполнения. Что было трудным, становится привычным. Ребёнок вживается в доверенную ему роль, любит своего персонажа и стремится более тонко изобразить его повадки, манеры такими выразительными средствами, как мимика, жесты, выразительность речи, при этом, меняя тембр голоса, повышая или понижая диапазон своей природной и естественной звуковой окраски голоса.
Больше всего дети любят разыгрывать народные сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок даёт ребёнку возможность лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Развитию творческой активности детей способствует и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, мы стараемся так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используем следующие задачи, действия, средства и приё мы:
Задачи
1. Развитие песенного, импровизационно-мелодического творчества.
2. Развитие танцевального творчества, музыкально-игровых импровизаций.
3. Развитие фантазии, словарного запаса, творческого воображения, обогащение круга представлений.
Действия
Изображение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Сочинение диалогов, различных образов людей, животных, игрушек в различных настроениях (действиях).
Существуют этюды. Их цель – совершенствование образных исполнений.
Изображение посредством мимики и жестов чувства восторга, радости, удивления, защиты, нападения, грусти.
У нас небольшая разминка, мы выполним несколько этюдов, готовы?
· ребёнок, у которого забрали игрушку
· улыбнуться, как мать своему ребёнку
· лисичка подслушивает
· незнайка, он ничего не знает
· мы в цирке, радость, восхищение
· жадный пёс дров принёс, воды наносил, тесто замесил, пирогов напёк, спрятался в уголок и съел сам гам-гам-гам!
Все молодцы! Правильно выполнили этюды. Приближается прекрасный праздник Новый год. Каждой из вас предстоит сыграть роль сказочного героя, имитировать движения, использовать подходящую мимику и жесты. Это вы все умеете. Так что- используйте своё мастерство и умение!
Средства
Игры-драматизации.
Настольный театр игрушек.
Кукольный театр.
Театр ног.
Театр рук.
Театральные постановки.
Игры на развитие внимания, творческого воображения.
Этюды на развитие навыков общения.
Творческие задания на развитие воображения и речи.
Творческие задания на развитие пантомимики.
Развлечения и праздники.
Результаты
Научить детей фантазировать, придумывать, сочинять, двигаться.
Помогать чувствовать, радоваться, хоть маленьким, но самостоятельно сделанным открытиям.
Помочь детям преодолеть застенчивость, замкнутость, робость.
Развивать творческие способности.
Приёмы
Выбор детьми роли по желанию.
Назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей.
Проигрывание ролей в парах.
Опыт показал, что развитие ребенка через театрально-познавательно-музыкальную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций и, конечно же, развивает творческий потенциал дошкольников.
Театрализованную деятельность рекомендуется включать: в организованную образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, в режимные моменты, во взаимодействие с родителями.
Интеграция разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, обеспечивает передачу образов воспринятого или собранного воображением ребенка в разных формах художественной деятельности.
Вопросы для обсуждения.
· Какие средства выразительности соответствуют тому или иному сценическому образу (жесты, мимика, движения)
· Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения. Давайте вместе назовём эти нравственные качества. Это дружба, доброта, смелость, собранность, целеустремлённость, взаимовыручка.
· Первичное освоение режиссёрской театрализованной игры осуществляется через разнообразные виды театров. А какие театры мы знаем? Называем по цепочке - я начинаю:
настольный театр игрушек
настольный плоскостной театр
театр на фланелеграфе
пальчиковый театр
пальчиковый театр
магнитно – настенный театр
театр мягкой игрушки
деревянный театр
конусный театр
театр народной игрушки
театр ростовой куклы
театр бибабо
марионеточный театр
театр рукавичек
теневой театр
И завершая наш круглый стол, ещё раз хочется сказать:
Театр – это игра! Не игра- забава, а игра – модель, игра – поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни.
Театр – особый и прекрасный мир! Именно музыкально – театрализованная деятельность помогает нам в формировании творческой личности, учит детей фантазировать, сочинять, преодолевать застенчивость.
Театрализованная деятельность развивает у ребёнка психические процессы – внимание, память, воображение, эмоционально – волевую сферу ребёнка.
Театр – средство приобщения ребёнка к жизни, к миру истории.
Использование театрального творчества позволяет воспитывать у детей отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.