МаринаПономарева
Круглый стол «Формирование антикоррупционных стандартов поведения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование антикоррупционных стандартов поведения у детей дошкольного возраста
В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное, прежде всего, миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями.
В рамках сложившейся системы воспитательной работы в образовательных учреждениях России задача антикоррупционного воспитания не ставилась. Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения воспитанников в целом. Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы нравственного воспитания.
Публикация «Круглый стол „Формирование антикоррупционных стандартов поведения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Просвещение и воспитательная работа по формированию у дошкольников антикоррупционных представлений являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.
Цель антикоррупционного воспитания заключается в создании условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции неприятия неправомерного поведения. а также для развития волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
Слайд 4
В МКДОУ «Детский сад №1» работа по профилактике коррупции ведется в соответствии с утвержденным планом и организована в трех направленияx :
Организационно-методическая работа с кадрами: включает в себя
• формирование профессиональных компетенций педагога в области антикоррупционного воспитания;
• совершенствование форм и методов работы с детьми;
• организация различных видов деятельности с детьми;
• разработка положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения;
• организация проведения игровых и обучающих программ.
Инструктивно-методическая работа:
• проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;
• консультации для педагогов, родителей, воспитанников;
Слайд 6
• размещение на стендах и сайте дошкольной образовательной организации информации антикоррупционного содержания.
Вот уже 5 лет в детском саду существует «Почта доверия». Обращаясь со своими вопросами, предложениями, родители получат своевременные ответы
Непосредственно работа с детьми
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, антикоррупционного мировоззрения.
ФГОС дошкольного образования отмечает важность воспитания у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, селу, родине.
Слайд 8
Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников МКДОУ «Детский сад №1» включает следующие составляющие:
1. Анализ опыта семейного воспитания по данному вопросу.
2. Уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».
3. Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
Помимо информационно-просветительского блока особое внимание обращают на привлечение воспитанников к поддержанию порядка в группе. Воспитанникам предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Создание системы ролевых игр способствует закреплению этой роли, росту человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому. При этом педагог должен быть примером.
Формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме, с учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников детского сада используем следующие темы.
Младший дошкольный возраст
• Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи.
Имена и фамилии членов семьи.
• Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю. Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.
• Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе и других общественных местах.
Старший дошкольный возраст
• Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели.
• Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
В нашем ДОУ работа по формированию антикоррупционных стандартов поведения педагоги с дошкольниками начинают вести уже во второй младшей группе. В этом возрасте необходимо прививать детям элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице; учить детей выявлять в разных ситуациях «добро» и «зло», определять хорошие и плохие поступки; формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. в режимных моментах создают игровые ситуации, чтобы воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим; обогащать словарь детей вежливыми словами. В подготовительной к школе группе больше внимания уделяют воспитанию честности, порядочности, развивать умение разыгрывать несложные инсценировки и формировать у детей антикоррупционное мировоззрения; прививать антикоррупционные навыки. В рамках данной работы педагоги ДОУ знакомят детей с различными профессиями и должностями, носители которых являются хранителями порядка, и правилами взаимодействия с людьми этих профессий.
С помощью презентаций педагоги активизируют внимание воспитанников, закрепляют положительные ассоциации и формируют поведенческих навыки детей. Эффективна в данном вопросе игра «Можно и нельзя». Детям предлагают картинки (видео) положительныx и отрицательныx поступков, как взрослыx, так и детей.
Организуют викторины (как одного из этапов квеста, распределив детей на команды, продолжают квест на прогулке. Дети, выполняя определенные задания и проходя испытания, для себя определяют, какими человеческими качествами нужно обладать, чтобы противостоять коррупции.
По завершении активныx форм работы обязательно организуется этап рефлексии, на котором дети делятся своими пережитыми эмоциями и чувствами.
С 26.11.2018 по 30.11.2018 года в рамках Международного дня борьбы с коррупцией в МКДОУ «Детский сад №1» были проведены мероприятия с родителями (законными представителями, детьми и педагогами детского сада с целью воспитания нравственных черт характера: толерантности, честности, доброты и отзывчивости. По всем возрастным группам были размещены папки передвижки, памятки антикоррупционного содержания в родительских уголках.
Каждая возрастная группа проявили своё творчество в работе.
Во второй младшей группе в результате проведённой беседы засияло «Солнышко добра», которое говорит о хороших поступках детей 2 младшей группы.
В течении недели воспитанники детского сада выполняли групповые творческие работы в результате которых группы украсили «Белый лебедь», «Цветы правды», «Букет справедливости», «Елочка дружбы».
В средней группе в ходе образовательной деятельности дошкольники усвоили, что с детства люди должны быть всегда справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными. Честно работать….
В подготовительной группе проведены занятия-беседы правового содержания для дошкольников на тему «Моя Родина – Россия!», «Символика России»
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными жизненными ситуациями, правильно формировать антикорупционное мировоззрение в дошкольном возрасте.