Марина
Круглый стол для педагогов «Пропедевтика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пропедевтика нарушений звукопроизношения
в условиях ДОУ»
Разработала: Попова М. Ю.
учитель-логопед МАДОУ №51
Цель. Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Оборудование. 2 стола, 2 цветка, индивидуальные зеркала, карандаши, книги и пособия для развития артикуляционной, мелкой моторики и речевого дыхания.
Публикация «Круглый стол для педагогов „Пропедевтика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас! Сегодня мы встретились за двумя круглыми столами - красным и желтым. Предлагаю порадоваться встрече друг с другом. (Педагоги передают друг другу цветок красного или желтого цвета и произносят фразу: "Я рада тебя видеть!")
Тема нашего круглого стола "Пропедевтика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ".
Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ общеразвивающего вида показывает, что 80% и более детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера. Довольно часто на фоне недостатков в развитии правильного звукопроизношения наблюдается и лексико-грамматическое недоразвитие речи.
В связи с этим, возрастает необходимость совместной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей воспитанников.
Каковы же причины речевых нарушений? Существует две группы причин, приводящих к нарушениям речи. Это внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) причины.
Вопрос коллегам за красным столом. Назовите внутренние (эндогенные) причины нарушений речи. (Ответы.) Рассмотрим их подробнее.
В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребенка при родах. Такие поражения нервной системы ребенка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, вовремя родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:
Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, легких, диабет, гипотония, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.
Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
Аллергии матери.
Перенесенные переливания крови.
Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество – непрямой билирубин.
Под его воздействием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.
Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).
Курение во время беременности, употребление алкоголя. Научно доказано влияние алкоголя ( даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи.
Короткий промежуток между беременностями (менее 1 года).
Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен.
Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера).
Основные причины повреждения нервной системы –
гипоксия и родовая травма.
Гипоксия - это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода. Причиной гипоксии плода могут быть: пороки сердца у матери, бронхиты, ранние токсикозы (от 4 недель до 4 месяцев); гистозы, патология пуповины, анемия (низкий гемоглобин).
Родовая травма - это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.
Во время родов страдает позвоночник и, в первую очередь, его шейный отдел. Даже в процессе нормальных родов при прохождении ребенка через родовые пути происходит переразгибание головки в шейном отделе, соскальзывание затылочной кости по отношению к 1-му шейному позвонку. В результате возможно патологическое смещение 2-х первых шейных позвонков по отношению друг другу или состояние подвывиха. Травмируется система позвоночных артерий, по которым получает кровь ствол и другие отделы мозга. Возникает хроническая ишемия - недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и расстраиваются функции головного мозга. А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции.
Вопрос коллегам за желтым столом. Назовите внешние (экзогенные) причины нарушений речи. (Ответы.) Рассмотрим их подробнее.
Для нормального речевого развития общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон, необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности.
Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребенка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьезная угроза возникновения задержки психического развития.
Речь ребенка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительного окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения, невротическое заикание.
Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит, различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.
Вашему вниманию представлены наиболее часто встречающиеся нарушения звукопроизношения у дошкольников.
Существует ряд общих причин возникновения нарушений звукопроизношения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Вопрос коллегам за красным столом. С какого возраста необходимо начать проводить работу по формированию правильного звукопроизношения? (Ответы.)
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Поговорим о направлениях профилактики нарушений звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
Организация полноценной речевой среды. Помимо общения с родителями, большая роль отводится воспитателю, речь которого должна быть образцом для подражания.
Просветительская работа с родителями.
Работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Вопрос коллегам за желтым столом. С помощью чего мы можем подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков? (Ответы.)
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Вопрос коллегам за красным столом. Кто должен ежедневно проводить артикуляционную гимнастику в группах: учитель-логопед или воспитатели? (Ответы.)
Коррекционная работа логопеда по постановке звуков немыслима без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. В тех группах, где воспитатели регулярно проводят артикуляционную гимнастику, как правило, меньшее количество детей посещает коррекционные занятия логопеда. Очень полезно сделать несколько упражнений артикуляционной гимнастики в начале занятия по коммуникации с включением элементов подготовки к обучению грамоте.
Напомню вам правила выполнения артикуляционной гимнастики.
На сегодняшний день разными авторами разработано множество вариантов интересного и нескучного для детей проведения артикуляционной гимнастики.
Я предлагаю вашему вниманию подборку игровых комплексов артикуляционной гимнастики для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Тренинг "Артикуляционная разминка с котиком Музиком". (Педагоги под руководством учителя-логопеда выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.)
Все мы, женщины, хотели бы иметь красивую улыбку на долгие годы. (Тренинг для ослепительной улыбки)
Как мы помним, также одной из причин нарушения звукопроизношения является недоразвитие речевого дыхания.
Вопрос коллегам за желтым столом. Что такое речевое дыхание? (Ответы.)
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
Выдох должен быть длительным, плавным.
Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
Вопрос коллегам за красным столом. С помощью каких игр и пособий мы развиваем речевое дыхание? (Ответы.) Проявляя изобретательность и выдумку, вы сможете помочь воспитанникам вырабатывать длительный ротовой выдох. (Показ игр и пособий. Презентация пособия "Прожорливые фрукты и овощи")
Выполнение дыхательных упражнений с произнесением гласных звуков также очень эффективно для развития речевого дыхания. Приглашаю всех участников на подобную дыхательную разминку. (Комплекс Крупенчук)
Вопрос коллегам за желтым столом. Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику? (Ответы.)
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
Вопрос коллегам за красным столом. Назовите способы развития мелкой моторики у дошкольников. (Ответы.)
Предлагаю вам наряду с традиционными способами развития мелкой моторики более широко использовать и нетрадиционные способы. (Показ игр и пособий)
Итог работы круглого стола. Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
В этой связи одной из главных задач учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т. д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.
Список использованной литературы.
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Серия «Родничок». АСТ, Астрель, 2006 – 64 с.
2. Анищенкова, Е. С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. — М. : ACT : Астрель. 2009. — 159, [1] с: ил. (Популярная логопедия).
3. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Серия «Логопедические технологии». М. : Книголюб, 2004.