Папки-передвижки

Круглый стол для педагогов ДОУ «От разнообразных форм к качеству образования» (экологическое воспитания дошкольников)

Наталья Осадченко
Круглый стол для педагогов ДОУ «От разнообразных форм к качеству образования» (экологическое воспитания дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь педагогам детских садов активизировать свою деятельность; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности по теме: «Развития экологической культуры детей дошкольного возраста».

На фоне музыки Вивальди «Времена года» (слайды презентации)

Земли, живущие народы –

Все мы от матери - природы.

Её беречь – наша задача,

И пусть поможет нам удача.

Повсюду чтоб цвели цветы,

И исполнялись все мечты.

Публикация «Круглый стол для педагогов ДОУ „От разнообразных форм к качеству образования“ (экологическое воспитания дошкольников)» размещена в разделах

И чтоб во все наши года,

Природу берегли всегда.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой.

Дискуссия «Малыши должны понять, что природа наша Мать»

Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование.

1. Что означает термин «Экология»?

Термин «экология» введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2. Проблемы экологии в нашей стране.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.

3. Что же такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

5. Определите задачи экологического воспитания.

Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

7. Назовите формы работы по экологическому воспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.

Организованные:

Образовательная деятельность

экскурсии (в парк, на луг, водоем);

наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

Совместная деятельность:

наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

целевые прогулки на природе;

чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,

рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона;

рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы;

сбор коллекций, семян, камней, листьев;

экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»);

опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке;

игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);

различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

8. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.

А. С. Пушкин, В. Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.

9. Формы взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию.

Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др., оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе, беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца, совместные с родителями акции, фотовыставки.

И подводя итоги нашей дискуссии, проведём рефлексию «Поляна маков»

Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут фишку синего цвета – если нет.

• Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.

• Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.

• Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.

• Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с ОД по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

• Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.

• На вашем участке имеются кормушки.

• Вы с детьми летом собирали корм для птиц.

• На вашем участке есть скворечник.

• Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.

• В группе есть библиотечка книг о природе.

• Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.

• В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.

Посмотрите, на нашу зелё но-голубую планету: я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, красные фишки смотрятся, как яркие цветы на зелёно-голубых столах.

Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах… Это положительные результаты в вашей и нашей работе.

Игра «Кто больше» назовёт пословиц, поговорок.

Как в мае дождь, так будет рожь.

Дождь в засуху — золотой дождь.

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

Январь — году начало, зиме середина.

В январе солнце на лето, зима — на мороз.

Февраль — кривые дороги.

Мороз не велик — стоять не велит.

В марте щука хвостом лёд разбивает.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

В марте курочка под порожком воды напьётся.

Март с водой, апрель с травой.

В апреле земля преет.

Коли в мае дождь — будет рожь.

Май холодный — год хлебородный.

Майский мороз не выдавит слёз.

Лес — богатство и краса земли.

По лесу надо с умом ходить.

Лес не школа, а всех учит.

Лето собирает, зима съедает.

Март — до обеда зима, после обеда весна.

Пришла весна, капель принесла.

В середине марта — с зимой попрощались, с долгожданной весной вновь повстречались.

В марте снег обильно тает, небо дождик дарит.

Март — солнцу рад, апрель — откроет дверь, май — сколько хочешь гуляй!

В марте — подснежники ищи.

Дети постоянно соприкасаются с природой, их привлекает всё! А воспитатель через игры продолжает расширять их кругозор.

Игра «Третий лишний» :

1. Чьи это слова: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней»?

(Пушкин, Лермонтов, Толстой)

2. Кто из этих животных не живёт в тайге?

(Волк, жираф, лиса)

3. Все ли эти птицы занесены в Красную книгу?

(Утка – мандаринка, сокол, воробей)

4. Какой из грибов ядовитый?

(Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник)

5. Все ли эти растения являются лекарственными?

(Крапива, колокольчик, синий василёк)

6. Кого называют «королём грызунов»?

(Суслик, бобр, хомяк)

7. Кого называют «глазастым охотником»?

(Варан, стрекоза, лягушка)

8. Кого на свете больше всех?

(Насекомые, растения, животные)

9. Какого жука называют опасным преступником?

(Майский жук, колорадский жук, жук – олень)

7. Какая из бабочек появляется ранней весной первой?

(Крапивница, переливница, адмирал)

8. Все ли эти насекомые полезные?

(Божья коровка, пчела, долгоносик)

9. Все ли эти змеи ядовитые?

(Гадюка, уж, кобра)

10. Какое животное живёт в пустыне?

(Верблюд, тигр, волк)

Игра «Экологическое лукошко»

1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе.

(Е. Чарушин.)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки». (В. Бианки.)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

9. Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)

10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (ОД.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа.)

Рефлексия в форме «синквейн».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной деятельности.

Дидактический синквейн

1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Я предлагаю вам для синквейна слово «Природа».

Публикации по теме:

Круглый стол для педагогов «На работе я — педагог, а дома — просто мама!»Круглый стол для педагогов «На работе я — педагог, а дома — просто мама!» План проведения 1. Приветствие. Обозначение цели и задач круглого стола. 2. Упражнение № 1 "Давайте поздороваемся" 3. Упражнение № 2 «Улыбнись,.

Круглый стол для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» Круглый стол «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» План работы: 1. Тест-опрос на знание педагогами.

Круглый стол для родителей «Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Цель: Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Задачи: - приобщить родителей к участию.

Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников» «Экономическое воспитание дошкольников» Цель: Обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей. Познакомить родителей с особенностями.

Круглый стол «Клуб любящих сердец» с родителями старшей возрастной группы с использованием интерактивных форм и методов Выполнила Штань Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 277», г. о. Самара Тема: «Клуб любящих сердец» Форма проведения:.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Круглый стол по теме: «Гендерный подход, как одно из условий модернизации современного дошкольного образования» (1 слайд) Тема сегодня моего круглого стала -Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста (2 слайд) Гендерное воспитание это.

Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж».

Круглый стол с педагогами и родителями застенчивых дошкольников В психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный.

Формирование интереса у дошкольников к восприятия художественной литературы посредством разнообразных форм работы Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы. Слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов ДОУ «От разнообразных форм к качеству образования» (экологическое воспитания дошкольников)
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 15:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол для педагогов ДОУ «От разнообразных форм к качеству образования» (экологическое воспитания дошкольников)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Осадченко (УИ 352441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД