МААМ-картинки

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста»

Ольга Крошухина
Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Предварительная работа:

1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей.

2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес. Уроки воспитания».

3. Подбор педагогической и психологической литературы по теме.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово педагога:

«У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.

Публикация «Круглый стол „Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Забота - это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота - это активная разновидность любви.

Заботиться - значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.

Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках.

После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, - он стесняется вашего поведения.

Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.

Если мама слишком заботится о том, чтобы удовлетворить ту или иную потребность мальчика, он нередко толкует ее поведение следующим образом: "Она не верит, что я могу сделать это сам". Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.

Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе.

Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них.

Девочке необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей. Нередко девочки удовлетворяют эту свою потребность, делясь со старшими чувствами и обращаясь к ним за помощью. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой.

Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, - однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков - мотивация к деятельности.

Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией.

Высокая оценка – "супертопливо" для мальчика. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Нет более сильного стимула, чем успех.

2. Обсуждение отрывка книги Д. Грея «Дети с небес. Уроки воспитания». Вопросы к родителям: как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?

Ниже я привожу несколько простых положений, которые по могут вам не забывать, что мальчики с Марса, а девочки с Венеры:

Мальчики с Марса: Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Мальчики с Марса: Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

Мальчики с Марса: Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочкам требуется больше помощи и ободрения.

Мальчики с Марса: Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.

Девочки с Венеры: Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой.

Мальчики с Марса: Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.

Девочки с Венеры: Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.

3. Предложить родителям пройти тест «Мальчики и девочки»

Итак…Согласны ли вы с утверждением?

1. Девочки послушнее мальчиков?

2. Девочки чаще защищают слабых?

3. У мальчиков более аналитический склад ума?

4. Мальчики амбициознее девочек?

5. Мальчики более способны в точных науках?

6. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?

7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?

8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая?

9. Мальчики агрессивнее девочек?

10. Мальчики лучше ориентируются на местности?

11. Девочки пассивнее мальчиков?

12. У девочек лучше развито чувство коллективизма?

13. Девочки более чувствительны к прикосновениям?

14. Девочки легче поддаются чужому влиянию?

15. Мальчики более активны?

16. Девочки более пугливы?

17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?

18. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?

19. У мальчиков более развита склонность к командованию?

А теперь узнаем совпадает ли ваше мнение с мнением специалистов-психологов…

1. Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.

2. Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.

3. Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.

4. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.

5. Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.

6. Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.

7. Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.

8. Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.

9. Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.

10. Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.

11. Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее.

12. Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.

13. Неправда. Существенного отличия нет.

14. Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются "правил игры", принятых в компании.

15. Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.

16. Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.

17. Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.

18. Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.

19. Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.

4. Слово педагога.

«Если вас спросить: осуществляют ли Вы в семье половое воспитание ребенка? Ответить на вопрос смогут далеко не все. Да и что вообще значит "половое воспитание"?

Дошкольный возраст - период активного проявления любознательности ребенка. Ребенку интересно все: животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек - и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми.

Свою потребность в любознательности ребенок удовлетворяет по-разному. Ежедневно он делает открытия, которые позволяют ему чувствовать свою значимость (конечно, если она имеет внешнее подкрепление в виде поддержки или похвалы взрослых). Он задает вопросы, на которые сам же пытается ответить, если же не получается - обращается к тем, кто - и малыш уверен в этом - непременно знает ответ.

Вот здесь перед взрослыми и стоит непростая задача: удовлетворить детское любопытство и как не травмировать детскую психику?

Ошибки родителей:

Либо родители считают ребенка слишком наивным, скрывают от него всё

Либо под предлогом «У меня растет мужчина!» воспитывают слишком откровенно.

5. Что вас чаще всего волнует? Давайте рассмотрим несколько наиболее часто задаваемых родителями вопросов?

Когда начинать говорить с ребенком о сексе?

Большинство родителей считает, что стоит дождаться, когда ребенок начинает задавать вопросы. Только один из ответивших выбрал вариант “вообще не говорить на эти темы”.

Комментарий психолога.

Развитие каждого ребенка – индивидуально. Один начинает задавать “личные” вопросы уже в 3 года, другой же молча наблюдает. Поэтому, если ребенок не проявляет интереса к теме секса (“откуда берутся дети”, “как рождаются” и т. д., не стоит загружать его лишней информацией. Но если появляется интерес, обязательно нужно отвечать.

Когда начинать объяснять ребенку о различиях между полами?

Большинство считают, что стоит дождаться вопросов. Многие (29%) выделили наиболее благоприятный возраст для начала бесед на эту тему – 2-3 года.

Комментарий психолога.

Различиями между полами дети начинают интересоваться уже в 3 года, а некоторые и раньше. Опять же, все очень индивидуально. Если маленький ребенок не спрашивает, но начинает трогать и разглядывать себя, стоит начать разговор первыми.

Мнение.

Когда сыну было около 3-х лет, он периодически заявлял, что не хочет быть мальчиком. Мне показалось, что это происходило по той причине, что девочки более красивые (нарядно одеваются, носят бантики и т. д.) Он периодически надевал что-то вроде платьев и платков. Я не заостряла на этом внимания, но пыталась объяснить ему (между прочим) все “плюсы” быть мальчиком (мальчик – это будущий мужчина, защитник, сильный, смелый и т. д.) применительно к сыну. Сейчас у него проблем с половой идентификацией больше нет. Возможно, он просто играл, примеряя на себя роль девочки.

Следует ли маленькому ребенку (дошкольнику) говорить правду?

Большинство (83%) ответили “да, конечно, учитывая его возраст”. 15% ответивших считают, что стоит сочетать правду со сказкой. И лишь один человек считает, что правда ребенку не нужна.

Комментарий психолога.

Бесспорно, правдивая информация необходима, но стоит ли загружать малыша терминами, научными названиями? Сказки могут быть разными. Они бывают полностью вымышленными (про капусту, про аиста) и могут сочетать в себе научную информацию, религию, романтические отношения. Маленькому ребенку будет интереснее и понятнее слушать про ангелочка, который прилетел к маме, чтобы стать ребенком; про семечко, которое, попадая в живот к маме от папы, начинает расти; про то, что дети получаются, когда два человека любят друг друга, у них семья, они заботятся друг о друге, обнимаются, целуются. Часто дошколенку вполне достаточно подобной сказки-были. А если не хватает информации – возникают вопросы, на которые необходимо отвечать предельно правдиво, но доступно, учитывая возраст. Но когда ребенку 7-8 лет и старше начинают сочинять подобные сказки, он не воспринимает их всерьез, а Вы рискуете потерять доверие и авторитет, т. к. у ребенка уже накоплен определенный опыт (наблюдение за животными и птицами, телевизор, общение со сверстниками).

Мнение.

Дочери 5 лет. В сексуальном воспитании мы с мужем придерживаемся следующих принципов: 1. не торопить события … 2. говорить только правду, но доступно и, учитывая возрастные особенности…. Сейчас дочь знает, что у мужчин и женщин разная физиология и дети получаются “от любви”. Разве это не правда? А показывать дошкольникам различные пособия с картинками я считаю нецелесообразным – т. о. их можно просто напугать… Самое главное – это не бояться “интересных” вопросов своего ребенка и быть готовыми на них ответить “правду и только правду, но не всю”.

Как себя вести, когда ребенок проявляет интерес к теме различия полов, задает вопросы?

Очень многие считают, что нужно постараться объяснить все как есть, но без лишних подробностей. Есть несколько мнений, что следует описать все с подробностями.

Комментарий психолога.

Не многие родители готовы отвечать на подобные вопросы, они теряются, не зная, с чего начать. Некоторые начинают сложно и путанно объяснять, вспоминая все, что читали. А ведь часто ребенку для начала вполне достаточно короткого и четкого ответа! Подробностями он начинает интересоваться, как правило, позже. Удивлена, что всего 2 человека выбрали вариант “уйти от ответа” и двое сказали бы "Ты еще маленький, вырастешь - узнаешь". В жизни так происходит часто, но, учитывая контингент опрошенных (высшее образование, а как следствие - высокий культурный уровень; заинтересованность делами и чувствами ребенка, радует сознательное отношение родителей.

На что опираться при сексуальном просвещении?

Половина ответивших полагают, что нужно действовать в зависимости от ситуации, 40% считают необходимым обращаться к специальной литературе для определенного возраста.

Комментарий психолога.

Согласна с читателями – взрослая литература никак не подходит для полноценного сексуального (полового) воспитания, в ней много лишней, пока не нужной ребенку информации, да и не учитываются особенности легкоранимой впечатлительной детской психики. Удивлена тем, что так мало родителей (8%) готовы поделиться своим опытом с детьми, неужели книжка может заменить рассказ мамы о ее первой любви или о встрече с папой? Или так мало положительного опыта?

Мнение.

Девочки-двойняшки 6 лет. На их вопросы о рождении детей начала отвечать в 4, показывала фото малыша в животе у мамы. Обсуждали вопросы нахождения малыша в животе и выход из него через “писю”. Как он туда попадает обсуждали лет в 5 (соединяются клеточки папы и мамы). Про роль половых органов в этом процессе пока не говорили. Купила книгу французских авторов специально для детей про сексуальное воспитание. Собираюсь применить ее после 7 лет. Не могу пока перейти на названия половых органов своими именами, особые трудности вызывают неблагозвучные названия женских половых органов. Про пенис и член мы уже говорили, когда они интересовались устройством мальчиков и папы…

6. Показать родителям специальную литературу по теме обсуждаемого вопроса. Желающие могут в последующем воспользоваться этими книгами.

7. Как удовлетворять детское любопытство? Педагог предлагает родителям памятку-правила «Психосексуальное развитие детей». Зачитывает совет и высказываем своё мнение.

Выводы: для усвоения нормальной сексуальности ребенку важны не только биологические свойства, но и родительское воспитание и собственный опыт!

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Круглый стол для родителей «Воспитание самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности» Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о возможностях, путях и способах воспитания самостоятельности у детей в процессе.

Круглый стол «Организационно-педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров; 2. Формирование представлений у дошкольников об опасных.

Круглый стол по теме: «Гендерный подход, как одно из условий модернизации современного дошкольного образования» (1 слайд) Тема сегодня моего круглого стала -Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста (2 слайд) Гендерное воспитание это.

Круглый стол по теме «Моя семья» с родителями детей I младшей группы Задачи: 1. Показать значимость семьи в воспитании ребенка. 2. Научить родителей давать правильную оценку в воспитании ребенка. Ход собрания:.

Круглый стол Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать.

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации) П. И.  чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.

Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения Труд является одним из универсальных средств приобщения.

Круглый стол для родителей «Мы с тобой равны!» о воспитании толерантности у детей дошкольного возраста Презентация о воспитании толерантности у детей дошкольного возраста на тему: «Мы с тобой-равны!» (к круглому столу для родителей) Подготовила:.

Проблема и основные направления полового воспитания умственно отсталых школьников. Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 16:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Крошухина (УИ 80599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД