Юлия Мусиенко
Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экономическое воспитание дошкольников»
Цель: Обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей.
Познакомить родителей с особенностями отношения ребенка к деньгам, труду взрослых, семейному бюджету.
Оборудование: музыкальное сопровождение, рисунки детей на тему
Публикация «Круглый стол для родителей „Экономическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
«Друзья копеечки», жетоны, пословицы и поговорки, карточки с ситуациями, бумага, карандаши, памятка для родителей.
Родители входят в зал оформленный детскими рисунками и плакатами:
«Знания – самая выгодная инвестиция»
Бенджамин Франклин
«Все идет от родителей – от того, как они относятся к своим детям, какой стимул для их развития находят»
А. Розенбаум
«Тот, кто думает, что деньги способны на все, вызывает подозрения в том, что он сам способен на все ради денег»
Бенджамин Франклин
1. Выступление воспитателя.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Ребёнок еще и слова не научился толком выговаривать, а уже осмысленно тычет пальчиком в золотые, алые, изумрудные обёртки. Маленький хитрец отлично знает, в каком магазинчике игрушки, где продается мороженое и сосачки. Редкая мама, а уж тем более бабушка устоит перед соблазном купить ребёнку не то, так другое…
Дети хотят жить на широкую ногу. Мир рекламных роликов и теле шоу сбивает детей с толка. Этот мир кажется им вполне реальным. Против бешеной и настойчивой рекламы нет (или почти нет) защиты. Голову надо мыть только таким шампунем, носить в кармане только такой сотовый те-лефон, отдыхать не в деревне у бабушки, а на Черном море.
Ребенок заворожен формой вещей, фирменными этикетками. Чем дальше, тем больше он стыдится, что в его семье не такой, «как положено» уровень жизни. Он не видит, что роскошно живут единицы, которые бросаются в глаза.
Шестилетняя Таня с плачем выбегает из групповой комнаты к маме, она опять сломала свою игрушку. «Не волнуйся, доченька, – успокаивает ее мать, – купим тебе другую».
Игорь в десять лет выпрашивает у родителей новый магнитофон, взамен прежнего, исправного, но менее «навороченного».
Максим в двадцать лет не может найти себе работу, соответствующую его способностям, поэтому живет дома на всем готовом, позволяя родителям содержать его.
Лена двадцать пять лет продает жилплощадь, чтобы купить дорогую шубу, которую некуда носить.
Сколько еще таких примеров можно привести! И это – все реальные истории, реально существующие люди, не имеющие представления о разумных потребностях, бережливости, цели труда и стоимости вещей.
Многие родители избалованных подарками детей, молодых иждивенцев, которые не могут или не хотят жить самостоятельно, жалуются: «сын ничего не бережет», «дочь не знает цену деньгам». A где дети могут приобрести такие знания? Как выработать у них жизненно необходимые навыки, воспитать человека, готового войти в жесткий мир нашей экономики?
Часто встречаются родители, считающих обязанными себя обеспечить детям беззаботную жизнь, потому что «они еще маленькие» или потому что «мы желаем им счастья». Вместе с тем опыт показывает, что дети, не получившие в семье практические ориентиры в экономических и финансовых вопросах, оказываются неприспособленными к жизни, не могут твердо встать на ноги.
Чтобы избежать разочарования, нужно быть готовым к тому, что вас ждет и подготавливать подрастающего человечка по мере того, как он растет.
А что же знают дети о деньгах? Предлагаю посмотреть видео. (Просмотр предварительно записанных на диск ответов детей на тему «Что такое день-ги?»)
Проанализировав ответы детей и, проведенное ранее анкетирование родителей детского сада, я считаю, что круглый стол на тему «Экономическое воспитание детей» поможет нам найти ответы на многие во-просы.
Родители делятся на две команды.
2. Викторина:
1)Как называются иностранные деньги? (валюта)
2)Как можно по - другому назвать деньги? (рубли, копейки)
3)Как называется количество денег, которое надо заплатить за товар? (сумма) 4)Как называется ввоз товаров в страну? (импорт)
5)Как называется вывоз товаров из страны? (экспорт)
6)Что такое семейный бюджет и из чего он складывается?
7) Крупное учреждение, где хранятся финансовые средства? (банк)
8)Самый дорогой металл? (золото)
9) Объявление, извещение о товаре, услуге? (реклама)
10)Натуральный обмен, товарная сделка. (бартер)
11)Деньги, выдаваемые вперед за счет заработка. (аванс)
12) Его все платят. (налог)
3. Конкурс «Путаница»
Каждая команда получает лист бумаги, на котором написано необычным способом три поговороки или пословицы. За определенное время все участники должны правильно прочесть поговорку или пословицу.
1-й лист.
Оенвижан олед – игьнед. (Деньги дело наживное)
Тябюл течс – игьнед (Деньги счет любят)
Адов отч, игьнед. (Деньги, что вода)
2-й лист.
Еьтсачс хагьнед в ен. (Не в деньгах счастье.)
Атабрещ ен акчеепок ашан и. (И наша копеечка не щербата)
Имьдюл имырбод с а, ьтиж имагьнед с ен. (Не с деньгами жить, а с добрыми людьми).
4. Рассматривание ситуаций.
- Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу? (Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные). Ребенок не обращает на номинал денег внимания, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
- Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
Итак… (выслушать мнение родителей на данные вопросы)
С какого же возраста следует знакомить ребенка с деньгами, с какого возраста необходимо заниматься повышением финансовой грамотности детей?
Этот вопрос сугубо индивидуален, т. к. развитие каждого отдельного ребенка протекает не одинаково, но то, что нужно начинать прививать финансовую грамотность, как можно раньше - это факт. Обозначим этот возраст - 3 года.
С чего нужно начать повышение финансовой грамотности?
1) Так как ведущей деятельностью подрастающего человечка явля-ется игра, то начинать необходимо именно с этого вида деятельности. Очень хорошим подспорьем являются настольные бизнес - игры : Денежный поток для детей ( возраст: от 6 лет и старше, Миллионер Classic. Монополия ( возраст: от 6 лет, Анти - Монополия ( возраст: от 8 лет, Монополист Лунопарк (версия игры Монополия) ( возраст: от 5 лет). Эта тема актуальна, поэтому на прилавках магазина сейчас можно найти и другие экономические игры, которые дают первоначальное представление о современном бизнесе. Но самое главное, такие игры способны сформировать у детей четкое представление о деньгах, развить у них навыки управления своим денежным потоком. Такие игры способствуют повышению финансовой грамотности и самих родителей (никого для кого нет секрета, что в советские времена, вопросом финансовой грамотности занимались крайне редко или вообще умалчивался, а также сближению родителей и детей в результате совместной игры. Такие игры вызывают интерес детей к данной теме и, благодаря этому, дети продолжают дальнейшее самостоятельное изучение данного предмета. Но вы, наверное, заметили, возрастной диапазон таких экономических игр 5-8 лет и старше. А как же быть с тем, что лучше начинать финансовое образование детей, как можно раньше (с 3 лет? Чтобы малыш понимал, что такое деньги и для чего они нужны, помогут ролевые игры, например: "Магазин" (научит вести счет деньгам) : ребенок уже знает к этому времени, что все необходимое для дома берется в магазине и, что в магазине происходит обмен денег на товар. В данной игре важно показать ребенку, что деньги имеют такую способность, как заканчиваться. Вместе поразмышляйте о том, что можно сделать, чтобы не оставить все деньги в магазине, откуда же появляются деньги, как они добываются.
Такие размышления с ребенком в раннем возрасте могут приятно вас удивить, а также вы будите замечать, как развивается финансовое мышление ребенка. Вообще, любые действия, которые вы производите с деньгами, важно проигрывать с ребенком.
Ходите ли вы в банк, берите ребенка с собой, а затем, придя домой, поиграйте с ним в игру "Банк" (научит экономить, после этого обязательно поразмышляйте, для чего нужно делать такие вклады, что это может принести в дальнейшем. По началу на многие вопросы будете отвечать сами (но и не спешите с ответом, дайте возможность самому ребенку что-нибудь сказать). По истечению времени, вы будете поражены насколько практично будет подходить ребенок к столь важному вопросу, как деньги, как финансово грамотно (хотя и по - детски) будут звучать все его размышления, касающиеся денег. И больше вы никогда не услышите истерический плач ре-бенка в магазине: Хочу-у-у. "
Хотите привить в ребенке предпринимательскую жилку, то в этом вам поможет ролевая игра "Рынок", где уместен еще торг. И помните, что необходимо постоянно ребенка хвалить за изобретательность и предприимчивость.
2) Формирование у детей правильного мышления тоже является неотъемлемой частью финансовой грамотности.
"Мы можем позволить себе это, но я хотел бы потратить эти деньги на другое"
"У нас есть деньги, но мы ведь запланировали их на. "
"У тебя есть деньги, и ты вправе их потратить так, как ты только захочешь"
Общайтесь с детьми и помните, что возможности и способности детей гораздо больше, чем мы взрослые предполагаем. Думайте позитивно, и прививайте к ребенку позитивное финансовое мышление.
3) Формирование у детей дисциплины. Cоблюдение порядка приводит к экономии времени, к адекватному оцениванию всех своих достижений, появляется чувство уважения к себе. А если присутствует дисциплинированность к себе, то, как правило, это качество проявляется во всем, в частности, и к деньгам. Развиваются такие черты характера, как экономичность, точность, ответственность.
Когда нужно впервые выделить своему чаду деньги на карманные расходы?
Как только ваш малыш научился считать. В игровой форме вы можете показать ребенку, какие бывают деньги, какие купюры существуют и, что на одну "бумажку", можно купить очень много "чупиков". "Счет - карманные деньги - игра" - это то, что позволит ребенку грамотно манипулировать деньгами, как "взрослые", ведь именно к этому стремятся все дети. Да и с математикой тогда в школе проблем не будет, ведь вы на примере, будете проводить вычислительные операции, и решать житейские задачки. Но это лишь с учетом, что вы регулярно анализируете денежный поток своего ребенка, всегда поддерживаете ум малыша в тонусе.
Сколько стоит давать карманных денег детям?
Это зависит от вашего семейного бюджета и насколько ваш ребенок готов иметь карманные деньги. Что я имею в виду, говоря о готовности ребенка иметь карманные деньги? Посмотрите, как ваш ребенок относится к деньгам: попустительски, "транжирит" любые появившиеся в его личной копилке деньги и т. д., то, возможно, нужно начать с минимальной суммы, увеличивая постепенно сумму денег на карманные расходы, по мере того, насколько разумно ваш ребенок подходит к доходам и расходам своего личного бюджета. Но это ваш труд, финансовой грамотности (правильному распоряжению своими деньгами) должны научить вы!
Как часто давать карманных денег ребенку?
Самым маленьким человечкам, которые только еще познают мир, можно давать тогда, когда вы идете вместе в магазин, т. к. они еще не чувствуют периоды времени и для них неделя - это как для взрослого месяц. В младшем школьном возрасте можно уже ограничить выдачу денег одной неделей, а в подростковом возрасте - месяц.
Стоит ли наказывать его деньгами за проступки, за плохие отметки в школе?
Лишать детей денег просто недопустимо. Проступки детей, плохие от-метки - это одно, а деньги - это другое. Эти две вещи ни как не должны пересекаться друг с другом. Чтобы увеличить хорошую успеваемость достаточно позаниматься с ребенком, говорить о важности данного предмета, Тоже касается проступков и плохого поведения. Что же касается денег, то, выдавая деньги на карманные расходы, мы планируем научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами, т. е. учим его финансовой грамотности, а чему мы научим, если лешим его того, что является целью обучения!
Могут ли деньги испортить ребенка?
Могут, если не обучать финансовой грамотности с раннего детства. А если же вы регулярно учили ребенка, как правильно подсчитывать доходы и расходы, учили экономить, учили распределять деньги на благотворительность, подарки, непредвиденные нужды и т. д. Т. е учили грамотно манипулировать деньгами, то у ребенка будет "здоровое" отношение к деньгам.
Контролируйте ребенка, но не заметно, пусть он считает, что все его "финансовые операции" проходят под его личным контролем. И постоянно хвалите за успехи и достижения в финансовом образовании, ведь "Доброе слово даже кошке приятно" И помните, финансовая грамотность и будущее вашего ребенка зависит от вас, проложите своему ребенку путь к счастливому, финансово грамотному, финансово свободному будущему!
5. Тест для родителей «Ребёнок и деньги».
Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.
1. Если ребёнок просит меня купить что – то недорогое, я покупаю.
Всегда – 3.
Иногда – 2.
Только если он этого заслуживает – 1.
2. Я хочу, что бы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если ее одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же.
Обязательно – 3.
Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2.
Обойдётся – 1.
3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за 500 рублей!»
Конечно, мама не права – 3.
Если мама хочет, она может покупать себе любимые вещи главное, что бы семья тоже не страдала – 2.
Какая негодяйка, да как она смеет так говорить?–1.
4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по–прежнему обходится без компьютера.
Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет – 3.
Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять—2.
Пускай идет разгружать вагоны и покупает себе хоть «Мерседес» – 1.
5. Карманные деньги детям необходимы.
Всегда – 3.
Если они не могут зарабатывать сами – 2.
Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1.
6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу
Всегда – 3.
Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2.
Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1.
Итак, вы набрали:
От 12 до 18 очков.
Осторожней! Вы вконец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.
От 6 до 12 очков.
Золотая середина вроде все по делу, ваш ребенок не избалован, но и не заброшен вниманием и заботой. Продолжай в том же духе!
От 1до 6 очков.
Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка в «черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в подарках, - прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот приём применялся вовремя.
Обсуждение.
6. Выставка детских работ на тему «Друзья Копеечки»
7. Итог.
Дети и деньги – тонкий инструмент воспитания, пользоваться им надо осторожно, учитывая быстрое взросление. Вместо вчерашнего давления, требуется ваш добрый совет как более опытного человека: увидите, он найдет понимание.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети…
Трудно с ними, ну и пусть.
Спасибо за внимание.
Литература:
1. Андреев Н. «Семейная экономика»// Семья и школа» 1985 №12
2. Газета «Школьный психолог»№7-8февраль, 1998 г. статья «Цена денег»
3. Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников» М. : ТЦ Сфера, 2002.
4. Мельникова О. И. «Экономика – детям, большим и маленьким» М. 1984г.